Внесение изменений в договор коммерческой концессии
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в договор коммерческой концессии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антимонопольные иммунитеты и их статус в современном законодательстве и антимонопольном правоприменении
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Таким образом, из всех антимонопольных иммунитетов иммунитет для концессионных соглашений является наиболее "прочным", поскольку основан не только на нормах Закона о защите конкуренции, но и на нормах ГК РФ, что вызывает у антимонопольного правоприменителя определенные сложности, которые он пытается избежать с помощью различных инструментов. Одним из которых, например, является квалификация договоров коммерческой концессии, т.е. коллективных действий исключительно с позиции оценки действий правообладателя, т.е. единоличных действий, с выдачей предписания о внесении изменения в договоры коммерческой концессии, исключении разрешенных ст. 1033 ГК РФ условий, что, безусловно, не соответствует ни духу, ни букве антимонопольного законодательства <7>.
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Таким образом, из всех антимонопольных иммунитетов иммунитет для концессионных соглашений является наиболее "прочным", поскольку основан не только на нормах Закона о защите конкуренции, но и на нормах ГК РФ, что вызывает у антимонопольного правоприменителя определенные сложности, которые он пытается избежать с помощью различных инструментов. Одним из которых, например, является квалификация договоров коммерческой концессии, т.е. коллективных действий исключительно с позиции оценки действий правообладателя, т.е. единоличных действий, с выдачей предписания о внесении изменения в договоры коммерческой концессии, исключении разрешенных ст. 1033 ГК РФ условий, что, безусловно, не соответствует ни духу, ни букве антимонопольного законодательства <7>.
Статья: Особенности договора коммерческой концессии (франчайзинга)
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 2)Договор франчайзинга может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон в связи с существенным изменением обстоятельств или по мотиву существенного нарушения его условий одной из сторон такого договора (ст. 450 - 451 ГК РФ). В случае внесения изменений в договор франчайзинга соответствующее дополнительное соглашение к нему должно быть представлено в Роспатент для государственной регистрации.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 2)Договор франчайзинга может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон в связи с существенным изменением обстоятельств или по мотиву существенного нарушения его условий одной из сторон такого договора (ст. 450 - 451 ГК РФ). В случае внесения изменений в договор франчайзинга соответствующее дополнительное соглашение к нему должно быть представлено в Роспатент для государственной регистрации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ
(ред. от 28.04.2023)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"5) за государственную регистрацию договоров коммерческой концессии (субконцессии) - 1 000 рублей за каждый договор;
(ред. от 28.04.2023)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"5) за государственную регистрацию договоров коммерческой концессии (субконцессии) - 1 000 рублей за каждый договор;
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с таким положением в главу 54 ГК РФ предлагается внести изменения, а именно дополнить имеющиеся положения о требованиях, предъявляемых к правообладателю, его обязанностях. Представляется, что правообладателю будет необходимо предоставлять определенный минимум информации, составляющей его коммерческий опыт, пользователю еще до заключения договора концессии, а соответственно, и возможность последнего частичного и полного отказа от исполнения договора коммерческой концессии в одностороннем порядке при непредоставлении или неполном предоставлении запрашиваемой информации.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с таким положением в главу 54 ГК РФ предлагается внести изменения, а именно дополнить имеющиеся положения о требованиях, предъявляемых к правообладателю, его обязанностях. Представляется, что правообладателю будет необходимо предоставлять определенный минимум информации, составляющей его коммерческий опыт, пользователю еще до заключения договора концессии, а соответственно, и возможность последнего частичного и полного отказа от исполнения договора коммерческой концессии в одностороннем порядке при непредоставлении или неполном предоставлении запрашиваемой информации.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. В отличие от других средств индивидуализации исключительное право на фирменные наименования не включает право на распоряжение ими. В п. 2 ст. 1474 ГК РФ содержится абсолютный запрет на распоряжение фирменным наименованием (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования). Такой запрет, во-первых, противоречит самой идее исключительного права, во-вторых, потребовал внесения изменений в ГК РФ, исключающих возможность отчуждения фирменных наименований. Так, в качестве примера можно привести ст. 1027 ГК РФ, допускавшую возможность передачи правообладателем пользователю фирменного наименования по договору коммерческой концессии. В последней редакции указанной статьи нет более указания на фирменные наименования как составную часть комплекса исключительных прав, переходящих от правообладателя к пользователю.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. В отличие от других средств индивидуализации исключительное право на фирменные наименования не включает право на распоряжение ими. В п. 2 ст. 1474 ГК РФ содержится абсолютный запрет на распоряжение фирменным наименованием (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования). Такой запрет, во-первых, противоречит самой идее исключительного права, во-вторых, потребовал внесения изменений в ГК РФ, исключающих возможность отчуждения фирменных наименований. Так, в качестве примера можно привести ст. 1027 ГК РФ, допускавшую возможность передачи правообладателем пользователю фирменного наименования по договору коммерческой концессии. В последней редакции указанной статьи нет более указания на фирменные наименования как составную часть комплекса исключительных прав, переходящих от правообладателя к пользователю.
Статья: О наследовании исключительных прав на средства индивидуализации
(Опря М.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)Однако предшествующее правоприменение и доктринальные воззрения продемонстрировали, что легальная связь обладания исключительным правом с предпринимательской деятельностью через статус индивидуального предпринимателя не совсем корректна и создает в том числе рассматриваемые в статье проблемы. Именно поэтому необходимы гибкие юридические конструкции, которые бы учитывали разницу в обладании, защите исключительного права, с одной стороны, и использовании товарного знака или коммерческого обозначения правообладателем - с другой. Спорное положение здесь занимает распоряжение исключительным правом, отдельные способы которого (например, договор коммерческой концессии, лицензирование, отчуждение исключительного права для перепродажи) сами по себе могут составлять предпринимательскую деятельность, учитывая высокую коммерческую ценность ряда товарных знаков. Гибкость необходима прежде всего для прозрачности оборота, недопустимости злоупотребления правом и предотвращения недобросовестной конкуренции.
(Опря М.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)Однако предшествующее правоприменение и доктринальные воззрения продемонстрировали, что легальная связь обладания исключительным правом с предпринимательской деятельностью через статус индивидуального предпринимателя не совсем корректна и создает в том числе рассматриваемые в статье проблемы. Именно поэтому необходимы гибкие юридические конструкции, которые бы учитывали разницу в обладании, защите исключительного права, с одной стороны, и использовании товарного знака или коммерческого обозначения правообладателем - с другой. Спорное положение здесь занимает распоряжение исключительным правом, отдельные способы которого (например, договор коммерческой концессии, лицензирование, отчуждение исключительного права для перепродажи) сами по себе могут составлять предпринимательскую деятельность, учитывая высокую коммерческую ценность ряда товарных знаков. Гибкость необходима прежде всего для прозрачности оборота, недопустимости злоупотребления правом и предотвращения недобросовестной конкуренции.
Статья: Договор коммерческой концессии и лицензионный договор: сравнительный анализ
(Демедюк Ю.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 4)<11> До вступления в силу Федерального закона от 28.06.2022 N 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".
(Демедюк Ю.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 4)<11> До вступления в силу Федерального закона от 28.06.2022 N 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Статья: Злоупотребление правом как способ ограничения конкуренции
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Еще одним спорным моментом в антимонопольном законодательстве остается возможность заключения разрешенных вертикальных соглашений. Так, отнесение договоров коммерческой концессии (исключение составляет заключение аналогичных договоров между финансовыми организациями) к числу разрешенных вертикальных соглашений, с одной стороны, создает дополнительную гарантию защиты интеллектуальных прав для их обладателей, с другой - позволяет включить в содержание таких договоров ограничительные условия, напрямую не вызванные необходимостью обеспечения контроля использования и защиты переданного правообладателем пользователю комплекса исключительных прав и потому выходящие за пределы допустимых ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 1033 ГК РФ и обусловленных природой договора коммерческой концессии <24>.
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Еще одним спорным моментом в антимонопольном законодательстве остается возможность заключения разрешенных вертикальных соглашений. Так, отнесение договоров коммерческой концессии (исключение составляет заключение аналогичных договоров между финансовыми организациями) к числу разрешенных вертикальных соглашений, с одной стороны, создает дополнительную гарантию защиты интеллектуальных прав для их обладателей, с другой - позволяет включить в содержание таких договоров ограничительные условия, напрямую не вызванные необходимостью обеспечения контроля использования и защиты переданного правообладателем пользователю комплекса исключительных прав и потому выходящие за пределы допустимых ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 1033 ГК РФ и обусловленных природой договора коммерческой концессии <24>.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)<50> Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 80334-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/1de83808-e8f3-4d51-8c20-5dd6626af5b0.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)<50> Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 80334-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/1de83808-e8f3-4d51-8c20-5dd6626af5b0.
Статья: Договор коммерческой концессии: правовая природа и существенные условия
(Формакидов Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Итак, договор коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров в Российской Федерации выступает разновидностью лицензионного договора, в связи с чем его законодательная регламентация должна быть перенесена в часть четвертую ГК РФ. Единственным существенным условием этого договора является его предмет. Цена договора коммерческой концессии должна быть признана его существенным условием в рамках внесения изменений в действующее гражданское законодательство.
(Формакидов Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Итак, договор коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров в Российской Федерации выступает разновидностью лицензионного договора, в связи с чем его законодательная регламентация должна быть перенесена в часть четвертую ГК РФ. Единственным существенным условием этого договора является его предмет. Цена договора коммерческой концессии должна быть признана его существенным условием в рамках внесения изменений в действующее гражданское законодательство.
Статья: Правовая природа и применение коммерческой концессии и франчайзинга в государствах - членах Евразийского экономического союза
(Джинджолия К.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)2. Другим решением данной проблемы видится внесение в гл. 54 ГК РФ изменений, касающихся понятий "коммерческая концессия", "пользователь", "правообладатель", и пояснение на законодательном уровне верного соотношения этих понятий с понятиями "франчайзинг", "франчайзи", "франчайзер". Например, можно указать "договор коммерческой концессии (франчайзинг)" или заменить понятия, относящиеся к коммерческой концессии, терминологией, используемой в мировой практике. Однако, на наш взгляд, более целесообразным будет внесение изменений, подразумевающих равноправное применение терминов "коммерческая концессия" и "франчайзинг". Ведь такой вариант учитывает и международную практику, и сложившуюся практику применения в Российской Федерации.
(Джинджолия К.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)2. Другим решением данной проблемы видится внесение в гл. 54 ГК РФ изменений, касающихся понятий "коммерческая концессия", "пользователь", "правообладатель", и пояснение на законодательном уровне верного соотношения этих понятий с понятиями "франчайзинг", "франчайзи", "франчайзер". Например, можно указать "договор коммерческой концессии (франчайзинг)" или заменить понятия, относящиеся к коммерческой концессии, терминологией, используемой в мировой практике. Однако, на наш взгляд, более целесообразным будет внесение изменений, подразумевающих равноправное применение терминов "коммерческая концессия" и "франчайзинг". Ведь такой вариант учитывает и международную практику, и сложившуюся практику применения в Российской Федерации.
Статья: Три риска франчайзи, о которых стоит знать
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 4)Рекомендуем будущему франчайзи перед подписанием договора самостоятельно или с привлечением юриста внимательно изучить его условия, продумать возможные риски. И аргументированно предложить контрагенту свои правки в договор, пока не поздно. К сожалению, на практике внести изменения в договор франчайзинга не всегда возможно, так как правообладатель, пользуясь своим преимущественным положением, может от них категорически отказаться. Но попытаться стоит, если какие-то условия влекут очевидные риски. По крайней мере в результате переговоров получится уточнить для себя ранее неоднозначные в трактовке формулировки, да и понять "культуру отношений" со стороны франчайзера тоже будет нелишним.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 4)Рекомендуем будущему франчайзи перед подписанием договора самостоятельно или с привлечением юриста внимательно изучить его условия, продумать возможные риски. И аргументированно предложить контрагенту свои правки в договор, пока не поздно. К сожалению, на практике внести изменения в договор франчайзинга не всегда возможно, так как правообладатель, пользуясь своим преимущественным положением, может от них категорически отказаться. Но попытаться стоит, если какие-то условия влекут очевидные риски. По крайней мере в результате переговоров получится уточнить для себя ранее неоднозначные в трактовке формулировки, да и понять "культуру отношений" со стороны франчайзера тоже будет нелишним.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Как уже отмечалось нами выше, Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ были внесены изменения в ст. 1028 ГК РФ, регулирующую форму и регистрацию договора коммерческой концессии. Согласно новым положениям регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте, подлежит не сам договор концессии, а предоставление права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав правообладателя по договору.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Как уже отмечалось нами выше, Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ были внесены изменения в ст. 1028 ГК РФ, регулирующую форму и регистрацию договора коммерческой концессии. Согласно новым положениям регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте, подлежит не сам договор концессии, а предоставление права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав правообладателя по договору.