Виды нарушений антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды нарушений антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продажа имущества при ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств нарушения антимонопольного законодательства в виде действий ответчиков в качестве единого хозяйствующего субъекта, что привело бы к отсутствию состязательности и неблагоприятному воздействию на конкуренцию, судами не установлено, поскольку объявление о конкурсном отборе было сделано в соответствии с законом.
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств нарушения антимонопольного законодательства в виде действий ответчиков в качестве единого хозяйствующего субъекта, что привело бы к отсутствию состязательности и неблагоприятному воздействию на конкуренцию, судами не установлено, поскольку объявление о конкурсном отборе было сделано в соответствии с законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Процедуры в конкурентном праве: учебное пособие"
(отв. ред. С.А. Пузыревский)
("Проспект", 2019)§ 3. Правонарушение. Понятие, виды, состав правонарушения
(отв. ред. С.А. Пузыревский)
("Проспект", 2019)§ 3. Правонарушение. Понятие, виды, состав правонарушения
Вопрос: Возможно ли направить в антимонопольный орган заявление о нарушении антимонопольного законодательства в электронном виде?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Статья: Значение применения антимонопольного комплаенса организациями торговли для предотвращения нарушений законодательства о конкуренции
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)Вероятность наступления антимонопольного риска предлагается оценивать исходя из количественных характеристик, определенных путем анализа статистики нарушений антимонопольного законодательства и судебной практики в области антимонопольного регулирования по различным видам нарушений антимонопольного законодательства, а также исходя из возможности идентификации риска путем однозначного толкования нормы, за нарушение которой предусматривается наступление административной ответственности. Поскольку исходя из указанных данных определить абсолютную величину вероятности наступления риска не представляется возможным, в предлагаемой матрице рисков использована сравнительная оценка вероятности наступления риска (было проведено сравнение рассматриваемых рисков между собой и соответствующее их ранжирование).
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)Вероятность наступления антимонопольного риска предлагается оценивать исходя из количественных характеристик, определенных путем анализа статистики нарушений антимонопольного законодательства и судебной практики в области антимонопольного регулирования по различным видам нарушений антимонопольного законодательства, а также исходя из возможности идентификации риска путем однозначного толкования нормы, за нарушение которой предусматривается наступление административной ответственности. Поскольку исходя из указанных данных определить абсолютную величину вероятности наступления риска не представляется возможным, в предлагаемой матрице рисков использована сравнительная оценка вероятности наступления риска (было проведено сравнение рассматриваемых рисков между собой и соответствующее их ранжирование).
Статья: Модель непрерывного улучшения процессов (PDCA) как возможная методологическая основа антимонопольного комплаенса
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)По своей сути антимонопольный комплаенс является внутрикорпоративной программой компании, цель функционирования которой - предотвращение любых нарушений законодательства о защите конкуренции. Однако специалистами [1 - 3] небезосновательно отмечается необходимость классификации антимонопольного комплаенса, которая имеет не только теоретический, но и практический интерес. Действительно, во многих случаях вряд ли существует необходимость в "оберегании" хозяйствующего субъекта ото всех гипотетически возможных видов нарушения антимонопольного законодательства. Так, допустим, если конкретная организация принципиально не участвует в закупках, то отпадает потенциальная возможность нарушения ею соответствующих положений закона и привлечения такого субъекта к ответственности за нарушение специального законодательства о публичных закупках (по мнению авторов статьи, обеспечение соответствия требованиям закупочного законодательства, за нарушение которых, как известно, предусмотрены меры публичного воздействия со стороны антимонопольных органов, является частью антимонопольного комплаенса; аналогичным образом, например, нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок отнесено к комплаенс-рискам в Приказе Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2022 г. N 435/22). Значит, фактически отпадает и необходимость внедрения антимонопольного комплаенса применительно к этой сфере деятельности. Соответственно, основными направлениями деятельности, касающимися в той или иной степени антимонопольного законодательства, выделяют отдельные направления антимонопольного комплаенса: системы предотвращения нарушений в виде недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением или, например, соответствующих положений в области рекламного законодательства <2> и т.д.
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)По своей сути антимонопольный комплаенс является внутрикорпоративной программой компании, цель функционирования которой - предотвращение любых нарушений законодательства о защите конкуренции. Однако специалистами [1 - 3] небезосновательно отмечается необходимость классификации антимонопольного комплаенса, которая имеет не только теоретический, но и практический интерес. Действительно, во многих случаях вряд ли существует необходимость в "оберегании" хозяйствующего субъекта ото всех гипотетически возможных видов нарушения антимонопольного законодательства. Так, допустим, если конкретная организация принципиально не участвует в закупках, то отпадает потенциальная возможность нарушения ею соответствующих положений закона и привлечения такого субъекта к ответственности за нарушение специального законодательства о публичных закупках (по мнению авторов статьи, обеспечение соответствия требованиям закупочного законодательства, за нарушение которых, как известно, предусмотрены меры публичного воздействия со стороны антимонопольных органов, является частью антимонопольного комплаенса; аналогичным образом, например, нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок отнесено к комплаенс-рискам в Приказе Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2022 г. N 435/22). Значит, фактически отпадает и необходимость внедрения антимонопольного комплаенса применительно к этой сфере деятельности. Соответственно, основными направлениями деятельности, касающимися в той или иной степени антимонопольного законодательства, выделяют отдельные направления антимонопольного комплаенса: системы предотвращения нарушений в виде недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением или, например, соответствующих положений в области рекламного законодательства <2> и т.д.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)На сегодняшний день антимонопольным органом в качестве доказательств используются документы, объяснения, информация соответственно в письменной и устной форме (в том числе информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а основу решений о нарушении антимонопольного законодательства по делам о картелях, как правило, составляет совокупность косвенных доказательств <1>. Вместе с тем указанный подход приводит к тому, что различные косвенные доказательства, а равно их совокупность в каждом конкретном случае могут по-разному трактоваться арбитражными судами <2>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)На сегодняшний день антимонопольным органом в качестве доказательств используются документы, объяснения, информация соответственно в письменной и устной форме (в том числе информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а основу решений о нарушении антимонопольного законодательства по делам о картелях, как правило, составляет совокупность косвенных доказательств <1>. Вместе с тем указанный подход приводит к тому, что различные косвенные доказательства, а равно их совокупность в каждом конкретном случае могут по-разному трактоваться арбитражными судами <2>.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Помимо названных типов разбирательств, в 2015 г. вступило в силу Приложение 8 к Закону о правах потребителей <1>, которое предусматривает подачу иска в связи с нарушениями антимонопольного законодательства. Этот вид коллективного судопроизводства требует разрешения суда (collective proceedings order, CPO), но, что важно, суд <2> определяет, по какой модели проводить разбирательство (opt-out или opt-in). Процедура выдачи приказа представляет собой официальное слушание на ранней стадии разбирательства, чтобы определить, соблюдены ли законодательные требования для рассмотрения иска как группового. После рассмотрения вопроса о выдаче приказа в соответствии с моделью opt-out все лица, подпадающие под сформулированное определение группы, автоматически становятся участниками разбирательства, однако они могут отказаться от участия до истечения установленного судом времени. В то же время это правило будет применяться автоматически только к лицам, проживающим в Великобритании, в противном случае таким лицам будет необходимо заявить о своем присоединении до окончания установленного для этого срока <3>. При этой процедуре суд вправе в любое время в ходе разбирательства по собственной инициативе или по заявлению представителя группы, ответчика или любого представляемого лица изменять порядок, включая описание группы или идентификацию членов группы <4>.
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Помимо названных типов разбирательств, в 2015 г. вступило в силу Приложение 8 к Закону о правах потребителей <1>, которое предусматривает подачу иска в связи с нарушениями антимонопольного законодательства. Этот вид коллективного судопроизводства требует разрешения суда (collective proceedings order, CPO), но, что важно, суд <2> определяет, по какой модели проводить разбирательство (opt-out или opt-in). Процедура выдачи приказа представляет собой официальное слушание на ранней стадии разбирательства, чтобы определить, соблюдены ли законодательные требования для рассмотрения иска как группового. После рассмотрения вопроса о выдаче приказа в соответствии с моделью opt-out все лица, подпадающие под сформулированное определение группы, автоматически становятся участниками разбирательства, однако они могут отказаться от участия до истечения установленного судом времени. В то же время это правило будет применяться автоматически только к лицам, проживающим в Великобритании, в противном случае таким лицам будет необходимо заявить о своем присоединении до окончания установленного для этого срока <3>. При этой процедуре суд вправе в любое время в ходе разбирательства по собственной инициативе или по заявлению представителя группы, ответчика или любого представляемого лица изменять порядок, включая описание группы или идентификацию членов группы <4>.
Статья: Правовая проблематика страхования D&O и как его усилить юридически
(Чехин И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)1) административная ответственность <2> - широкий круг составов, как то: нарушение налогового, иммиграционного, антимонопольного законодательства и другое; виды административной санкции, как то штраф, лишение специального права, административный арест, административное приостановление деятельности организации и другое;
(Чехин И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)1) административная ответственность <2> - широкий круг составов, как то: нарушение налогового, иммиграционного, антимонопольного законодательства и другое; виды административной санкции, как то штраф, лишение специального права, административный арест, административное приостановление деятельности организации и другое;
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Рассмотрены вопросы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами. Приведены общие положения о юридической ответственности, раскрыто содержание ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Выделены виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. На основе анализа правоприменительной практики отмечено, что в рассматриваемой сфере общественных отношений имеются особенности субъектного состава, объекта и содержания правоотношения. Также существует специальное нормативное правовое регулирование в сфере снабжения электроэнергией, газоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами, теплоснабжения. В целом примеры правоприменительной практики свидетельствуют о том, что недобросовестная конкуренция и экономическая деятельность, направленная на монополизацию в сфере снабжения энергоресурсами, связаны с несоблюдением требований законодательства о тарифном регулировании, о естественных монополиях, о госзакупках. В каждой сфере снабжения энергоресурсами к нарушителям требований антимонопольного законодательства наряду с общими положениями об ответственности в соответствии со ст. 37 Закона о защите конкуренции применяются также нормы отраслевого законодательства. Приведены примеры применения таких норм в разных сферах снабжения энергоресурсами (в сфере снабжения электрической энергией, газоснабжения, теплоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами). В целом анализ правоприменительной практики показал, что целесообразно в специальные законы, регламентирующие отношения в сфере снабжения энергоресурсами, включить нормы, в которых определены основания и условия наступления юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Рассмотрены вопросы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами. Приведены общие положения о юридической ответственности, раскрыто содержание ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Выделены виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. На основе анализа правоприменительной практики отмечено, что в рассматриваемой сфере общественных отношений имеются особенности субъектного состава, объекта и содержания правоотношения. Также существует специальное нормативное правовое регулирование в сфере снабжения электроэнергией, газоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами, теплоснабжения. В целом примеры правоприменительной практики свидетельствуют о том, что недобросовестная конкуренция и экономическая деятельность, направленная на монополизацию в сфере снабжения энергоресурсами, связаны с несоблюдением требований законодательства о тарифном регулировании, о естественных монополиях, о госзакупках. В каждой сфере снабжения энергоресурсами к нарушителям требований антимонопольного законодательства наряду с общими положениями об ответственности в соответствии со ст. 37 Закона о защите конкуренции применяются также нормы отраслевого законодательства. Приведены примеры применения таких норм в разных сферах снабжения энергоресурсами (в сфере снабжения электрической энергией, газоснабжения, теплоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами). В целом анализ правоприменительной практики показал, что целесообразно в специальные законы, регламентирующие отношения в сфере снабжения энергоресурсами, включить нормы, в которых определены основания и условия наступления юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.