Восстановление на работе государственного служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Восстановление на работе государственного служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение из-за непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и т.д. признается законным, даже если они не были представлены госслужащим, восстановленным на работе по окончании периода, за который он не представил сведения
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение из-за непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и т.д. признается законным, даже если они не были представлены госслужащим, восстановленным на работе по окончании периода, за который он не представил сведения
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по инициативе представителя нанимателя
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела, с Д. ...был подписан служебный контракт... о принятии его на должность государственной гражданской службы - ведущего специалиста-эксперта отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения.
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела, с Д. ...был подписан служебный контракт... о принятии его на должность государственной гражданской службы - ведущего специалиста-эксперта отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение прокурором механизма судебной защиты прав уволенных лиц
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)В 2021 г. в суды поступило 9 403 исковых заявления о восстановлении на работе, из них 86 исков предъявлено прокурорами (в 2020 г. - 11 144 и 87 соответственно, в 2019 г. - 11 705 и 74) <1>, из которых 51 иск - в связи с увольнением по инициативе работодателя (ст. ст. 71, 81 ТК РФ), 6 - в связи с увольнением вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ), 5 - в связи с несоблюдением ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, 2 - в связи с увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), 1 - о восстановлении на государственной (муниципальной) службе в связи с признанием приказа в отношении государственного (муниципального) служащего об увольнении недействительным, 21 - в связи с иными спорами по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе.
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)В 2021 г. в суды поступило 9 403 исковых заявления о восстановлении на работе, из них 86 исков предъявлено прокурорами (в 2020 г. - 11 144 и 87 соответственно, в 2019 г. - 11 705 и 74) <1>, из которых 51 иск - в связи с увольнением по инициативе работодателя (ст. ст. 71, 81 ТК РФ), 6 - в связи с увольнением вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ), 5 - в связи с несоблюдением ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, 2 - в связи с увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), 1 - о восстановлении на государственной (муниципальной) службе в связи с признанием приказа в отношении государственного (муниципального) служащего об увольнении недействительным, 21 - в связи с иными спорами по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Анализ судебной практики по рассмотрению судами исковых заявлений "о признании приказа об увольнении государственного гражданского служащего по причине утраты доверия незаконным и восстановлении на работе" на предмет выявления наиболее часто оспариваемых оснований увольнения в связи с утратой доверия показывает следующее.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Анализ судебной практики по рассмотрению судами исковых заявлений "о признании приказа об увольнении государственного гражданского служащего по причине утраты доверия незаконным и восстановлении на работе" на предмет выявления наиболее часто оспариваемых оснований увольнения в связи с утратой доверия показывает следующее.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 775-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рыхтиковой Лины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав частью 17 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"Как следует из представленных материалов, Л.Ю. Рыхтикова уволена Приказом Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 января 2006 года за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей и за невыход на работу без уважительной причины. Решением суда общей юрисдикции от 20 марта 2008 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, Л.Ю. Рыхтиковой отказано в удовлетворении требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оплате листка нетрудоспособности, переоформлении трудового договора государственного служащего на служебный контракт гражданского служащего и переназначении на должность государственной гражданской службы, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда в связи с пропуском срока обращения в суд (статья 198 ГПК Российской Федерации).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рыхтиковой Лины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав частью 17 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"Как следует из представленных материалов, Л.Ю. Рыхтикова уволена Приказом Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 января 2006 года за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей и за невыход на работу без уважительной причины. Решением суда общей юрисдикции от 20 марта 2008 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, Л.Ю. Рыхтиковой отказано в удовлетворении требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оплате листка нетрудоспособности, переоформлении трудового договора государственного служащего на служебный контракт гражданского служащего и переназначении на должность государственной гражданской службы, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда в связи с пропуском срока обращения в суд (статья 198 ГПК Российской Федерации).
Решение Верховного Суда РФ от 18.10.2010 N ГКПИ10-951
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом президента РФ от 31.12.2005 N 1574>Гражданка А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра в части отнесения должности "помощник судьи" к категории должностей "помощники (советники)". Как указывает заявитель, она работала в суде в должности помощника судьи с апреля 2002 г. В марте 2008 г. с ней был заключен служебный контракт сроком на один год, по окончании которого она уволена с гражданской службы. Она обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, в удовлетворении исковых требований ей было отказано в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должность "помощник судьи" отнесена к категории "помощники (советники)", с которыми согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" должны заключаться срочные служебные контракты. Оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует данному Федеральному закону, нормам международного права, лишает ее права на труд и достойную заработную плату.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом президента РФ от 31.12.2005 N 1574>Гражданка А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 подраздела 3 раздела 14 Реестра в части отнесения должности "помощник судьи" к категории должностей "помощники (советники)". Как указывает заявитель, она работала в суде в должности помощника судьи с апреля 2002 г. В марте 2008 г. с ней был заключен служебный контракт сроком на один год, по окончании которого она уволена с гражданской службы. Она обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, в удовлетворении исковых требований ей было отказано в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должность "помощник судьи" отнесена к категории "помощники (советники)", с которыми согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" должны заключаться срочные служебные контракты. Оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует данному Федеральному закону, нормам международного права, лишает ее права на труд и достойную заработную плату.
Статья: Сокращение госслужащего: как избежать ошибок?
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)При этом 19.04.2021 ей стало известно, что на аналогичную замещаемой ею должность назначена государственная служащая, которая имела меньший стаж работы и более низкую квалификацию. После чего Я. обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе в прежней должности, о взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)При этом 19.04.2021 ей стало известно, что на аналогичную замещаемой ею должность назначена государственная служащая, которая имела меньший стаж работы и более низкую квалификацию. После чего Я. обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе в прежней должности, о взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Статья: Можно ли изменить должностные обязанности гражданского служащего?
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)К. обратилась с иском к районному суду о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, заработной платы и ежемесячного материального стимулирования, компенсации морального вреда.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)К. обратилась с иском к районному суду о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, заработной платы и ежемесячного материального стимулирования, компенсации морального вреда.
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на выплату выходного пособия
(КонсультантПлюс, 2025)восстановили на работе работника (например, по решению суда), ранее выполнявшего эту работу;
(КонсультантПлюс, 2025)восстановили на работе работника (например, по решению суда), ранее выполнявшего эту работу;
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Относительно особенностей проверки судом в гражданском процессе требований о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания можно отметить следующее. Суды, рассматривая дела о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, руководствуются правилом: "Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения)" <11>. Суды при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе проверяют также, что работодатель соблюдает общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду <12>. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен <13>. Что касается споров о законности наложения дисциплинарного взыскания на госслужащего, суды также проверяют наличие оснований для проведения служебной проверки, соблюдение порядка ее проведения <14>.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Относительно особенностей проверки судом в гражданском процессе требований о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания можно отметить следующее. Суды, рассматривая дела о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, руководствуются правилом: "Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения)" <11>. Суды при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе проверяют также, что работодатель соблюдает общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду <12>. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен <13>. Что касается споров о законности наложения дисциплинарного взыскания на госслужащего, суды также проверяют наличие оснований для проведения служебной проверки, соблюдение порядка ее проведения <14>.
Статья: В помощь кадровику: восстановление госслужащего на прежнем месте работы
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8
Вопрос: Каков порядок судебной защиты социальных прав граждан?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако только суд вправе признать какое-либо решение, нарушающее социальные права граждан, незаконным, обязать выполнить действие, восстановить на работе в соответствующей должности, взыскать денежные средства. Названные выше лица такими полномочиями не наделены.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако только суд вправе признать какое-либо решение, нарушающее социальные права граждан, незаконным, обязать выполнить действие, восстановить на работе в соответствующей должности, взыскать денежные средства. Названные выше лица такими полномочиями не наделены.
Статья: Использование частноправовых конструкций при оценке пределов осуществления трудовых прав работниками
(Михайленко Ю.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 10)Тем не менее практика отказа в защите прав работника со ссылкой на злоупотребление ими имеется. Ее основанием служит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" <14>, в п. 27 которого в качестве примера злоупотребления приводится сокрытие работником информации об уважительности отсутствия на работе либо информации, обусловливающей особые требования к порядку увольнения. У работника действительно нет обязанности информировать работодателя о состоянии здоровья (помимо случаев, указанных в законе, к которым процедура увольнения не относится) или об участии в профсоюзе. Не должен он и давать объяснения по поводу предполагаемого дисциплинарного проступка. Следовательно, работник, не нарушив своих обязанностей, создает ситуацию, в которой работодатель, полагая, что действует правомерно, совершает правонарушение. Следовательно, отказ в защите права на восстановление на работе при формально незаконном увольнении суд может обосновать лишь фактом злоупотребления работником своими правами.
(Михайленко Ю.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 10)Тем не менее практика отказа в защите прав работника со ссылкой на злоупотребление ими имеется. Ее основанием служит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" <14>, в п. 27 которого в качестве примера злоупотребления приводится сокрытие работником информации об уважительности отсутствия на работе либо информации, обусловливающей особые требования к порядку увольнения. У работника действительно нет обязанности информировать работодателя о состоянии здоровья (помимо случаев, указанных в законе, к которым процедура увольнения не относится) или об участии в профсоюзе. Не должен он и давать объяснения по поводу предполагаемого дисциплинарного проступка. Следовательно, работник, не нарушив своих обязанностей, создает ситуацию, в которой работодатель, полагая, что действует правомерно, совершает правонарушение. Следовательно, отказ в защите права на восстановление на работе при формально незаконном увольнении суд может обосновать лишь фактом злоупотребления работником своими правами.