Водоохранная зона байкал
Подборка наиболее важных документов по запросу Водоохранная зона байкал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию договоров управление приняло решение о приостановлении такой регистрации... В качестве оснований для приостановления государственной регистрации управление указало, что спорные договоры аренды в пункте 3.3.2 предусматривают право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643... установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию договоров управление приняло решение о приостановлении такой регистрации... В качестве оснований для приостановления государственной регистрации управление указало, что спорные договоры аренды в пункте 3.3.2 предусматривают право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643... установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий в центральной экологической зоне (территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий в центральной экологической зоне (территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Особый порядок предусмотрен в отношении определения ширины водоохранной зоны озера Байкал. Ее предельные значения ВК РФ не регламентирует, отсылая в этой части к положениям Федерального закона "Об охране озера Байкал". В настоящее время границы этого объекта всемирного природного наследия определены Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 г. N 368-р <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Особый порядок предусмотрен в отношении определения ширины водоохранной зоны озера Байкал. Ее предельные значения ВК РФ не регламентирует, отсылая в этой части к положениям Федерального закона "Об охране озера Байкал". В настоящее время границы этого объекта всемирного природного наследия определены Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 г. N 368-р <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране озера Байкал"Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбохозяйственной заповедной зоны озера Байкал
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране озера Байкал"Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбохозяйственной заповедной зоны озера Байкал
Приказ Минприроды России от 26.12.2024 N 757
"Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2025 N 81091)Раздел 3. Режим использования водоохранной зоны озера Байкал
"Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2025 N 81091)Раздел 3. Режим использования водоохранной зоны озера Байкал
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (ред. от 01.05.2022) Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (ред. от 01.05.2022) Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)На сегодняшний день ширина водоохранной зоны императивно закреплена в ст. 65 ВК РФ. Принятый в 2006 г. ВК РФ в значительной степени затронул изменениями правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Новый Кодекс легально закрепил ранее предусмотренные минимальные расстояния. Основными критериями для их определения выступают такие параметры, как вид водного объекта, его протяженность и размер акватории, уклон берега, наличие у водного объекта статуса "водный объект особо ценного рыбохозяйственного назначения". Дополнительное правовое регулирование устанавливается для водоохранной зоны озера Байкал <9>. Однако перечисленные параметры не учитывают всех природных и экологических особенностей водных объектов, которые также обладают комплексом значимых абиотических факторов водной среды: плотность и вязкость воды, теплоемкость, подвижность, температурная стратификация, периодические изменения температуры (годовые, суточные, сезонные), прозрачность воды, соленость воды, концентрация водородных ионов (pH), течение, высота над уровнем моря, крутизна склонов и др.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)На сегодняшний день ширина водоохранной зоны императивно закреплена в ст. 65 ВК РФ. Принятый в 2006 г. ВК РФ в значительной степени затронул изменениями правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Новый Кодекс легально закрепил ранее предусмотренные минимальные расстояния. Основными критериями для их определения выступают такие параметры, как вид водного объекта, его протяженность и размер акватории, уклон берега, наличие у водного объекта статуса "водный объект особо ценного рыбохозяйственного назначения". Дополнительное правовое регулирование устанавливается для водоохранной зоны озера Байкал <9>. Однако перечисленные параметры не учитывают всех природных и экологических особенностей водных объектов, которые также обладают комплексом значимых абиотических факторов водной среды: плотность и вязкость воды, теплоемкость, подвижность, температурная стратификация, периодические изменения температуры (годовые, суточные, сезонные), прозрачность воды, соленость воды, концентрация водородных ионов (pH), течение, высота над уровнем моря, крутизна склонов и др.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<3> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 368-р "Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал" // СЗ РФ. 2015. N 11. Ст. 1644.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<3> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 368-р "Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал" // СЗ РФ. 2015. N 11. Ст. 1644.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются Законом РФ от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются Законом РФ от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Статья: Судебная неустойка как способ повышения эффективности исполнения судебных постановлений, принятых по требованиям прокурора
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.