Виды органов исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды органов исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Освобождение от уплаты госпошлины казенных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)...Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в структуру федеральных органов исполнительной власти...
(КонсультантПлюс, 2025)...Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в структуру федеральных органов исполнительной власти...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)Ключевые слова: правовое просвещение, классификация, виды, органы исполнительной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, систематизация.
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)Ключевые слова: правовое просвещение, классификация, виды, органы исполнительной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, систематизация.
Ситуация: Как получить удостоверение ветерана боевых действий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует иметь в виду, что орган исполнительной власти, уполномоченный выдавать удостоверения ветерана боевых действий, самостоятельно устанавливает перечень документов, подтверждающих право на получение удостоверения, а также требования к фотографиям (п. п. 3, 4 Инструкции, утв. Приказом Минздрава России от 29.12.2012 N 1652н; п. п. 8, 9 Порядка, утв. Приказом МВД России от 27.11.2020 N 808; п. 5 Порядка, утв. Приказом ФСО России от 26.08.2020 N 163; п. п. 3, 4 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 28.02.2017 N 129; п. 10 Порядка, утв. Приказом СК России от 01.11.2022 N 138; п. 7 Порядка, утв. Приказом Росгвардии от 05.07.2017 N 196; п. 9 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 09.03.2023 N 111; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минкомсвязи России от 17.04.2020 N 180; п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Росреестра от 07.06.2021 N П/0248).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует иметь в виду, что орган исполнительной власти, уполномоченный выдавать удостоверения ветерана боевых действий, самостоятельно устанавливает перечень документов, подтверждающих право на получение удостоверения, а также требования к фотографиям (п. п. 3, 4 Инструкции, утв. Приказом Минздрава России от 29.12.2012 N 1652н; п. п. 8, 9 Порядка, утв. Приказом МВД России от 27.11.2020 N 808; п. 5 Порядка, утв. Приказом ФСО России от 26.08.2020 N 163; п. п. 3, 4 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 28.02.2017 N 129; п. 10 Порядка, утв. Приказом СК России от 01.11.2022 N 138; п. 7 Порядка, утв. Приказом Росгвардии от 05.07.2017 N 196; п. 9 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 09.03.2023 N 111; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минкомсвязи России от 17.04.2020 N 180; п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Росреестра от 07.06.2021 N П/0248).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О самоходных машинах и других видах техники"Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
(ред. от 31.07.2025)
"О самоходных машинах и других видах техники"Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Постановлением Правительства РФ от 09.02.2012 N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи" установлено, что при организации межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, применяется усиленная квалифицированная электронная подпись. Данным Постановлением были утверждены Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой и Требования к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Постановлением Правительства РФ от 09.02.2012 N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи" установлено, что при организации межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, применяется усиленная квалифицированная электронная подпись. Данным Постановлением были утверждены Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой и Требования к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой.
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Под средствами электронной подписи понимаются "шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи". Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи" определяет, что "средства электронной подписи, используемые для формирования электронной подписи в процессе межведомственного электронного взаимодействия, должны соответствовать требованиям к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой, установленным Правительством Российской Федерации" <8>. Здесь же установлено, что при организации межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Под средствами электронной подписи понимаются "шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи". Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи" определяет, что "средства электронной подписи, используемые для формирования электронной подписи в процессе межведомственного электронного взаимодействия, должны соответствовать требованиям к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой, установленным Правительством Российской Федерации" <8>. Здесь же установлено, что при организации межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Статья: Особенности конституционно-правового закрепления статуса высших органов исполнительной власти в Австралийском Союзе
(Войтович Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Вторая глава Конституции "Исполнительная власть" регламентирует основы правового статуса исполнительной власти, что тесно связано с колониальным прошлым Австралии. В соответствии со ст. 61 Конституции исполнительная власть сосредоточена в руках британского монарха <4>, но в силу невозможности постоянного присутствия на территории Австралии его полномочия осуществляются представителем - генерал-губернатором. Также упомянутая выше статья определяет сущность и основной вид деятельности исполнительной власти - исполнение и охрану Конституции и законов Австралийского Союза <5>.
(Войтович Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Вторая глава Конституции "Исполнительная власть" регламентирует основы правового статуса исполнительной власти, что тесно связано с колониальным прошлым Австралии. В соответствии со ст. 61 Конституции исполнительная власть сосредоточена в руках британского монарха <4>, но в силу невозможности постоянного присутствия на территории Австралии его полномочия осуществляются представителем - генерал-губернатором. Также упомянутая выше статья определяет сущность и основной вид деятельности исполнительной власти - исполнение и охрану Конституции и законов Австралийского Союза <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)При этом предусмотрено, что для отдельных видов разрешительной деятельности Правительством РФ может быть установлен более ранний срок. В рамках такой регламентации Распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2024 г. N 2229-р "Об обжаловании принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности" <180> установлено, что обжалование принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности по Перечню согласно приложению, осуществляется в соответствии с комментируемой статьей (за исключением случаев, предусмотренных иными федеральными законами) в сроки, предусмотренные приложением к данному Распоряжению. Приложение "Перечень видов разрешительной деятельности" к названному Распоряжению включает разделы I "Обжалование с 1 сентября 2024 г." и II "Обжалование с 31 декабря 2024 г.".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)При этом предусмотрено, что для отдельных видов разрешительной деятельности Правительством РФ может быть установлен более ранний срок. В рамках такой регламентации Распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2024 г. N 2229-р "Об обжаловании принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности" <180> установлено, что обжалование принятых в ходе предоставления государственных услуг решений и осуществленных действий (бездействия) органов или их должностных лиц, предоставляющих государственные услуги в рамках осуществляемых федеральными органами исполнительной власти видов разрешительной деятельности по Перечню согласно приложению, осуществляется в соответствии с комментируемой статьей (за исключением случаев, предусмотренных иными федеральными законами) в сроки, предусмотренные приложением к данному Распоряжению. Приложение "Перечень видов разрешительной деятельности" к названному Распоряжению включает разделы I "Обжалование с 1 сентября 2024 г." и II "Обжалование с 31 декабря 2024 г.".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Против использования термина "надзор" к определению видов деятельности органов исполнительной власти возражают представители прокурорского сообщества, ратующие за чистоту терминологии в своем понимании. Так, по мнению В.П. Беляева, надзор заключается в "разрешении на поднадзорных объектах конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением законов" <1>. А контроль заключается в "проверке информации о фактическом исполнении нормативных предписаний... и принятии мер по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений)" <2>. Сопоставление этих двух утверждений приводит к выводу о том, что инспектор или прокурор, начиная проверку соблюдения требований законодательства, не может знать, какую форму юридической деятельности он реализует - контрольную или надзорную, до тех пор, пока у него не возникнет необходимость начать производство по делу о правонарушении. В то же время В.П. Беляев приписывает контрольные полномочия всем федеральным службам, иным органам контроля (надзора) и даже суду, а надзорные полномочия - только прокуратуре <3>. С точки зрения административного права прокурору в этом распределении ролей отводится роль субъекта юрисдикции, разрешающего конкретное дело о нарушении, которое, вероятно, должно быть выявлено органом контроля, что не соответствует фактическому положению вещей.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Против использования термина "надзор" к определению видов деятельности органов исполнительной власти возражают представители прокурорского сообщества, ратующие за чистоту терминологии в своем понимании. Так, по мнению В.П. Беляева, надзор заключается в "разрешении на поднадзорных объектах конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением законов" <1>. А контроль заключается в "проверке информации о фактическом исполнении нормативных предписаний... и принятии мер по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений)" <2>. Сопоставление этих двух утверждений приводит к выводу о том, что инспектор или прокурор, начиная проверку соблюдения требований законодательства, не может знать, какую форму юридической деятельности он реализует - контрольную или надзорную, до тех пор, пока у него не возникнет необходимость начать производство по делу о правонарушении. В то же время В.П. Беляев приписывает контрольные полномочия всем федеральным службам, иным органам контроля (надзора) и даже суду, а надзорные полномочия - только прокуратуре <3>. С точки зрения административного права прокурору в этом распределении ролей отводится роль субъекта юрисдикции, разрешающего конкретное дело о нарушении, которое, вероятно, должно быть выявлено органом контроля, что не соответствует фактическому положению вещей.
Статья: Генезис судебной власти
(Азарова Е.С.)
("Мировой судья", 2023, N 8)М.М. Сперанский является одной из ярких фигур в истории России. Он один из первых представил новые идеи по поводу устройства власти. Он считал, что при самодержавной форме правления возможно разделение на три ветви власти. Так, монарх представляет все ветви власти. При этом он предлагает создать Государственный Совет, который, с одной стороны, будет выражать власть монарха, с другой - выступать в виде исполнительной власти <5>. На протяжении XIX в. идея разделения власти получала большой отклик со стороны реформаторов.
(Азарова Е.С.)
("Мировой судья", 2023, N 8)М.М. Сперанский является одной из ярких фигур в истории России. Он один из первых представил новые идеи по поводу устройства власти. Он считал, что при самодержавной форме правления возможно разделение на три ветви власти. Так, монарх представляет все ветви власти. При этом он предлагает создать Государственный Совет, который, с одной стороны, будет выражать власть монарха, с другой - выступать в виде исполнительной власти <5>. На протяжении XIX в. идея разделения власти получала большой отклик со стороны реформаторов.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В научной литературе уже отмечен целый ряд проблемных вопросов, связанных с формированием и реализацией механизма "регуляторной гильотины", в том числе недостаточная проработанность концепции, значительное число исключений по органам исполнительной власти и видам контроля и надзора, ограниченные сроки реализации <4>. По нашему мнению, российская модель "регуляторной гильотины" имеет определенные изъяны, которые могут отрицательно сказаться на ее эффекте для стимулирования экономического роста Российской Федерации:
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В научной литературе уже отмечен целый ряд проблемных вопросов, связанных с формированием и реализацией механизма "регуляторной гильотины", в том числе недостаточная проработанность концепции, значительное число исключений по органам исполнительной власти и видам контроля и надзора, ограниченные сроки реализации <4>. По нашему мнению, российская модель "регуляторной гильотины" имеет определенные изъяны, которые могут отрицательно сказаться на ее эффекте для стимулирования экономического роста Российской Федерации: