Визуализация электронной подписи
Подборка наиболее важных документов по запросу Визуализация электронной подписи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"отчет N 598-2022 от 03.11.2022 не содержит подписей специалиста В.А. Борисова и генерального директора ООО "Экспертиза и оценка", а также оттиск печати указанного общества, что противоречит положениям ст. 11 ФЗ "Об оценочной деятельности", из представленных в дело документов не следует, что отчет N 598-2022 от 03.11.2022 подписан усиленной квалифицированной электронной подписью: отсутствует визуализация усиленной квалифицированной электронной подписи оценщика Борисова В.А. и генерального директора ООО "Экспертиза и оценка", отсутствуют сведения о сертификате электронной подписи, его владельце и сроке действия, протокол проверки электронной подписи также отсутствует.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 "Установление размера требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника суммы налоговой задолженности. Суд удовлетворил заявленные требования, поскольку к моменту введения первой процедуры банкротства налоговая инспекция не утратила возможность принудительного взыскания спорной задолженности. В целях подтверждения исполнения требований, предусмотренных ст. 46 НК РФ, налоговым органом были представлены следующие доказательства: акт и решение по результатам выездной налоговой проверки, направленные налогоплательщику посредством ТКС с соблюдением сроков, предусмотренных п. 5 ст. 100 НК РФ; требование об уплате налогов, отправка которого подтверждается соответствующей квитанцией; решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, направление которого в адрес общества также подтверждается квитанцией. Помимо этого, налоговым органом были информативно приложены и иные документы в обоснование требований. Заявленный конкурсным кредитором довод о неподтвержденности действий инспекции ввиду непредставления квитанции о приеме электронного документа, подписанного УКЭП плательщика, либо подтверждения дат отправки электронных документов, подписанных УКЭП оператора электронного документооборота, был отклонен. Суд указал, что налоговым органом были представлены электронные копии документов, отсутствие на них визуализации не может считаться фактом отсутствия электронной подписи при направлении документов в адрес общества. Поскольку задолженность вытекает из вступившего в законную силу решения по результатам выездной налоговой проверки, а доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотреблений со стороны налогового органа, в материалы дела представлено не было, суд включил требования налогового органа в реестр.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника суммы налоговой задолженности. Суд удовлетворил заявленные требования, поскольку к моменту введения первой процедуры банкротства налоговая инспекция не утратила возможность принудительного взыскания спорной задолженности. В целях подтверждения исполнения требований, предусмотренных ст. 46 НК РФ, налоговым органом были представлены следующие доказательства: акт и решение по результатам выездной налоговой проверки, направленные налогоплательщику посредством ТКС с соблюдением сроков, предусмотренных п. 5 ст. 100 НК РФ; требование об уплате налогов, отправка которого подтверждается соответствующей квитанцией; решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, направление которого в адрес общества также подтверждается квитанцией. Помимо этого, налоговым органом были информативно приложены и иные документы в обоснование требований. Заявленный конкурсным кредитором довод о неподтвержденности действий инспекции ввиду непредставления квитанции о приеме электронного документа, подписанного УКЭП плательщика, либо подтверждения дат отправки электронных документов, подписанных УКЭП оператора электронного документооборота, был отклонен. Суд указал, что налоговым органом были представлены электронные копии документов, отсутствие на них визуализации не может считаться фактом отсутствия электронной подписи при направлении документов в адрес общества. Поскольку задолженность вытекает из вступившего в законную силу решения по результатам выездной налоговой проверки, а доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотреблений со стороны налогового органа, в материалы дела представлено не было, суд включил требования налогового органа в реестр.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)- элементов визуализации электронных подписей основной части документа в электронном виде;
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)- элементов визуализации электронных подписей основной части документа в электронном виде;
Статья: Как в бумажном виде ответить на электронное обращение
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Пример 1. Визуализация электронной подписи и отметка о распечатке электронного подлинника
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Пример 1. Визуализация электронной подписи и отметка о распечатке электронного подлинника
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"Об электронной подписи"1) показывать самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для отображения информации, подписанной с использованием указанных средств, содержание электронного документа, подписанного электронной подписью, включая визуализацию данной электронной подписи, содержащую информацию о том, что такой документ подписан электронной подписью, а также о номере, владельце и периоде действия сертификата ключа проверки электронной подписи;
(ред. от 21.04.2025)
"Об электронной подписи"1) показывать самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для отображения информации, подписанной с использованием указанных средств, содержание электронного документа, подписанного электронной подписью, включая визуализацию данной электронной подписи, содержащую информацию о том, что такой документ подписан электронной подписью, а также о номере, владельце и периоде действия сертификата ключа проверки электронной подписи;
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)При предоставлении сведений из ЕГРН одновременно с предоставлением XML-документа, содержащего сведения ЕГРН, за исключением предоставления копий документов, помещенных в реестровые дела, направляется электронный документ в формате PDF, полученный в результате преобразования указанного XML-документа, который должен содержать визуализацию усиленной квалифицированной электронной подписи Роскадастра, которой подписан электронный документ в машиночитаемом формате.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)При предоставлении сведений из ЕГРН одновременно с предоставлением XML-документа, содержащего сведения ЕГРН, за исключением предоставления копий документов, помещенных в реестровые дела, направляется электронный документ в формате PDF, полученный в результате преобразования указанного XML-документа, который должен содержать визуализацию усиленной квалифицированной электронной подписи Роскадастра, которой подписан электронный документ в машиночитаемом формате.
Статья: Некоторые аспекты функционирования электронного документооборота в налоговых правоотношениях
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, согласно положениям которой "налоговые декларации, расчеты, отчеты, реестры документов и другие документы (информация) должны формироваться в информационных системах плательщиков и должны представляться в налоговые органы по ТКС через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации; разработки и утверждения порядка применения и визуализации электронной подписи для документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи и др. <14>. Отказ от бумажного документооборота и переход к машиночитаемым форматам являются одним из приоритетных направлений развития системы налогового мониторинга в Российской Федерации. ФНС России разработала формы и XML-форматы документов, которые организация представляет при подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Раньше такие документы представлялись на бумаге. Электронные документы будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС "Налог-3" <15>.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, согласно положениям которой "налоговые декларации, расчеты, отчеты, реестры документов и другие документы (информация) должны формироваться в информационных системах плательщиков и должны представляться в налоговые органы по ТКС через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации; разработки и утверждения порядка применения и визуализации электронной подписи для документов (информации), содержащихся в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, в том числе с учетом создания в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи и др. <14>. Отказ от бумажного документооборота и переход к машиночитаемым форматам являются одним из приоритетных направлений развития системы налогового мониторинга в Российской Федерации. ФНС России разработала формы и XML-форматы документов, которые организация представляет при подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Раньше такие документы представлялись на бумаге. Электронные документы будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС "Налог-3" <15>.
Статья: Жалобы в Банк России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вы можете убедиться в действительности подписи, загрузив этот файл и ответ на обращение (файл формата pdf с визуализацией электронной подписи с указанием номера сертификата, периода его действия и владельца) на Единый портал государственных услуг (раздел "Проверка электронной подписи электронного документа").
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вы можете убедиться в действительности подписи, загрузив этот файл и ответ на обращение (файл формата pdf с визуализацией электронной подписи с указанием номера сертификата, периода его действия и владельца) на Единый портал государственных услуг (раздел "Проверка электронной подписи электронного документа").
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, индивидуальный предприниматель оспаривал в арбитражном суде взимание платы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Выписки из названных реестров предоставляются территориальными органами ФНС России, уполномоченными на предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП на основании соответствующего запроса. Заявитель не оспаривал, что на сайте ФНС России имеется сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в государственных реестрах сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки. Заявитель не лишен возможности получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП бесплатно посредством электронного сервиса, предусмотренного сайтом ФНС России <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, индивидуальный предприниматель оспаривал в арбитражном суде взимание платы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Выписки из названных реестров предоставляются территориальными органами ФНС России, уполномоченными на предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП на основании соответствующего запроса. Заявитель не оспаривал, что на сайте ФНС России имеется сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в государственных реестрах сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки. Заявитель не лишен возможности получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП бесплатно посредством электронного сервиса, предусмотренного сайтом ФНС России <1>.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Примечательно, что поправками в уголовный закон учтены практически все известные технические нововведения, используемые в хозяйственном обороте. В частности, под электронными средствами платежа понимаются средства и (или) методы, позволяющие клиентам оператора по переводу денежных средств создавать, аутентифицировать и передавать распоряжения о переводе денежных средств в рамках применяемой формы безналичной оплаты с использованием ИКТ, электронных носителей информации, включая платежные карты, и иных технических устройств, и (или) методы, позволяющие клиенту оператора создавать, аутентифицировать и переводить распоряжения о переводе денежных средств в рамках применяемой формы безналичной оплаты. Имеются в виду логины и пароли для доступа к платежной системе физического или юридического лица, а также SMS-пароли, ключи цифровой подписи и ключи ее проверки, устройства визуализации и другие средства, включая электронные носители. Следует также отметить, что УК РФ выделяет преступления в сфере компьютерной информации в отдельную группу (ст. 272 - 274.2).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Примечательно, что поправками в уголовный закон учтены практически все известные технические нововведения, используемые в хозяйственном обороте. В частности, под электронными средствами платежа понимаются средства и (или) методы, позволяющие клиентам оператора по переводу денежных средств создавать, аутентифицировать и передавать распоряжения о переводе денежных средств в рамках применяемой формы безналичной оплаты с использованием ИКТ, электронных носителей информации, включая платежные карты, и иных технических устройств, и (или) методы, позволяющие клиенту оператора создавать, аутентифицировать и переводить распоряжения о переводе денежных средств в рамках применяемой формы безналичной оплаты. Имеются в виду логины и пароли для доступа к платежной системе физического или юридического лица, а также SMS-пароли, ключи цифровой подписи и ключи ее проверки, устройства визуализации и другие средства, включая электронные носители. Следует также отметить, что УК РФ выделяет преступления в сфере компьютерной информации в отдельную группу (ст. 272 - 274.2).
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)а) механизмы формирования и использования "облачной" электронной подписи, визуализации электронной подписи в электронном документе, уточнение статуса аккредитованного удостоверяющего центра;
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)а) механизмы формирования и использования "облачной" электронной подписи, визуализации электронной подписи в электронном документе, уточнение статуса аккредитованного удостоверяющего центра;
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Задачей усиленной квалифицированной электронной подписи является не только идентификация лица, подписавшего документ, но и подтверждение того, что в подписанный электронный документ не вносились изменения после его подписания, а также времени создания электронного документа. Решение этой задачи обеспечивается использованием еще одного криптографического алгоритма - вычислением хэш-функции. В Российской Федерации разработаны и применяются межгосударственные стандарты, определяющие эти процессы <6>. При визуализации подписанного электронной подписью электронного документа автоматически создается элемент визуализации электронной подписи - отметка об электронной подписи. Она формируется в виде изображения, которое накладывается на изображение основной части документа в электронном виде на месте, традиционном для собственноручной подписи (между наименованием должности и расшифровкой подписи).
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Задачей усиленной квалифицированной электронной подписи является не только идентификация лица, подписавшего документ, но и подтверждение того, что в подписанный электронный документ не вносились изменения после его подписания, а также времени создания электронного документа. Решение этой задачи обеспечивается использованием еще одного криптографического алгоритма - вычислением хэш-функции. В Российской Федерации разработаны и применяются межгосударственные стандарты, определяющие эти процессы <6>. При визуализации подписанного электронной подписью электронного документа автоматически создается элемент визуализации электронной подписи - отметка об электронной подписи. Она формируется в виде изображения, которое накладывается на изображение основной части документа в электронном виде на месте, традиционном для собственноручной подписи (между наименованием должности и расшифровкой подписи).
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)СХЭД суда как государственного органа, согласно п. 1.5 Требований 2020 г., должна обеспечивать прием электронных архивных документов, переданных их СЭД, их учет, управление их хранением, а также доступ к ним до выделения к уничтожению, а также до их передачи на государственное хранение. При этом основным требованием сегодняшнего дня является обеспечение интеграции СЭД и СХЭД, т.е. материалы судебных дел, нарядов, журналов, картотек должны быть доступны для организации их архивного хранения, при условии поддержания аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования. Пункт 2.3 Требований 2020 г. также предусматривает, что метаданные о документах должны сохраняться при их передаче из СЭД в СХЭД (т.е. при администрировании внутри суда), а затем - из СХЭД в государственный архив. При этом в СЭД и СХЭД должны применяться средства электронной цифровой подписи (п. 2.9 Требований 2020 г.). Одним из обязательных условий является также поддержка СЭД суда осуществления экспертизы ценности документов <19>, т.е. отбор дел, документов в соответствии с их сроками хранения; формирование описей дел в структурных подразделениях, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; формирование контейнера электронного документа, содержащего контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализацию копии текстового электронного документа в формате PDF/A и т.д. Однако в настоящее время суды общей юрисдикции не обязаны формировать судебные дела в электронном виде. На основании п. 1.8 Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции <20> данная операция осуществляется при наличии технической возможности. В то же время рассматриваемая Инструкция, введенная в действие в 2019 г. и устанавливающая порядок ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции, в некоторой своей части ориентирована на СЭД и СХЭД. К новациям, исходя из принципа добровольности их применения в условиях необходимой технической оснащенности, относятся: формирование электронной описи дел, с учетом системы "фильтров" (п. 3.21), экспертиза электронных документов (п. 4.14), подготовка электронных дел к архивному хранению (п. 5.9 - 5.13), прием-передача электронных документов в архив суда (п. 7.5.1 - 7.6), автоматизированный учетно-справочный аппарат архива (п. 8.4), передача электронных документов в государственный архив в виде контейнеров электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети (п. 13.5). Переход к обязательной цифровизации при формировании судебных дел (материалов) в судах общей юрисдикции в ходе судопроизводства станет фундаментальной основой для прогресса в архивном деле.
Статья: О предмете преступления неправомерного оборота электронных средств платежей
(Сатликова К.М.)
("Ex jure", 2025, N 2)А.В. Федоров, С.Л. Нудель, Е.В. Ямашева понятие электронного средства не раскрывают, а лишь перечисляют то, что к нему относится. Это логины и пароли для доступа к системе платежей физического или юридического лица, а равно смс-пароли, ключи электронной подписи и ключи проверки электронной подписи, устройства визуализации, иные средства аутентификации <14>.
(Сатликова К.М.)
("Ex jure", 2025, N 2)А.В. Федоров, С.Л. Нудель, Е.В. Ямашева понятие электронного средства не раскрывают, а лишь перечисляют то, что к нему относится. Это логины и пароли для доступа к системе платежей физического или юридического лица, а равно смс-пароли, ключи электронной подписи и ключи проверки электронной подписи, устройства визуализации, иные средства аутентификации <14>.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)- по электронной почте с визуализацией штампа электронной подписи без самой УКЭП.
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)- по электронной почте с визуализацией штампа электронной подписи без самой УКЭП.