Виды ОРМ
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды ОРМ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Оперативно-розыскные мероприятия" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"Отождествление личности прямо предусмотрено п. 7 ст. 6 Федерального закона N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" в качестве одного из видов оперативно-розыскных мероприятий. Результаты этих оперативно-розыскных мероприятий приобщены к материалам дела с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Место проведения данного мероприятия - место жительства потерпевших, а не отдел полиции, на что обращает внимание в своей жалобе адвокат, существенного значения для дела не имеет."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инициирование правоохранительными органами действий лица как способ выявления преступлений: правовая оценка
(Зобнин П.А., Ткаченко Н.Б., Сергеев А.Б.)
("Российский следователь", 2023, N 8)В ситуации российской уголовно-процессуальной действительности представляется целесообразным, не отказываясь от опыта ряда европейский государств, перенести в национальный процесс отдельные элементы контроля по названным видам ОРМ. Так, в Испании на стадии дознания санкционирование (разрешение) на производство ОРМ дает прокурор (с последующим уведомлением суда). В Австрии и Бельгии "правом санкционировать негласные мероприятия наделен исключительно прокурор" <20>. Отдельные исследователи считают целесообразным распространить прокурорский контроль за решением, процедурой проведения оперативного эксперимента <21>. Названную позицию нужно поддержать. Существующие доводы дополним нашим аргументом. Представляется, на этапе доследственной проверки контрольно-надзорные возможности прокурора можно использовать без ущемления его надзорной функции и в отношении названных ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка). Прокурорский надзор распространяется на процессуальную деятельность правоохранительных органов (УПК РФ). В сфере оперативно-разыскной деятельности для решения вопроса о получении разрешения на проведение названных ОРМ проверка обоснованности представленных оперативных материалов ущерб надзорной функции не несет. По аналогии с обязанностью суда проверить обоснованность ходатайства о прослушивании переговоров лица и проч. целесообразно прокурору предоставить право контролировать обоснованность заявленного оперативным подразделением ходатайства на проведение контрольной закупки или оперативного эксперимента. Для этого нужно соответствующим образом уточнить редакцию восьмого абзаца ст. 8 ФЗ-144.
(Зобнин П.А., Ткаченко Н.Б., Сергеев А.Б.)
("Российский следователь", 2023, N 8)В ситуации российской уголовно-процессуальной действительности представляется целесообразным, не отказываясь от опыта ряда европейский государств, перенести в национальный процесс отдельные элементы контроля по названным видам ОРМ. Так, в Испании на стадии дознания санкционирование (разрешение) на производство ОРМ дает прокурор (с последующим уведомлением суда). В Австрии и Бельгии "правом санкционировать негласные мероприятия наделен исключительно прокурор" <20>. Отдельные исследователи считают целесообразным распространить прокурорский контроль за решением, процедурой проведения оперативного эксперимента <21>. Названную позицию нужно поддержать. Существующие доводы дополним нашим аргументом. Представляется, на этапе доследственной проверки контрольно-надзорные возможности прокурора можно использовать без ущемления его надзорной функции и в отношении названных ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка). Прокурорский надзор распространяется на процессуальную деятельность правоохранительных органов (УПК РФ). В сфере оперативно-разыскной деятельности для решения вопроса о получении разрешения на проведение названных ОРМ проверка обоснованности представленных оперативных материалов ущерб надзорной функции не несет. По аналогии с обязанностью суда проверить обоснованность ходатайства о прослушивании переговоров лица и проч. целесообразно прокурору предоставить право контролировать обоснованность заявленного оперативным подразделением ходатайства на проведение контрольной закупки или оперативного эксперимента. Для этого нужно соответствующим образом уточнить редакцию восьмого абзаца ст. 8 ФЗ-144.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- результаты ОРД направляются в налоговый орган в форме справки с изложением информации без раскрытия способов, тактики и методики ее получения, а также видов оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых она была получена (п. 1.8);
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- результаты ОРД направляются в налоговый орган в форме справки с изложением информации без раскрытия способов, тактики и методики ее получения, а также видов оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых она была получена (п. 1.8);
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
Статья: Изменение существующей парадигмы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Виды ОРМ, процедурный порядок организации, производства, предоставления их результатов от органа дознания следователю (дознавателю) либо в суд не были закреплены в рамках отдельного законодательного акта. Указанное обстоятельство не только значительно отсрочило развитие самостоятельной отрасли оперативно-розыскного права, но и послужило причиной формирования в науке уголовного процесса устойчивого мнения о второстепенном характере ОРД для целей расследования, неполноценности института использования ее результатов при производстве по уголовным делам.
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Виды ОРМ, процедурный порядок организации, производства, предоставления их результатов от органа дознания следователю (дознавателю) либо в суд не были закреплены в рамках отдельного законодательного акта. Указанное обстоятельство не только значительно отсрочило развитие самостоятельной отрасли оперативно-розыскного права, но и послужило причиной формирования в науке уголовного процесса устойчивого мнения о второстепенном характере ОРД для целей расследования, неполноценности института использования ее результатов при производстве по уголовным делам.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Как правило, результаты ОРД в последующем приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств (ст. 82 УПК РФ) или иных документов (ст. 84 УПК РФ). Какое именно доказательство может быть получено после представления результатов ОРД, зависит от вида проведенного оперативно-розыскного мероприятия.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Как правило, результаты ОРД в последующем приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств (ст. 82 УПК РФ) или иных документов (ст. 84 УПК РФ). Какое именно доказательство может быть получено после представления результатов ОРД, зависит от вида проведенного оперативно-розыскного мероприятия.
Статья: Особенности применения оперативного эксперимента и проверочной закупки
(Хромов Е.В., Зябликов В.Ю.)
("Законность", 2022, N 7)Анализ правоприменительной практики показал, что и субъекты ОРД не выработали четких критериев разграничения при выборе вида ОРМ (проверочная закупка или оперативный эксперимент), когда в рамках документирования преступной деятельности необходимо зафиксировать факт сбыта товаров, выполнения работ или оказания услуг.
(Хромов Е.В., Зябликов В.Ю.)
("Законность", 2022, N 7)Анализ правоприменительной практики показал, что и субъекты ОРД не выработали четких критериев разграничения при выборе вида ОРМ (проверочная закупка или оперативный эксперимент), когда в рамках документирования преступной деятельности необходимо зафиксировать факт сбыта товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статья: Обоснование прокурором законности проверочной закупки наркотиков в суде первой инстанции
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2023, N 7)В ст. 6 Закона об ОРД установлен перечень видов ОРМ, которые соответствующие органы вправе проводить при осуществлении ОРД. В судебной практике возникает вопрос о том, какие ОРМ из этого перечня могут быть связаны с ограничением конституционных прав граждан и, соответственно, требуют судебного решения на их проведение. Решение этого вопроса не зависит от вида ОРМ, а определяется содержанием предполагаемых действий, их способностью ограничить конституционные права граждан, закрепленные в ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ.
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2023, N 7)В ст. 6 Закона об ОРД установлен перечень видов ОРМ, которые соответствующие органы вправе проводить при осуществлении ОРД. В судебной практике возникает вопрос о том, какие ОРМ из этого перечня могут быть связаны с ограничением конституционных прав граждан и, соответственно, требуют судебного решения на их проведение. Решение этого вопроса не зависит от вида ОРМ, а определяется содержанием предполагаемых действий, их способностью ограничить конституционные права граждан, закрепленные в ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ.