Виды налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании проверки деятельности предпринимателя выездной налоговой проверкой, проведенной под видом камеральной налоговой проверки, и потребовал признать данные действия налогового органа незаконными. Предприниматель указал, что налоговый орган запросил значительный объем информации, использовал документы, предоставленные налогоплательщиком до подачи декларации, а также провел допрос свидетелей. Суд отметил, что запрос значительного объема документов не свидетельствует о проведении в отношении налогоплательщика выездной проверки под видом камеральной, а предприниматель не заявлял о значительном объеме истребованных документов и о невозможности представления их в срок. Налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе проводить допросы свидетелей. Суд отказал в удовлетворении требований предпринимателя, поскольку все осуществленные налоговым органом контрольные мероприятия могли осуществляться в рамках камеральной налоговой проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании проверки деятельности предпринимателя выездной налоговой проверкой, проведенной под видом камеральной налоговой проверки, и потребовал признать данные действия налогового органа незаконными. Предприниматель указал, что налоговый орган запросил значительный объем информации, использовал документы, предоставленные налогоплательщиком до подачи декларации, а также провел допрос свидетелей. Суд отметил, что запрос значительного объема документов не свидетельствует о проведении в отношении налогоплательщика выездной проверки под видом камеральной, а предприниматель не заявлял о значительном объеме истребованных документов и о невозможности представления их в срок. Налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе проводить допросы свидетелей. Суд отказал в удовлетворении требований предпринимателя, поскольку все осуществленные налоговым органом контрольные мероприятия могли осуществляться в рамках камеральной налоговой проверки.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 100 "Оформление результатов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган составил решение по итогам камеральной налоговой проверки, в котором, ссылаясь на налоговые декларации и банковские выписки контрагентов предпринимателя, сделал вывод о фиктивности сделок, заключенных предпринимателем. Однако декларации и выписки не были предоставлены налогоплательщику. Предприниматель, считая нарушенным право на ознакомление с материалами проверки, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невручении всех материалов проверки. Налоговый орган отметил, что требуемые предпринимателем документы содержат налоговую и банковскую тайну и не могут быть представлены на ознакомление третьим лицам. Суд отметил, что налоговый орган ссылается в решении на указанные документы и на их основе делает вывод о совершении налогового правонарушения. При этом соответствующие выводы налогового органа могут быть подтверждены только полной выпиской по операциям на счете и полными сведениями налоговых деклараций контрагентов. В данном случае инспекция была обязана приложить указанные документы к акту налоговой проверки в виде заверенных выписок в соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ, однако неправомерно не исполнила указанную обязанность, суд признал незаконным бездействие налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган составил решение по итогам камеральной налоговой проверки, в котором, ссылаясь на налоговые декларации и банковские выписки контрагентов предпринимателя, сделал вывод о фиктивности сделок, заключенных предпринимателем. Однако декларации и выписки не были предоставлены налогоплательщику. Предприниматель, считая нарушенным право на ознакомление с материалами проверки, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невручении всех материалов проверки. Налоговый орган отметил, что требуемые предпринимателем документы содержат налоговую и банковскую тайну и не могут быть представлены на ознакомление третьим лицам. Суд отметил, что налоговый орган ссылается в решении на указанные документы и на их основе делает вывод о совершении налогового правонарушения. При этом соответствующие выводы налогового органа могут быть подтверждены только полной выпиской по операциям на счете и полными сведениями налоговых деклараций контрагентов. В данном случае инспекция была обязана приложить указанные документы к акту налоговой проверки в виде заверенных выписок в соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ, однако неправомерно не исполнила указанную обязанность, суд признал незаконным бездействие налогового органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Процедуры налогового контроля (налоговое контрольное производство) осуществляются, как правило, в виде проведения налоговых проверок. В зависимости от порядка осуществления действующий НК РФ выделяет две основные разновидности налоговых проверок - камеральные и выездные. Камеральная проверка предполагает изучение имеющихся в распоряжении налогового органа документов без выезда в место нахождения налогоплательщика. Напротив, выездная налоговая проверка, будучи наиболее подробно урегулированной законодательством, предполагает более углубленную проверку деятельности налогоплательщика в месте его нахождения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Процедуры налогового контроля (налоговое контрольное производство) осуществляются, как правило, в виде проведения налоговых проверок. В зависимости от порядка осуществления действующий НК РФ выделяет две основные разновидности налоговых проверок - камеральные и выездные. Камеральная проверка предполагает изучение имеющихся в распоряжении налогового органа документов без выезда в место нахождения налогоплательщика. Напротив, выездная налоговая проверка, будучи наиболее подробно урегулированной законодательством, предполагает более углубленную проверку деятельности налогоплательщика в месте его нахождения.
Статья: Особенности налоговых проверок при ликвидации юридического лица
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Наиболее актуальным для налогоплательщика является вопрос вероятности проведения налоговым органом выездной налоговой проверки. Общеизвестно, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное ограничение не распространяется на выездную налоговую проверку, осуществляемую в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, такая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как неоднократно указывал суд, например в Постановлении ФАС СКО <1>, такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной.
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Наиболее актуальным для налогоплательщика является вопрос вероятности проведения налоговым органом выездной налоговой проверки. Общеизвестно, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное ограничение не распространяется на выездную налоговую проверку, осуществляемую в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, такая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как неоднократно указывал суд, например в Постановлении ФАС СКО <1>, такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ2. ВИД И СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЯЕМОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<5> Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<5> Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44.
Статья: Защита прав субъектов налогообложения при проведении налоговой проверки
(Михайлова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Подытоживая сказанное, отметим: во-первых, правоотношения, складывающиеся между уполномоченным налоговым органом и налогоплательщиком в ходе осуществления любого вида налоговой проверки, являются публично-правовыми властеотношениями. Праву налогового органа соответствует обязанность налогоплательщика, это отношения субординационные. Это обстоятельство определяет применимые способы и процессуальные формы защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений: единственно применимым является государственный (судебный) способ защиты, который реализуется, в зависимости от правового статуса субъектов, в форме арбитражного или административного судопроизводства. Во-вторых, для налоговых споров, рассматриваемых в порядке арбитражного судопроизводства, предусмотрено обязательное досудебное урегулирование. В-третьих, по делам, возникающим из налоговых правоотношений, действующее арбитражное процессуальное законодательство и законодательство об административном судопроизводстве предусматривают возможность заключения мирового соглашения. Надо учитывать, что мировое соглашение по делам рассматриваемой категории не может затрагивать и изменять существо применимой в правоотношении нормы налогового законодательства, отменять или изменять ее санкцию. Но соглашение сторон может устанавливать факты и обстоятельства дела, которые повлекут правовые последствия при рассмотрении и разрешении дела по существу.
(Михайлова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Подытоживая сказанное, отметим: во-первых, правоотношения, складывающиеся между уполномоченным налоговым органом и налогоплательщиком в ходе осуществления любого вида налоговой проверки, являются публично-правовыми властеотношениями. Праву налогового органа соответствует обязанность налогоплательщика, это отношения субординационные. Это обстоятельство определяет применимые способы и процессуальные формы защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений: единственно применимым является государственный (судебный) способ защиты, который реализуется, в зависимости от правового статуса субъектов, в форме арбитражного или административного судопроизводства. Во-вторых, для налоговых споров, рассматриваемых в порядке арбитражного судопроизводства, предусмотрено обязательное досудебное урегулирование. В-третьих, по делам, возникающим из налоговых правоотношений, действующее арбитражное процессуальное законодательство и законодательство об административном судопроизводстве предусматривают возможность заключения мирового соглашения. Надо учитывать, что мировое соглашение по делам рассматриваемой категории не может затрагивать и изменять существо применимой в правоотношении нормы налогового законодательства, отменять или изменять ее санкцию. Но соглашение сторон может устанавливать факты и обстоятельства дела, которые повлекут правовые последствия при рассмотрении и разрешении дела по существу.
Статья: Внепроцессуальные формы административной деятельности органов публичной администрации
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Рассмотрение можно начать с анализа форм контрольно-надзорной деятельности. Так, классическим вариантом сочетания в одной норме права внепроцессуальных и процессуальных норм является ст. 87 НК РФ, закрепляющая два вида налоговых проверок. Только выездная налоговая проверка соответствует всем признакам процессуальной формы, камеральная проверка не соответствует признаку стадийности и не заканчивается итоговым документом. Она может формализоваться при выявлении в ходе проверки налоговой декларации нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ). В таком случае проверка трансформируется в предварительный этап, результат которого является основанием для реализации процессуальной формы - производства по делу о налоговом правонарушении (ст. 101.4 НК РФ).
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Рассмотрение можно начать с анализа форм контрольно-надзорной деятельности. Так, классическим вариантом сочетания в одной норме права внепроцессуальных и процессуальных норм является ст. 87 НК РФ, закрепляющая два вида налоговых проверок. Только выездная налоговая проверка соответствует всем признакам процессуальной формы, камеральная проверка не соответствует признаку стадийности и не заканчивается итоговым документом. Она может формализоваться при выявлении в ходе проверки налоговой декларации нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ). В таком случае проверка трансформируется в предварительный этап, результат которого является основанием для реализации процессуальной формы - производства по делу о налоговом правонарушении (ст. 101.4 НК РФ).
Готовое решение: Как рассчитать налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо налоговой нагрузки по налогу на прибыль инспекция обращает внимание на всю налоговую нагрузку налогоплательщика в конкретной отрасли. И если ваша общая нагрузка ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности, то вас могут включить в план выездных налоговых проверок.
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо налоговой нагрузки по налогу на прибыль инспекция обращает внимание на всю налоговую нагрузку налогоплательщика в конкретной отрасли. И если ваша общая нагрузка ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности, то вас могут включить в план выездных налоговых проверок.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Пробел законодательства заключается в том, что в гипотезах норм употребляется словосочетание "проводящее проверку". При этом Налоговым кодексом регламентированы только два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Данный пробел нарушает принцип гласности. Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ наделяет налоговый орган правом истребования документов вне рамок проведения проверки, но только касаемо конкретной сделки. Указание на конкретную сделку также создает некоторые барьеры в сборе доказательной базы налоговыми органами при проведении предпроверочного анализа. Барьер выражен ограниченностью в периоде запрашиваемых документов и в периоде проверки: как было сказано ранее, предпроверочный анализ предполагает изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за три года, предшествующие году проверки, при истребовании документов сослаться на конкретный договор не всегда представляется возможным, а конкретный счет-фактура не всегда является первичным документом к договору, который отражает финансово-хозяйственные отношения субъектов за последние три года, предшествующие году проверки.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Пробел законодательства заключается в том, что в гипотезах норм употребляется словосочетание "проводящее проверку". При этом Налоговым кодексом регламентированы только два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Данный пробел нарушает принцип гласности. Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ наделяет налоговый орган правом истребования документов вне рамок проведения проверки, но только касаемо конкретной сделки. Указание на конкретную сделку также создает некоторые барьеры в сборе доказательной базы налоговыми органами при проведении предпроверочного анализа. Барьер выражен ограниченностью в периоде запрашиваемых документов и в периоде проверки: как было сказано ранее, предпроверочный анализ предполагает изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за три года, предшествующие году проверки, при истребовании документов сослаться на конкретный договор не всегда представляется возможным, а конкретный счет-фактура не всегда является первичным документом к договору, который отражает финансово-хозяйственные отношения субъектов за последние три года, предшествующие году проверки.
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Однако есть основания прогнозировать, что в дальнейшем выездные налоговые проверки будут проходить еще более жестко в связи с инициативой Следственного комитета РФ о включении в УК РФ нового состава преступления "налоговое мошенничество" <4>. Также в ближайшее время следует ожидать увеличения количества выездных проверок, в связи с тем что Минфином России подготовлен законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники" <5>, в случае принятия которого появится новый вид налоговых проверок - оперативный контроль, который так же, как и выездная проверка, подразумевает проведение выемки документов, а следовательно, эта процедура будет проходить намного чаще.
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Однако есть основания прогнозировать, что в дальнейшем выездные налоговые проверки будут проходить еще более жестко в связи с инициативой Следственного комитета РФ о включении в УК РФ нового состава преступления "налоговое мошенничество" <4>. Также в ближайшее время следует ожидать увеличения количества выездных проверок, в связи с тем что Минфином России подготовлен законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники" <5>, в случае принятия которого появится новый вид налоговых проверок - оперативный контроль, который так же, как и выездная проверка, подразумевает проведение выемки документов, а следовательно, эта процедура будет проходить намного чаще.
Статья: Предпроверочный анализ в налоговом контроле: проблемы правового регулирования
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)<3> Ногина О.А. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля // Закон. 2022. N 11 С. 64 - 72; Сосновский С.А. Необходимость формализации предпроверочного анализа // Налоговед. 2020. N 4 С. 35 - 44; Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44 - 46.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)<3> Ногина О.А. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля // Закон. 2022. N 11 С. 64 - 72; Сосновский С.А. Необходимость формализации предпроверочного анализа // Налоговед. 2020. N 4 С. 35 - 44; Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44 - 46.