Вопросы выносимые на референдум
Подборка наиболее важных документов по запросу Вопросы выносимые на референдум (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Местный референдум
(КонсультантПлюс, 2025)Признается правомерным отказ вынести на местный референдум вопрос, который содержит в себе не один самостоятельный вопрос (например, с формулировкой "Согласны ли Вы с реорганизацией или ликвидацией школ")
(КонсультантПлюс, 2025)Признается правомерным отказ вынести на местный референдум вопрос, который содержит в себе не один самостоятельный вопрос (например, с формулировкой "Согласны ли Вы с реорганизацией или ликвидацией школ")
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная юрисдикция: в поисках определения
(Коркачева Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Таким образом, к юрисдикционным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся полномочия, направленные на устранение таких противоречий. Автор считает, что толкование Конституции РФ не является юрисдикционным полномочием, так как носит разъяснительный характер, а не устраняет противоречия. Также к неюрисдикционным полномочиям следует отнести полномочия: по проверке на конституционность вопроса, выносимого на референдум; по проверке на конституционность проектов законов России о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов законов до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
(Коркачева Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Таким образом, к юрисдикционным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся полномочия, направленные на устранение таких противоречий. Автор считает, что толкование Конституции РФ не является юрисдикционным полномочием, так как носит разъяснительный характер, а не устраняет противоречия. Также к неюрисдикционным полномочиям следует отнести полномочия: по проверке на конституционность вопроса, выносимого на референдум; по проверке на конституционность проектов законов России о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов законов до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Статья: Президент Российской Федерации как сторона конституционного судебного процесса
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Важно отметить, что в конституционном судопроизводстве тесно переплетаются, но при этом имеют разное процессуальное наполнение две процедуры - это производство по запросу Президента РФ о соответствии инициативы выдвижения референдума Конституции РФ и производство по запросу Верховного Суда РФ о проверке вопроса референдума на его конституционность. Здесь различаются не только субъекты запроса, но и его предмет и допустимость. Так, допустимость запроса Президента РФ связана с положительным решением ЦИК РФ относительно поступившей инициативы проведения референдума. Ученые также отмечали, что на практике может возникнуть затруднение с определением содержания запроса Президента РФ, то есть собственно с его предметом. Так как в Законе о референдуме есть некоторая нечеткость формулировок, не вполне понятно, будет ли предметом запроса Президента РФ конституционность всей процедуры инициирования референдума или только непосредственно вопрос референдума <29>. На наш взгляд, если исходить формально из формулировок ст. 110.4 и 110.5 Закона о Конституционном Суде, то напрашивается вывод, что речь идет только о вопросе, выносимом на референдум.
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Важно отметить, что в конституционном судопроизводстве тесно переплетаются, но при этом имеют разное процессуальное наполнение две процедуры - это производство по запросу Президента РФ о соответствии инициативы выдвижения референдума Конституции РФ и производство по запросу Верховного Суда РФ о проверке вопроса референдума на его конституционность. Здесь различаются не только субъекты запроса, но и его предмет и допустимость. Так, допустимость запроса Президента РФ связана с положительным решением ЦИК РФ относительно поступившей инициативы проведения референдума. Ученые также отмечали, что на практике может возникнуть затруднение с определением содержания запроса Президента РФ, то есть собственно с его предметом. Так как в Законе о референдуме есть некоторая нечеткость формулировок, не вполне понятно, будет ли предметом запроса Президента РФ конституционность всей процедуры инициирования референдума или только непосредственно вопрос референдума <29>. На наш взгляд, если исходить формально из формулировок ст. 110.4 и 110.5 Закона о Конституционном Суде, то напрашивается вывод, что речь идет только о вопросе, выносимом на референдум.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава XVI. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О СООТВЕТСТВИИ ВОПРОСА,
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава XVI. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О СООТВЕТСТВИИ ВОПРОСА,
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)КС РФ по запросам Президента РФ, Верховного Суда РФ проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум РФ.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)КС РФ по запросам Президента РФ, Верховного Суда РФ проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум РФ.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Далее, Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> в соответствии с поправками к Основному Закону страны приведен порядок формирования, организации и функционирования данного высшего судебного органа. Сокращение числа судей, проверка конституционности региональных законов по запросу главы государства, толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, представительных органов власти регионов; проверка по запросу Президента РФ, Верховного Суда РФ конституционности вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума, - все изменения были вызваны объективными обстоятельствами, и сегодня их нужно осмыслить, но они снова подтверждают верховенство главы государства в формировании единой системы публичной власти.
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Далее, Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> в соответствии с поправками к Основному Закону страны приведен порядок формирования, организации и функционирования данного высшего судебного органа. Сокращение числа судей, проверка конституционности региональных законов по запросу главы государства, толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, представительных органов власти регионов; проверка по запросу Президента РФ, Верховного Суда РФ конституционности вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума, - все изменения были вызваны объективными обстоятельствами, и сегодня их нужно осмыслить, но они снова подтверждают верховенство главы государства в формировании единой системы публичной власти.
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Запрос, соответственно, можно определить как требование уполномоченных на то субъектов о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо проекта федерального конституционного закона или федерального закона, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации и законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), либо соответствующего нормативного акта, либо указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о толковании Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о проверке соответствия вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации, Конституции Российской Федерации; о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража).
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Запрос, соответственно, можно определить как требование уполномоченных на то субъектов о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо проекта федерального конституционного закона или федерального закона, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации и законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), либо соответствующего нормативного акта, либо указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о толковании Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о проверке соответствия вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации, Конституции Российской Федерации; о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража).
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Поэтому во многих странах, где допустимы референдумы, они обычно касаются вопросов и государственной, и общественной жизни. К примеру, если где-то были запрещены разводы женщины и мужчины, и подобный вопрос выносился на референдум, то ведь очевидно, что на нем было представлено мнение (воля) большинства населения.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Поэтому во многих странах, где допустимы референдумы, они обычно касаются вопросов и государственной, и общественной жизни. К примеру, если где-то были запрещены разводы женщины и мужчины, и подобный вопрос выносился на референдум, то ведь очевидно, что на нем было представлено мнение (воля) большинства населения.