Водоохранный режим
Подборка наиболее важных документов по запросу Водоохранный режим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"На момент разрешения спора и вынесения решения о признании незаконным оспариваемого бездействия, проект нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы регионального значения "Кедр на острове Медвежий", об установлении границ такой зоны, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны Министерством не разработан и не представлен Правительству Республики Коми."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, действующее законодательство, не отождествляя понятия "береговая полоса", "водоохранная зона", "прибрежно защитная полоса", устанавливая различные правовые режимы на данных территориях и правила определения их ширины, не предусматривает возможность установления береговой полосы от парапета набережной при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 14 статьи 65 ВК РФ. В связи с этим вывод эксперта о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:50:010104:570 не располагается в границах береговой полосы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на ошибочном толковании норм материального права. Напротив, проведенное экспертное исследование по данному вопросу свидетельствует об обратном."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовой режим водоохранных зон и прибрежной защитной полосы
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовой режим водоохранных зон и прибрежной защитной полосы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Приказ Минприроды России от 08.10.2014 N 432
(ред. от 13.11.2024)
"Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2014 N 34630)Зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2014 г. N 34630
(ред. от 13.11.2024)
"Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2014 N 34630)Зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2014 г. N 34630
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В статье рассматриваются отношения, связанные с определением состава, индивидуализацией и правовым режимом земель водного фонда. Автор анализирует нормы, касающиеся права собственности на водные объекты, и проблемы установления видов разрешенного использования земельных участков, образуемых в береговой полосе. Указывает на пробельность норм российского законодательства о правовом статусе и режиме водоохранных зон и устанавливаемых в их границах прибрежных защитных полос. Дает рекомендации, направленные на развитие законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель водного фонда.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В статье рассматриваются отношения, связанные с определением состава, индивидуализацией и правовым режимом земель водного фонда. Автор анализирует нормы, касающиеся права собственности на водные объекты, и проблемы установления видов разрешенного использования земельных участков, образуемых в береговой полосе. Указывает на пробельность норм российского законодательства о правовом статусе и режиме водоохранных зон и устанавливаемых в их границах прибрежных защитных полос. Дает рекомендации, направленные на развитие законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель водного фонда.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1);
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)2) создание буферной зоны ОВПН "Озеро Байкал" путем ее совмещения с водоохранной зоной озера. Современные границы водоохранной зоны утверждены в 2018 г. <51>, а ее режим сформирован прежде всего положениями ВК РФ <52>. Функциональное соответствие водоохранной зоны режиму буферной зоны ОВПН не вызывает сомнений, и признание ее таковой способно обеспечить стабильность ее границ. В случае избрания данного варианта определения буферной зоны возможен предварительный пересмотр таких границ с учетом мнения ведущих научных организаций СО РАН. Очевидно, что логичным следствием такого подхода будет и признание буферной зоной ОВПН "Озеро Байкал" его рыбохозяйственной заповедной зоны, поскольку биоразнообразие озера является одной из составляющих ВУЦ, подтвержденной Комитетом;
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)2) создание буферной зоны ОВПН "Озеро Байкал" путем ее совмещения с водоохранной зоной озера. Современные границы водоохранной зоны утверждены в 2018 г. <51>, а ее режим сформирован прежде всего положениями ВК РФ <52>. Функциональное соответствие водоохранной зоны режиму буферной зоны ОВПН не вызывает сомнений, и признание ее таковой способно обеспечить стабильность ее границ. В случае избрания данного варианта определения буферной зоны возможен предварительный пересмотр таких границ с учетом мнения ведущих научных организаций СО РАН. Очевидно, что логичным следствием такого подхода будет и признание буферной зоной ОВПН "Озеро Байкал" его рыбохозяйственной заповедной зоны, поскольку биоразнообразие озера является одной из составляющих ВУЦ, подтвержденной Комитетом;
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<43> См., например: п. 9 Обзора ВС РФ 2022 г. (добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами, признана незаконной); Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июля 2022 г. по делу N 88-12611/2022, 2-8790/2021 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2023 г. N Ф04-1793/2023 по делу N А70-5011/2022 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2011 г. по делу N А53-9470/2010 (в этом Постановлении была применена ст. 222 ГК РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<43> См., например: п. 9 Обзора ВС РФ 2022 г. (добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами, признана незаконной); Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июля 2022 г. по делу N 88-12611/2022, 2-8790/2021 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2023 г. N Ф04-1793/2023 по делу N А70-5011/2022 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2011 г. по делу N А53-9470/2010 (в этом Постановлении была применена ст. 222 ГК РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В действующем законодательстве имеются положения, допускающие образование зон общего пользования. Зонирование выступает способом установления правового режима в различных сферах, в том числе в области общего пользования, в отношении которого применяется как зонирование, связанное с установлением ЗОУТ, так и территориальное зонирование. Необходимость выделения ЗОУТ в сфере общего пользования объясняется спецификой функций и характеристик определенных объектов. К их числу относится береговая полоса, представляющая собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), размер которой имеет расчетное значение в зависимости от вида и протяженности водного объекта. Береговая полоса входит в состав водоохранной зоны <1>, и на нее распространяется режим ЗОУТ <2>, следовательно, береговую полосу можно определить как зону с особыми условиями использования территорий общего пользования. Режим общего пользования также распространяется на водоохранную зону, поскольку она входит в состав водного объекта общего пользования <3>. Вместе с тем режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но более подробное рассмотрение данного вопроса выходит за пределы предмета настоящего исследования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В действующем законодательстве имеются положения, допускающие образование зон общего пользования. Зонирование выступает способом установления правового режима в различных сферах, в том числе в области общего пользования, в отношении которого применяется как зонирование, связанное с установлением ЗОУТ, так и территориальное зонирование. Необходимость выделения ЗОУТ в сфере общего пользования объясняется спецификой функций и характеристик определенных объектов. К их числу относится береговая полоса, представляющая собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), размер которой имеет расчетное значение в зависимости от вида и протяженности водного объекта. Береговая полоса входит в состав водоохранной зоны <1>, и на нее распространяется режим ЗОУТ <2>, следовательно, береговую полосу можно определить как зону с особыми условиями использования территорий общего пользования. Режим общего пользования также распространяется на водоохранную зону, поскольку она входит в состав водного объекта общего пользования <3>. Вместе с тем режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но более подробное рассмотрение данного вопроса выходит за пределы предмета настоящего исследования.