Внутренний контроль казначейство
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль казначейство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)6. Симко Н.Н. Алгоритм осуществления внутреннего государственного финансового контроля Казначейством России: проблемы и пути решения // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. N 6. С. 123 - 139. URL: https://doi.org/10.26794/25875671-2020-24-6-123-139.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)6. Симко Н.Н. Алгоритм осуществления внутреннего государственного финансового контроля Казначейством России: проблемы и пути решения // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. N 6. С. 123 - 139. URL: https://doi.org/10.26794/25875671-2020-24-6-123-139.
Статья: Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Статья 265 БК РФ регулирует стимулирование госконтроля для улучшения управления общественными финансами, разделяя его на внутренний и внешний, предварительный и последующий. Внутренний контроль осуществляют Федеральное казначейство и органы финконтроля субъектов/муниципалитетов. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства (кроме Федерального казначейства и финорганов субъектов/муниципалитетов), включая достоверность отчетности о госзаказах, также относится к этим органам.
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Статья 265 БК РФ регулирует стимулирование госконтроля для улучшения управления общественными финансами, разделяя его на внутренний и внешний, предварительный и последующий. Внутренний контроль осуществляют Федеральное казначейство и органы финконтроля субъектов/муниципалитетов. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства (кроме Федерального казначейства и финорганов субъектов/муниципалитетов), включая достоверность отчетности о госзаказах, также относится к этим органам.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Обеспечение реализации принципа эффективности при формировании и использовании бюджетных средств невозможно исключительно путем осуществления внешнего контроля со стороны специально уполномоченных органов публичного финансового контроля либо внутреннего государственного финансового контроля со стороны Федерального казначейства. Оно требует повышения качества финансового менеджмента, выявления и управления рисками внутри самого подконтрольного объекта, что, безусловно, требует создания эффективной системы внутреннего финансового контроля в каждом органе, являющемся администратором доходов, т.е. своевременного предупреждения совершения бюджетных правонарушений, работы над совершенствованием механизма проведения бюджетных процедур и с устранением возникающих рисков. М.В. Мельник указывает, что внутренний контроль направлен на "оценку правильности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и своевременного их устранения" <1>.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Обеспечение реализации принципа эффективности при формировании и использовании бюджетных средств невозможно исключительно путем осуществления внешнего контроля со стороны специально уполномоченных органов публичного финансового контроля либо внутреннего государственного финансового контроля со стороны Федерального казначейства. Оно требует повышения качества финансового менеджмента, выявления и управления рисками внутри самого подконтрольного объекта, что, безусловно, требует создания эффективной системы внутреннего финансового контроля в каждом органе, являющемся администратором доходов, т.е. своевременного предупреждения совершения бюджетных правонарушений, работы над совершенствованием механизма проведения бюджетных процедур и с устранением возникающих рисков. М.В. Мельник указывает, что внутренний контроль направлен на "оценку правильности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и своевременного их устранения" <1>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Такой вывод в том числе подтверждается тем, что согласно п. 74 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1092 от 28.11.2013, отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке. При этом отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Такой вывод в том числе подтверждается тем, что согласно п. 74 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1092 от 28.11.2013, отмена представлений и предписаний Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке. При этом отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается органов внутреннего бюджетного контроля, то подход Казначейства России выражен в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере <7>. В качестве нарушения (риска) этот орган применительно к резервным фондам выделяет только непредставление отчета об использовании их ассигнований, прилагаемого к годовому отчету об исполнении бюджета.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается органов внутреннего бюджетного контроля, то подход Казначейства России выражен в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере <7>. В качестве нарушения (риска) этот орган применительно к резервным фондам выделяет только непредставление отчета об использовании их ассигнований, прилагаемого к годовому отчету об исполнении бюджета.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основы государственного (муниципального) финансового контроля определены в гл. 26 БК РФ, исходя из положений ст. 265 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ <241>) в отношении использования средств федерального бюджета Счетной палатой РФ осуществляется внешний государственный финансовый контроль и Казначейством России осуществляется внутренний государственный финансовый контроль.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основы государственного (муниципального) финансового контроля определены в гл. 26 БК РФ, исходя из положений ст. 265 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ <241>) в отношении использования средств федерального бюджета Счетной палатой РФ осуществляется внешний государственный финансовый контроль и Казначейством России осуществляется внутренний государственный финансовый контроль.