Внутренний финансовый контроль в органе исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый контроль в органе исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бухгалтерская отчетность учреждений как источник доказательств в процессе ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Исследование документального отражения злоупотреблений в бюджетной сфере в аспекте следственных действий правоохранительных органов позволяет определить комплекс документов учреждений государственного сектора, обусловливающий системность возможных нарушений, среди которых значимую роль выполняют локальные нормативные акты учреждений [13, с. 161 - 162; с. 175]. В.А. Кошкарев и В.Ю. Черемных отмечают важность наличия единых методических указаний по ведению бухгалтерского учета учреждений одного ведомства на примере Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики. Справедливости ради следует сказать, что авторы признают определяющее значение этой меры только на период отсутствия единых общереспубликанских стандартов бухгалтерского учета [14, с. 32]. Однако явно прослеживаются все аргументы для разработки учредителями ведомственных методических указаний по бухгалтерскому учету и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих специфику деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений. Прежде всего, пока еще сохраняется значительный процент выявляемых Счетной палатой и контрольно-счетными органами Российской Федерации нарушений требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (рис. 1). Право создавать подразделения внутреннего финансового контроля имеется у органов исполнительной власти, одной из задач которых является разработка и контроль исполнения внутренних стандартов ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, что справедливо отмечает Т.С. Маслова <7>. Имеются положительные примеры выявления учредителями наиболее типичных нарушений в подведомственных учреждениях, которые свидетельствуют о системности невыполнения ими установленных нормативными правовыми актами требований к бухгалтерскому учету и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, соответствующая информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации представлена на официальном сайте <8>. Доведение до подведомственных учреждений методик учредителя в области бухгалтерского учета, адекватных отраслевым особенностям финансово-хозяйственной деятельности, может способствовать повышению качества учетного и контрольного процессов.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Исследование документального отражения злоупотреблений в бюджетной сфере в аспекте следственных действий правоохранительных органов позволяет определить комплекс документов учреждений государственного сектора, обусловливающий системность возможных нарушений, среди которых значимую роль выполняют локальные нормативные акты учреждений [13, с. 161 - 162; с. 175]. В.А. Кошкарев и В.Ю. Черемных отмечают важность наличия единых методических указаний по ведению бухгалтерского учета учреждений одного ведомства на примере Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики. Справедливости ради следует сказать, что авторы признают определяющее значение этой меры только на период отсутствия единых общереспубликанских стандартов бухгалтерского учета [14, с. 32]. Однако явно прослеживаются все аргументы для разработки учредителями ведомственных методических указаний по бухгалтерскому учету и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих специфику деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений. Прежде всего, пока еще сохраняется значительный процент выявляемых Счетной палатой и контрольно-счетными органами Российской Федерации нарушений требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (рис. 1). Право создавать подразделения внутреннего финансового контроля имеется у органов исполнительной власти, одной из задач которых является разработка и контроль исполнения внутренних стандартов ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, что справедливо отмечает Т.С. Маслова <7>. Имеются положительные примеры выявления учредителями наиболее типичных нарушений в подведомственных учреждениях, которые свидетельствуют о системности невыполнения ими установленных нормативными правовыми актами требований к бухгалтерскому учету и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, соответствующая информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации представлена на официальном сайте <8>. Доведение до подведомственных учреждений методик учредителя в области бухгалтерского учета, адекватных отраслевым особенностям финансово-хозяйственной деятельности, может способствовать повышению качества учетного и контрольного процессов.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Возникает вопрос, каково место функциональных форм контроля в системе внутреннего ГФК, проводимого органами исполнительной власти, наделенными бюджетными полномочиями? Внутренний финансовый контроль (далее - ВФК) фактически (с некоторыми оговорками) осуществляется внутренними структурными подразделениями администратора бюджетных средств, а внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) может рассматриваться как "контроль над контролерами".
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Возникает вопрос, каково место функциональных форм контроля в системе внутреннего ГФК, проводимого органами исполнительной власти, наделенными бюджетными полномочиями? Внутренний финансовый контроль (далее - ВФК) фактически (с некоторыми оговорками) осуществляется внутренними структурными подразделениями администратора бюджетных средств, а внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) может рассматриваться как "контроль над контролерами".
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Статья: Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)На федеральном уровне надзор за госзакупками осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, внебюджетные фонды, контрольные органы по гособоронзаказу. На уровне субъектов - органы исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне - органы местного самоуправления и структуры внутреннего финансового контроля. Контроль в рамках 44-ФЗ распространяется на всех участников закупок. Проверки проводятся планово и внепланово. Финорганы контролируют объемы обеспечения закупок на разных этапах. Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к контролю, который может быть передан органу казначейского обслуживания.
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)На федеральном уровне надзор за госзакупками осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, внебюджетные фонды, контрольные органы по гособоронзаказу. На уровне субъектов - органы исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне - органы местного самоуправления и структуры внутреннего финансового контроля. Контроль в рамках 44-ФЗ распространяется на всех участников закупок. Проверки проводятся планово и внепланово. Финорганы контролируют объемы обеспечения закупок на разных этапах. Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к контролю, который может быть передан органу казначейского обслуживания.
Статья: Отдельные вопросы, касающиеся контрольной деятельности
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)При этом БК РФ не содержит положений, предусматривающих осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля исключительно отдельным органом исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования).
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)При этом БК РФ не содержит положений, предусматривающих осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля исключительно отдельным органом исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. К органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций). Ведущая роль среди всех органов, осуществляющих финансовый контроль, отводится Счетной палате РФ и Федеральному казначейству.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. К органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций). Ведущая роль среди всех органов, осуществляющих финансовый контроль, отводится Счетной палате РФ и Федеральному казначейству.
Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 28.04.2024 N 05-06-11/40440)Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль - Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
(Письмо Минфина России от 28.04.2024 N 05-06-11/40440)Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль - Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Готовое решение: Что нужно знать о внутреннем финансовом контроле, осуществляемом в рамках ведомства
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! За организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в федеральном органе исполнительной власти отвечает его руководитель (п. 1.10 Типового регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, Письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728). Хотя данное требование установлено для федеральных органов, полагаем, что этот подход могут использовать также органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! За организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в федеральном органе исполнительной власти отвечает его руководитель (п. 1.10 Типового регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, Письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728). Хотя данное требование установлено для федеральных органов, полагаем, что этот подход могут использовать также органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)В соответствии со статьей 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля в отношении объектов контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)В соответствии со статьей 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля в отношении объектов контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Статья: Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)23. Федотова Л.В. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях федеральных стандартов: проблемы и пути их решения // Финконтроль. 2021. N 3 (25).
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)23. Федотова Л.В. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях федеральных стандартов: проблемы и пути их решения // Финконтроль. 2021. N 3 (25).
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ст. 19.7.2 ("Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ст. 19.7.2 ("Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля").
Вопрос: О государственном (муниципальном) финансовом контроле в отношении бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета) и дефиците федерального бюджета; о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-09-09/41342)Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль - Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-09-09/41342)Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль - Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)- непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 19.7.2 КоАП РФ).
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)- непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 19.7.2 КоАП РФ).