Вопросы министерства юстиции РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Вопросы министерства юстиции РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Государственная регистрация НКО
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу о том, признается ли недействительным распоряжение Минюста России о регистрации ассоциации, если она создана на основании решения учредителей, признанного впоследствии недействительным, практика судов неоднозначна:
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу о том, признается ли недействительным распоряжение Минюста России о регистрации ассоциации, если она создана на основании решения учредителей, признанного впоследствии недействительным, практика судов неоднозначна:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Ведет ли Министерство юстиции Российской Федерации реестр третейских судов?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Вопрос: Каковы полномочия Минюста России в сфере судебно-экспертной деятельности?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.01.2023 N 10
(ред. от 17.09.2025)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации")1. Настоящим Положением определяется правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России), в том числе сфера деятельности, задачи, функции, полномочия и структура, а также устанавливается правовая основа организации его деятельности.
(ред. от 17.09.2025)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации")1. Настоящим Положением определяется правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России), в том числе сфера деятельности, задачи, функции, полномочия и структура, а также устанавливается правовая основа организации его деятельности.
Приказ Минюста России от 02.08.2023 N 207
"Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2023 N 74615)Полномочия Министра и заместителей Министра
"Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2023 N 74615)Полномочия Министра и заместителей Министра
Статья: Благотворительность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о регистрации НКО принимает уполномоченный орган - Минюст России или его территориальный орган (п. 2 ст. 13.1 Закона об НКО, пп. 1 п. 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"). А внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется ФНС России на основании соответствующего решения Минюста России (п. 3 ст. 13.1 Закона об НКО, ст. 2 Закона о регистрации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о регистрации НКО принимает уполномоченный орган - Минюст России или его территориальный орган (п. 2 ст. 13.1 Закона об НКО, пп. 1 п. 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"). А внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется ФНС России на основании соответствующего решения Минюста России (п. 3 ст. 13.1 Закона об НКО, ст. 2 Закона о регистрации).
Статья: Современная судебная система: проблемы и пути их решения
(Васючкова О.А., Афонин В.П.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти в Российской Федерации, что закреплено в ст. 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) <1> (далее - Конституция РФ) и что подчеркивает ее особый статус. Несмотря на то что российская система права относится к романо-германской правовой семье, судебная власть играет значимую роль в развитии как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности. Ведь на практике довольно трудно представить ситуацию, при которой нормы права не обладают механизмом защиты, поскольку ст. 46 Конституции РФ устанавливает право каждого на судебную защиту прав и свобод. Соответственно, законодательная деятельность неразрывно связана с судебной, и при отсутствии механизма защиты невозможно признать те или иные нормы права легитимными. Аналогично можно говорить об исполнительно-распорядительной деятельности, которая тесно связана с судебной системой через органы исполнительной власти, в число которых, согласно ст. 2 ч. I Указа Президента РФ от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" <2>, входит Министерство юстиции Российской Федерации, напрямую взаимодействующее с судебной системой. Становится ясно, что одним из обязательных условий развития государства является согласованное развитие трех ветвей власти, поскольку возникновение проблем в одной сфере неизбежно оказывает негативное влияние и на эффективность работы других ветвей власти, что так или иначе формирует определенное общественное мнение.
(Васючкова О.А., Афонин В.П.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти в Российской Федерации, что закреплено в ст. 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) <1> (далее - Конституция РФ) и что подчеркивает ее особый статус. Несмотря на то что российская система права относится к романо-германской правовой семье, судебная власть играет значимую роль в развитии как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности. Ведь на практике довольно трудно представить ситуацию, при которой нормы права не обладают механизмом защиты, поскольку ст. 46 Конституции РФ устанавливает право каждого на судебную защиту прав и свобод. Соответственно, законодательная деятельность неразрывно связана с судебной, и при отсутствии механизма защиты невозможно признать те или иные нормы права легитимными. Аналогично можно говорить об исполнительно-распорядительной деятельности, которая тесно связана с судебной системой через органы исполнительной власти, в число которых, согласно ст. 2 ч. I Указа Президента РФ от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" <2>, входит Министерство юстиции Российской Федерации, напрямую взаимодействующее с судебной системой. Становится ясно, что одним из обязательных условий развития государства является согласованное развитие трех ветвей власти, поскольку возникновение проблем в одной сфере неизбежно оказывает негативное влияние и на эффективность работы других ветвей власти, что так или иначе формирует определенное общественное мнение.
Вопрос: Контролирует ли Минюст России деятельность юридических фирм и лиц, оказывающих платные юридические услуги?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<17> См.: подп. 3 п. 2 Указа Президента РФ от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 01.09.2023.
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<17> См.: подп. 3 п. 2 Указа Президента РФ от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 01.09.2023.
Статья: Пробелы и проблемы в правовом регулировании негосударственной судебно-экспертной деятельности
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации") // СЗ РФ. 2023. N 3. Ст. 553.
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации") // СЗ РФ. 2023. N 3. Ст. 553.
Статья: Об актуальности совершенствования правового воспитания и юридического образования как основы повышения правосознания в свете конституционных новелл
(Цалиев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)3. Необходимо определиться с государственным органом, на который следует возложить руководящие и координирующие функции и полномочия по рассматриваемому вопросу. Им может быть орган исполнительной власти в лице Министерства юстиции РФ и его территориальных органов. В Положении о нем (п. 30.32) Министерство осуществляет методическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. Кроме того, Приказом Министерства юстиции РФ от 3 марта 2014 г. Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) РФ, согласно ведомственному Положению о нем, "участвует в правовом просвещении граждан, взаимодействует со СМИ по вопросам реализации Министерством юстиции России государственной политики в установленной сфере деятельности".
(Цалиев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)3. Необходимо определиться с государственным органом, на который следует возложить руководящие и координирующие функции и полномочия по рассматриваемому вопросу. Им может быть орган исполнительной власти в лице Министерства юстиции РФ и его территориальных органов. В Положении о нем (п. 30.32) Министерство осуществляет методическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. Кроме того, Приказом Министерства юстиции РФ от 3 марта 2014 г. Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) РФ, согласно ведомственному Положению о нем, "участвует в правовом просвещении граждан, взаимодействует со СМИ по вопросам реализации Министерством юстиции России государственной политики в установленной сфере деятельности".
Статья: К вопросу определения экономической целесообразности в корпоративных спорах
(Суслин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 11)Суслин А.Н., аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)", зам. генерального директора по правовым вопросам АО "СИБПРОМКОМПЛЕКТ", Россия, Тюмень.
(Суслин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 11)Суслин А.Н., аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)", зам. генерального директора по правовым вопросам АО "СИБПРОМКОМПЛЕКТ", Россия, Тюмень.
Вопрос: В какие сроки представляются в Минюст России документы для участия в конкурсе?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Вопрос: Как отменить распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Статья: Квалифицированная юридическая помощь: классификация субъектов ее предоставления и эффективность их работы
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)<9> Статья 9 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" от 13 января 2023 г. N 10.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)<9> Статья 9 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" от 13 января 2023 г. N 10.