Водоохранная зона моря
Подборка наиболее важных документов по запросу Водоохранная зона моря (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Довод Госкомрегистра о том, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости относится к водоохранной зоне Черного моря, что препятствует осуществлении кадастровому учету и государственной регистрации правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, с учетом отсутствия в земельном законодательстве и Водном кодексе безусловного запрета на нахождение объекта недвижимости в границах водоохранной зоны."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какова ответственность за стоянку у водоемов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ширина водоохранной зоны морей составляет 500 м (ч. 8 ст. 65 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ширина водоохранной зоны морей составляет 500 м (ч. 8 ст. 65 ВК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
(ред. от 31.07.2025)3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4 - 14. В ч. 4 - 14 комментируемой статьи приводятся конкретные значения ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос разных водных объектов: 1) рек, ручьев; 2) озера, водохранилища; 3) моря; 4) магистральных или межхозяйственных каналов. Самые широкие водоохранные зоны устанавливаются для морей - 500 м.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4 - 14. В ч. 4 - 14 комментируемой статьи приводятся конкретные значения ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос разных водных объектов: 1) рек, ручьев; 2) озера, водохранилища; 3) моря; 4) магистральных или межхозяйственных каналов. Самые широкие водоохранные зоны устанавливаются для морей - 500 м.
Статья: Дифференциация и интеграция в правовом регулировании государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Вместе с тем нельзя забывать, что при осуществлении дифференциации экологических отношений должны быть соблюдены общие концептуальные начала. Безусловно, из любого правила могут быть исключения, которые лишь подтверждают правило, - предлагаемый территориальный подход в редких случаях может быть не единственным к определению базового элемента (его можно называть и экосистемой) экологического правового регулирования и управления. Такие исключения могут носить постоянный (например, территории (акватории) озера Байкал, континентального шельфа, внутренних морских вод, Арктической зоны <25>, особо охраняемые природные территории) или временный характер (например, зоны (территории) экологического бедствия). В границах базовых элементов, выделенных преимущественно по территориальному принципу, представляется наиболее оптимальным учитывать географические, климатические, ландшафтные особенности территории, а также экономические, демографические и социальные потребности. Предлагаемое соотношение интеграционного и дифференцированного подходов позволит обеспечить указанное сочетание наилучшим образом.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Вместе с тем нельзя забывать, что при осуществлении дифференциации экологических отношений должны быть соблюдены общие концептуальные начала. Безусловно, из любого правила могут быть исключения, которые лишь подтверждают правило, - предлагаемый территориальный подход в редких случаях может быть не единственным к определению базового элемента (его можно называть и экосистемой) экологического правового регулирования и управления. Такие исключения могут носить постоянный (например, территории (акватории) озера Байкал, континентального шельфа, внутренних морских вод, Арктической зоны <25>, особо охраняемые природные территории) или временный характер (например, зоны (территории) экологического бедствия). В границах базовых элементов, выделенных преимущественно по территориальному принципу, представляется наиболее оптимальным учитывать географические, климатические, ландшафтные особенности территории, а также экономические, демографические и социальные потребности. Предлагаемое соотношение интеграционного и дифференцированного подходов позволит обеспечить указанное сочетание наилучшим образом.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужило использование обществом водоохранной зоны Черного моря в границах муниципального образования город-курорт Геленджик (использование плавательного причала (понтона), у которого были ошвартованы плавательные средства и водные аттракционы), то есть, по мнению административного органа, не по целевому назначению.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужило использование обществом водоохранной зоны Черного моря в границах муниципального образования город-курорт Геленджик (использование плавательного причала (понтона), у которого были ошвартованы плавательные средства и водные аттракционы), то есть, по мнению административного органа, не по целевому назначению.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;