Водитель организации нарушил пдд
Подборка наиболее важных документов по запросу Водитель организации нарушил пдд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) органов власти: Владелец или Страховая компания хочет взыскать убытки в связи с повреждением ТС из-за ненадлежащего состояния дороги
(КонсультантПлюс, 2025)в результате нарушения водителем правил дорожного движения или образования гололеда, несмотря на необходимую обработку дорог
(КонсультантПлюс, 2025)в результате нарушения водителем правил дорожного движения или образования гололеда, несмотря на необходимую обработку дорог
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Гражданин (Организация) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Гражданина (Организации) по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика в пользу Гражданина (Организации) по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях нужно отвечать за причиненный вред (нести деликтную ответственность)
(КонсультантПлюс, 2025)противоправное поведение может выражаться в действии или бездействии. Например, водитель, управляя автомобилем, нарушил ПДД и совершил столкновение. Другой случай: организация не спилила на участке, за содержание которого она отвечает, больное дерево, которое потом упало на машину;
(КонсультантПлюс, 2025)противоправное поведение может выражаться в действии или бездействии. Например, водитель, управляя автомобилем, нарушил ПДД и совершил столкновение. Другой случай: организация не спилила на участке, за содержание которого она отвечает, больное дерево, которое потом упало на машину;
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"4. Судам следует иметь в виду, что Правилами устанавливается порядок движения транспортных средств как по дороге, под которой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, так и по непосредственно прилегающей к дороге территории, не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 Правил). С учетом этого ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера, и др.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"4. Судам следует иметь в виду, что Правилами устанавливается порядок движения транспортных средств как по дороге, под которой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, так и по непосредственно прилегающей к дороге территории, не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 Правил). С учетом этого ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера, и др.
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"23) оформлять и представлять должностному лицу ВАИ (территориальной), ответственному за организацию ДПС, а в его отсутствие дежурному по ВАИ (территориальной) письменный рапорт о результатах несения ДПС, оформленные документы (материалы) о нарушениях водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований ПДД и требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"23) оформлять и представлять должностному лицу ВАИ (территориальной), ответственному за организацию ДПС, а в его отсутствие дежурному по ВАИ (территориальной) письменный рапорт о результатах несения ДПС, оформленные документы (материалы) о нарушениях водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований ПДД и требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД;
Статья: Актуальные проблемы административного законодательства в сфере дорожно-транспортного регулирования
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Следовательно, представляется необходимым внести существенные изменения в систему действующего законодательства: учредить систему единого государственного лицензирования средств индивидуальной мобильности с их последующей категоризацией, а также введением запрета на любое использование данных средств на автомагистралях и некоторых иных типах дорог; пересмотреть действующие нормативы по организации подготовки водителей, увеличив объем практической части; ужесточить меры административной ответственности путем распространения норм административной преюдиции за неоднократное грубое нарушение Правил дорожного движения.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Следовательно, представляется необходимым внести существенные изменения в систему действующего законодательства: учредить систему единого государственного лицензирования средств индивидуальной мобильности с их последующей категоризацией, а также введением запрета на любое использование данных средств на автомагистралях и некоторых иных типах дорог; пересмотреть действующие нормативы по организации подготовки водителей, увеличив объем практической части; ужесточить меры административной ответственности путем распространения норм административной преюдиции за неоднократное грубое нарушение Правил дорожного движения.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
Статья: К вопросу о возмещении вреда, причиненного ошибочным административным принуждением. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2018 N 305-ЭС17-21628 в контексте Постановления КС РФ от 15.07.2020 N 36-П
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)В комментируемом деле водитель организации был привлечен к ответственности сотрудником ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения - превышение допустимой массы транспортного средства. Автомобиль задержан, назначен штраф. Впоследствии дело прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Организация обратилась в ГИБДД с требованием вернуть штраф и сумму, уплаченную за нахождение автомобиля на штрафстоянке. ГИБДД отказалась вернуть эти средства добровольно, ссылаясь на то, что основанием перечисления денежных средств из казны может быть только судебное решение, в резолютивной части которого содержалось бы соответствующее требование.
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)В комментируемом деле водитель организации был привлечен к ответственности сотрудником ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения - превышение допустимой массы транспортного средства. Автомобиль задержан, назначен штраф. Впоследствии дело прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Организация обратилась в ГИБДД с требованием вернуть штраф и сумму, уплаченную за нахождение автомобиля на штрафстоянке. ГИБДД отказалась вернуть эти средства добровольно, ссылаясь на то, что основанием перечисления денежных средств из казны может быть только судебное решение, в резолютивной части которого содержалось бы соответствующее требование.
Статья: Amazon будет контролировать своих водителей умными камерами
(Виногорова С., Дученко О., Дячук М., Карпухин А.Е., Маннапов Р., Томилин И.)
("Трудовое право", 2021, N 9)Amazon будет контролировать своих водителей умными камерами, о чем проинформировала служба доставки Amazon, сообщается, что организация установила умные камеры для контроля водителей в кабинах своих машин. Устройства фиксируют нарушения ПДД и разговоры по телефону во время езды. Искусственный интеллект камер оценивает поведение водителей и выставляет им баллы, от которых зависят суммы штрафов и премий. Многие шоферы расценили нововведение как вмешательство в частную жизнь и уволились.
(Виногорова С., Дученко О., Дячук М., Карпухин А.Е., Маннапов Р., Томилин И.)
("Трудовое право", 2021, N 9)Amazon будет контролировать своих водителей умными камерами, о чем проинформировала служба доставки Amazon, сообщается, что организация установила умные камеры для контроля водителей в кабинах своих машин. Устройства фиксируют нарушения ПДД и разговоры по телефону во время езды. Искусственный интеллект камер оценивает поведение водителей и выставляет им баллы, от которых зависят суммы штрафов и премий. Многие шоферы расценили нововведение как вмешательство в частную жизнь и уволились.
Статья: Удержания из зарплаты: основания и порядок
(Рождественская А., Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Ответ на данный вопрос неоднозначный. Надо сказать, что это довольно распространенная ситуация, когда организация-работодатель, имея в собственности автомобиль, передает его в управление и пользование сотруднику и при наличии штрафов за нарушение правил дорожного движения, выставляемых организации как собственнику транспортного средства, удерживает их сумму с зарплаты работника, который пользуется данным автомобилем. Однако традиционно считается, что такое удержание суммы административного штрафа с заработной платы работника не является правомерным.
(Рождественская А., Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Ответ на данный вопрос неоднозначный. Надо сказать, что это довольно распространенная ситуация, когда организация-работодатель, имея в собственности автомобиль, передает его в управление и пользование сотруднику и при наличии штрафов за нарушение правил дорожного движения, выставляемых организации как собственнику транспортного средства, удерживает их сумму с зарплаты работника, который пользуется данным автомобилем. Однако традиционно считается, что такое удержание суммы административного штрафа с заработной платы работника не является правомерным.
Статья: Возмещение ущерба при ДТП служебного автомобиля: учетные нюансы
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 13)Организация обязана анализировать и устранять причины нарушений ПДД с участием ее ТС, данные фиксировать в журнале учета нарушений ПДД. Их анализ позволит выявлять рисковых водителей и повышать надежность поездок. Форма журнала установлена Минтрансом <33>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 13)Организация обязана анализировать и устранять причины нарушений ПДД с участием ее ТС, данные фиксировать в журнале учета нарушений ПДД. Их анализ позволит выявлять рисковых водителей и повышать надежность поездок. Форма журнала установлена Минтрансом <33>.
Статья: Новости от 21.06.2024
("Главная книга", 2024, N 13)Специалисты Роструда считают, что, даже если штатный водитель регулярно нарушает Правила дорожного движения, устраивать ему экзамен на знание ПДД с последующим наказанием за плохую оценку работодателю не следует. Но это не означает, что за постоянные нарушения ПДД водителю ничего не будет.
("Главная книга", 2024, N 13)Специалисты Роструда считают, что, даже если штатный водитель регулярно нарушает Правила дорожного движения, устраивать ему экзамен на знание ПДД с последующим наказанием за плохую оценку работодателю не следует. Но это не означает, что за постоянные нарушения ПДД водителю ничего не будет.
Типовая ситуация: Административный штраф: как уплатить и учесть
(Издательство "Главная книга", 2025)Сумму штрафа, возмещенную виновным в нарушении ПДД водителем, включают в налоговые доходы. Проводки: Д 73 - К 91.01 - водитель уплатил штраф; Д 70 - К 73 - штраф удержан из зарплаты (ст. 250 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Сумму штрафа, возмещенную виновным в нарушении ПДД водителем, включают в налоговые доходы. Проводки: Д 73 - К 91.01 - водитель уплатил штраф; Д 70 - К 73 - штраф удержан из зарплаты (ст. 250 НК РФ).
Статья: Состояние безопасности дорожного движения как конкурентное преимущество перевозчика на рынке регулярных перевозок пассажиров
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)Решение данного вопроса на региональном или местном уровнях рассматривается неоднозначно. Так, например, установление муниципальным правовым актом требований о состоянии дорожно-транспортной дисциплины (наличие или отсутствие ДТП, совершенных по вине водителей, а также нарушений Правил дорожного движения (далее - ПДД)), соблюдении условий договора на право осуществления пассажирских перевозок, безопасности и эффективности перевозок автомобильным транспортом было признано судом противоречащим ч. 1 ст. 23 Закона об организации регулярных перевозок и приводящим к ограничению, устранению конкуренции, ущемлению законных прав хозяйствующих субъектов, создающим препятствия к подаче заявки на участие в открытом конкурсе <26>.
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)Решение данного вопроса на региональном или местном уровнях рассматривается неоднозначно. Так, например, установление муниципальным правовым актом требований о состоянии дорожно-транспортной дисциплины (наличие или отсутствие ДТП, совершенных по вине водителей, а также нарушений Правил дорожного движения (далее - ПДД)), соблюдении условий договора на право осуществления пассажирских перевозок, безопасности и эффективности перевозок автомобильным транспортом было признано судом противоречащим ч. 1 ст. 23 Закона об организации регулярных перевозок и приводящим к ограничению, устранению конкуренции, ущемлению законных прав хозяйствующих субъектов, создающим препятствия к подаче заявки на участие в открытом конкурсе <26>.
Статья: О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Представляется довольно спорным мнение авторов, предлагающих внести существенные изменения в систему действующего законодательств путем учреждения системы единого государственного лицензирования средств индивидуальной мобильности с их последующей категоризацией и пересмотром действующих норматив по организации подготовки водителей (увеличению объема практической части), а вот их предложения о введении запрета на любое использование данных средств на автомагистралях и некоторых иных типах дорог и по ужесточению мер административной ответственности путем распространения норм административной преюдиции за неоднократное грубое нарушение Правил дорожного движения <27> представляются логичными.
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Представляется довольно спорным мнение авторов, предлагающих внести существенные изменения в систему действующего законодательств путем учреждения системы единого государственного лицензирования средств индивидуальной мобильности с их последующей категоризацией и пересмотром действующих норматив по организации подготовки водителей (увеличению объема практической части), а вот их предложения о введении запрета на любое использование данных средств на автомагистралях и некоторых иных типах дорог и по ужесточению мер административной ответственности путем распространения норм административной преюдиции за неоднократное грубое нарушение Правил дорожного движения <27> представляются логичными.