Внешний вид обучающихся
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешний вид обучающихся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1259 ГК РФПерсонаж признается самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, если узнаваем отдельно от произведения по индивидуализирующим характеристикам (внешний вид, характер, отличительные черты и др.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы установления пределов правового регулирования общественных отношений в сфере образования
(Матвеев В.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Выводы: поскольку Закон об образовании не содержит определения термина "одежда", то в принятых на его основе актах содержание данного термина понимается достаточно широко. Установление в нормативных актах субъектов Российской Федерации требований к обуви обучающихся недопустимо. В существующей практике нередки случаи установления требований к внешнему виду обучающихся, что также недопустимо, так как нарушает их права и выходит за пределы регулирования, установленные законодательством. Напротив, установление запретов на ношение религиозной одежды и атрибутов является реализацией принципа светского характера образования и не нарушает законодательство, что подтверждается в том числе позицией Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. К числу проблем в рамках рассматриваемой темы автор относит недостатки правового механизма, принуждающего обучающихся исполнять установленные требования к одежде.
(Матвеев В.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Выводы: поскольку Закон об образовании не содержит определения термина "одежда", то в принятых на его основе актах содержание данного термина понимается достаточно широко. Установление в нормативных актах субъектов Российской Федерации требований к обуви обучающихся недопустимо. В существующей практике нередки случаи установления требований к внешнему виду обучающихся, что также недопустимо, так как нарушает их права и выходит за пределы регулирования, установленные законодательством. Напротив, установление запретов на ношение религиозной одежды и атрибутов является реализацией принципа светского характера образования и не нарушает законодательство, что подтверждается в том числе позицией Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. К числу проблем в рамках рассматриваемой темы автор относит недостатки правового механизма, принуждающего обучающихся исполнять установленные требования к одежде.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<58> См.: Постановление правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 208 "Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия", Постановление правительства Ставропольского края от 31.10.2012 N 422-п "Об утверждении Типовых требований к одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных организациях Ставропольского края, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<58> См.: Постановление правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 208 "Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия", Постановление правительства Ставропольского края от 31.10.2012 N 422-п "Об утверждении Типовых требований к одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных организациях Ставропольского края, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275
(ред. от 27.09.2021)
"Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"23. По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.
(ред. от 27.09.2021)
"Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"23. По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")158. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние, безопасность военной службы, строевую выправку и внешний вид подчиненных, исполнение ими обязанностей военной службы; за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю (старшине команды) и является непосредственным начальником личного состава отделения.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")158. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние, безопасность военной службы, строевую выправку и внешний вид подчиненных, исполнение ими обязанностей военной службы; за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю (старшине команды) и является непосредственным начальником личного состава отделения.
Статья: Вводим дресс-код для работников с оглядкой на судебную практику
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Учитывая вышесказанное, а также отсутствие убедительных аргументов нарушения правил проведения служебной проверки, судьи поддержали выговор сотруднику за внешний вид.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Учитывая вышесказанное, а также отсутствие убедительных аргументов нарушения правил проведения служебной проверки, судьи поддержали выговор сотруднику за внешний вид.
Статья: Искусственный интеллект в сфере труда
(Хубулова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)В сфере труда одной из наиболее важных проблем, возникающих в связи с внедрением искусственного интеллекта, является реализация принципа запрещения дискриминации. Работодатели используют возможности ИИ при подборе персонала. Например, компания Unilever рассматривает более 250 тысяч заявок кандидатов с использованием технологии ИИ <7>. В результате продолжительность процесса приема на работу сократилась с 4 месяцев (когда заявки рассматривались вручную) до 4 недель, что сэкономило компании 50 тысяч часов рабочего времени. Так, автоматизированная система подбора персонала способствует устранению повторяющихся и наиболее трудоемких задач. Создается алгоритм, содержащий в себе данные об успешной деятельности работников организации (на примере их резюме), способный оценить деловые качества кандидата и спрогнозировать его потенциальную успешность в определенной должности <8>. Предусматривается, что данный способ подбора персонала полностью обеспечит беспристрастность и объективность всего процесса, ведь ИИ в отличие от человека сфокусирован только на деловых качествах кандидата, без учета других его характеристик (пол, национальность, возраст, внешний вид), которые нередко отмечаются работодателем, наводя на него сомнения по поводу профпригодности кандидата. Тем не менее дискриминация кандидатов не исключается при автоматизированном способе подбора персонала (алгоритмическая дискриминация). Однако система ИИ самостоятельно не порождает дискриминационную практику, этому способствуют данные, которым она обучается. Таким образом, ИИ может быть обучен на основе необъективных данных, предвзятой выборке (то есть отражать прошлый опыт организации, который может быть несправедливым и дискриминационным, содержать стереотипы и человеческие предубеждения).
(Хубулова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)В сфере труда одной из наиболее важных проблем, возникающих в связи с внедрением искусственного интеллекта, является реализация принципа запрещения дискриминации. Работодатели используют возможности ИИ при подборе персонала. Например, компания Unilever рассматривает более 250 тысяч заявок кандидатов с использованием технологии ИИ <7>. В результате продолжительность процесса приема на работу сократилась с 4 месяцев (когда заявки рассматривались вручную) до 4 недель, что сэкономило компании 50 тысяч часов рабочего времени. Так, автоматизированная система подбора персонала способствует устранению повторяющихся и наиболее трудоемких задач. Создается алгоритм, содержащий в себе данные об успешной деятельности работников организации (на примере их резюме), способный оценить деловые качества кандидата и спрогнозировать его потенциальную успешность в определенной должности <8>. Предусматривается, что данный способ подбора персонала полностью обеспечит беспристрастность и объективность всего процесса, ведь ИИ в отличие от человека сфокусирован только на деловых качествах кандидата, без учета других его характеристик (пол, национальность, возраст, внешний вид), которые нередко отмечаются работодателем, наводя на него сомнения по поводу профпригодности кандидата. Тем не менее дискриминация кандидатов не исключается при автоматизированном способе подбора персонала (алгоритмическая дискриминация). Однако система ИИ самостоятельно не порождает дискриминационную практику, этому способствуют данные, которым она обучается. Таким образом, ИИ может быть обучен на основе необъективных данных, предвзятой выборке (то есть отражать прошлый опыт организации, который может быть несправедливым и дискриминационным, содержать стереотипы и человеческие предубеждения).
Статья: Об особенностях организации и проведения преддипломной практики обучающихся ведомственного вуза
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)восприятие молодого сотрудника окружающими начинается с его внешнего вида (чистая опрятная форма, аккуратная прическа, выбритость, соблюдение правил гигиены - из этих мелочей складывается общая оценка молодого сотрудника осужденными и заключенными под стражу, в среде которых внешнему виду человека, его чистоплотности уделяется немалое внимание);
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)восприятие молодого сотрудника окружающими начинается с его внешнего вида (чистая опрятная форма, аккуратная прическа, выбритость, соблюдение правил гигиены - из этих мелочей складывается общая оценка молодого сотрудника осужденными и заключенными под стражу, в среде которых внешнему виду человека, его чистоплотности уделяется немалое внимание);
Вопрос: Обращения, связанные с вопросами школьной формы.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)Министерством образования и науки Российской Федерации разработан и направлен в субъекты Российской Федерации Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08) (далее - Модельный акт), в котором отражены основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)Министерством образования и науки Российской Федерации разработан и направлен в субъекты Российской Федерации Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08) (далее - Модельный акт), в котором отражены основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся.
Вопрос: Как организовать обучение работников по противодействию коррупции?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)для руководителей и работников, ответственных за антикоррупционную деятельность, - проведение занятий в очной форме, на регулярной основе, участие во внешних обучающих мероприятиях, где можно обмениваться профессиональным опытом;
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)для руководителей и работников, ответственных за антикоррупционную деятельность, - проведение занятий в очной форме, на регулярной основе, участие во внешних обучающих мероприятиях, где можно обмениваться профессиональным опытом;
Статья: Локальные нормативные акты образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Образовательная организация вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, о чем издается соответствующий ЛНА (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании). Дополнительные разъяснения приводятся в Письме Минпросвещения России от 06.06.2025 N ОК-1666/03 "О применении требований", согласно которым образовательные организации вправе использовать ГОСТ Р 71582-2024 "Национальный стандарт Российской Федерации. Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2024 N 1155-ст) (Примечание: документ вводится в действие с 03.09.2025 с правом досрочного применения.) в качестве общих типовых требований к одежде обучающихся, при необходимости дополняя их требованиями к цвету, фасону школьной формы, а также к оформлению и внешнему виду знаков отличия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Образовательная организация вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, о чем издается соответствующий ЛНА (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании). Дополнительные разъяснения приводятся в Письме Минпросвещения России от 06.06.2025 N ОК-1666/03 "О применении требований", согласно которым образовательные организации вправе использовать ГОСТ Р 71582-2024 "Национальный стандарт Российской Федерации. Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2024 N 1155-ст) (Примечание: документ вводится в действие с 03.09.2025 с правом досрочного применения.) в качестве общих типовых требований к одежде обучающихся, при необходимости дополняя их требованиями к цвету, фасону школьной формы, а также к оформлению и внешнему виду знаков отличия.
Статья: Финальные этапы отделки - это не только дизайн и комфорт, но и зона повышенных юридических и финансовых рисков
(Ярусова Д.)
("Жилищное право", 2025, N 8)- настойчиво требуйте четкой и понятной документации: чертежей, спецификаций, описания внешнего вида и порядка монтажа;
(Ярусова Д.)
("Жилищное право", 2025, N 8)- настойчиво требуйте четкой и понятной документации: чертежей, спецификаций, описания внешнего вида и порядка монтажа;
Статья: Искусственный интеллект и борьба с подделками: возможности и перспективы
(Тимофеева А.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)- для классификации продуктов: такие алгоритмы ML, как Support vector machines (SVM) и Random forests, могут быть обучены на большом объеме данных о подлинных и поддельных продуктах для автоматической классификации новых объектов; например, в исследовании, опубликованном в журнале Expert Systems with Applications, была предложена система обнаружения поддельных фармацевтических препаратов, которая использует данные о составе, внешнем виде и упаковке препаратов для выявления контрафактной продукции;
(Тимофеева А.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)- для классификации продуктов: такие алгоритмы ML, как Support vector machines (SVM) и Random forests, могут быть обучены на большом объеме данных о подлинных и поддельных продуктах для автоматической классификации новых объектов; например, в исследовании, опубликованном в журнале Expert Systems with Applications, была предложена система обнаружения поддельных фармацевтических препаратов, которая использует данные о составе, внешнем виде и упаковке препаратов для выявления контрафактной продукции;
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, законность требования школы закупать единую школьную форму у одного поставщика.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Ответ: Согласно статье 38 Федерального закона образовательные организации с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей вправе принимать локальный нормативный акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. При этом государственные и муниципальные образовательные организации устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Минпросвещения России разработан и направлен в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08) (далее - Модельный акт), в котором отражены основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Ответ: Согласно статье 38 Федерального закона образовательные организации с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей вправе принимать локальный нормативный акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. При этом государственные и муниципальные образовательные организации устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Минпросвещения России разработан и направлен в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08) (далее - Модельный акт), в котором отражены основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка, составляемый по результатам контрольного обследования специалистом по охране детства органа опеки и попечительства, посещавшим семью усыновителей и усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье;
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка, составляемый по результатам контрольного обследования специалистом по охране детства органа опеки и попечительства, посещавшим семью усыновителей и усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье;