Виды конституционных норм
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды конституционных норм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.1 "Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства" КАС РФ"Устанавливая в оспариваемых положениях части третьей статьи 33.1 ГПК Российской Федерации и части 5 статьи 16.1 КАС Российской Федерации возможность в определенных случаях перехода к рассмотрению дела по правилам административного или гражданского судопроизводства, федеральный законодатель не вышел за пределы своей компетенции и не ограничил гарантированного статьями 45 и 46 Конституции Российской Федерации права на государственную, в том числе судебную, защиту, а, напротив, определил механизм, смягчающий последствия неправильного выбора истом вида судопроизводства. Следовательно, данные нормы не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права заявительницы в аспекте, обозначенном в жалобе."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 58 "Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения" УК РФ"3. Наполнение понятия "лишение свободы" конкретным содержанием осуществляется Уголовным кодексом Российской Федерации, по смыслу части первой статьи 56 которого только лишение свободы в его специальном уголовно-правовом значении - как отдельный и самостоятельный вид наказания - влечет содержание в местах лишения свободы, названных в той же норме (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 12-П). Статья 58 данного Кодекса предусматривает правила назначения - в зависимости от категории осужденных к лишению свободы и совершенных ими преступлений - вида исправительного учреждения (колонии-поселения, воспитательные колонии, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, а для части срока наказания - тюрьмы), куда лицо обычно направляется после вступления приговора в законную силу для отбывания назначенного этим судебным решением наказания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормы конституционного права: теоретические проблемы классификации
(Таева Н.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7
(Таева Н.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7
Статья: Категория "национальная идентичность" в контексте конституционных ценностей Российского государства
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Формированию и осмыслению концепции национальной конституционной идентичности поспособствовал Конституционный Суд Российской Федерации. Безусловно, конкретные социально-культурные идеалы и ценности приобретают свое юридическое оформление в виде конституционных норм <16>. Важными остаются вопросы, какие конституционные ценности отражают национальную идентичность многонационального народа (и государства) России и насколько эти ценности способствуют устойчивому конституционному развитию российского общества и государства.
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Формированию и осмыслению концепции национальной конституционной идентичности поспособствовал Конституционный Суд Российской Федерации. Безусловно, конкретные социально-культурные идеалы и ценности приобретают свое юридическое оформление в виде конституционных норм <16>. Важными остаются вопросы, какие конституционные ценности отражают национальную идентичность многонационального народа (и государства) России и насколько эти ценности способствуют устойчивому конституционному развитию российского общества и государства.
Статья: Российская идентичность и нормы-ценности в Конституции РФ
(Игнатушко И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Выделение видов конституционно-правовых норм и их систематизация являются задачей науки конституционного права. Актуализация теоретических подходов к определению видов конституционно-правовых норм обусловлена современной политико-правовой ситуацией в России, закреплением вопросов российской идентичности, ценностей в законодательстве и необходимостью теоретического осмысления изменений в Основном Законе страны.
(Игнатушко И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Выделение видов конституционно-правовых норм и их систематизация являются задачей науки конституционного права. Актуализация теоретических подходов к определению видов конституционно-правовых норм обусловлена современной политико-правовой ситуацией в России, закреплением вопросов российской идентичности, ценностей в законодательстве и необходимостью теоретического осмысления изменений в Основном Законе страны.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В целях удовлетворения информационных потребностей, обеспечивая доступ к информации в целом и ее конкретным видам, законодатель закрепляет многочисленные правила деятельности с информацией. Согласно Основному Закону - Конституции РФ - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). В Конституции РФ предусмотрены и другие основные права, гарантирующие свободу деятельности и доступ к информации различных видов. Кроме того, на основе конституционных норм издаются все другие нормативные акты, в том числе в сфере международных отношений.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В целях удовлетворения информационных потребностей, обеспечивая доступ к информации в целом и ее конкретным видам, законодатель закрепляет многочисленные правила деятельности с информацией. Согласно Основному Закону - Конституции РФ - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). В Конституции РФ предусмотрены и другие основные права, гарантирующие свободу деятельности и доступ к информации различных видов. Кроме того, на основе конституционных норм издаются все другие нормативные акты, в том числе в сфере международных отношений.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В зависимости от видов коллизий конституционно-правовые коллизионные нормы подразделяют на темпоральные, пространственные, иерархические и компетенционные. Примером темпоральной коллизионной нормы является часть вторая заключительных и переходных положений Конституции РФ, в соответствии с которой законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. К числу пространственных коллизионных норм относят ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Среди иерархических коллизионных норм в конституционном праве выделяют следующие разновидности: нормы, разрешающие противоречия между Конституцией РФ и всеми иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между законами, законами и подзаконными правовыми актами (ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между федеральными актами и актами субъектов РФ (ч. 5 и 6 ст. 76 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>); нормы, разрешающие противоречия между национальным и международным правом (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации" <2>).
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В зависимости от видов коллизий конституционно-правовые коллизионные нормы подразделяют на темпоральные, пространственные, иерархические и компетенционные. Примером темпоральной коллизионной нормы является часть вторая заключительных и переходных положений Конституции РФ, в соответствии с которой законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. К числу пространственных коллизионных норм относят ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Среди иерархических коллизионных норм в конституционном праве выделяют следующие разновидности: нормы, разрешающие противоречия между Конституцией РФ и всеми иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между законами, законами и подзаконными правовыми актами (ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между федеральными актами и актами субъектов РФ (ч. 5 и 6 ст. 76 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>); нормы, разрешающие противоречия между национальным и международным правом (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации" <2>).
Статья: Конституционные основы антиинфляционного регулирования: поиски оптимального решения
(Андреева Г.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Конституция регулирует наиболее социально значимые общественные отношения, которые являются таковыми как в силу собственной структурообразующей для остальных общественных отношений природы, так и потому, что являются своего рода "болевыми точками" для общества. Создавая правовой фундамент для деятельности государственных органов во всех сферах, конституция в том числе обеспечивает правовую основу для борьбы с инфляцией. Объем необходимых для этого полномочий и их формулирование в виде конституционной нормы во многом зависят как от уровня инфляции в стране, так и от состояния разработки проблем инфляции экономистами. Именно экономисты выявляют причины инфляции в стране, оценивают характер ее развития и предлагают способы борьбы с ней. Предлагаемые экономистами решения лежат в основе государственной инфляционной политики, а также во многом предопределяют теорию и практику конституционного антиинфляционного регулирования.
(Андреева Г.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Конституция регулирует наиболее социально значимые общественные отношения, которые являются таковыми как в силу собственной структурообразующей для остальных общественных отношений природы, так и потому, что являются своего рода "болевыми точками" для общества. Создавая правовой фундамент для деятельности государственных органов во всех сферах, конституция в том числе обеспечивает правовую основу для борьбы с инфляцией. Объем необходимых для этого полномочий и их формулирование в виде конституционной нормы во многом зависят как от уровня инфляции в стране, так и от состояния разработки проблем инфляции экономистами. Именно экономисты выявляют причины инфляции в стране, оценивают характер ее развития и предлагают способы борьбы с ней. Предлагаемые экономистами решения лежат в основе государственной инфляционной политики, а также во многом предопределяют теорию и практику конституционного антиинфляционного регулирования.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Законодатель разделяет полномочия представителей в зависимости от того вступают ли они в процесс добровольно или требуется обязательное ведение административного дела в суде с участием представителя. Так, представители, которые действуют при наличии волеизъявления представляемого лица (добровольные), вправе совершать от его имени все процессуальные действия (указанные в доверенности или заявленные представителем в суде). А обязательные представители при ведении административного дела вправе совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым. Такой избирательный подход законодателя вполне обоснован, так как, например, в случае если адвокат назначен судом, когда место жительства административного ответчика неизвестно, получение каких-либо пояснений адвокатом у представляемого невозможно, так как он никогда его не видел и точно не знает где тот находится. Пусть даже в усеченном виде, но указанные нормы конкретизируют конституционные положения о гарантиях права на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь и о принципах судопроизводства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2483-О предусмотренные КАС РФ гарантии представительства прав и законных интересов гражданина исключают оставление его без квалифицированной юридической помощи, в том числе при возникновении необходимости обжалования судебного акта.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Законодатель разделяет полномочия представителей в зависимости от того вступают ли они в процесс добровольно или требуется обязательное ведение административного дела в суде с участием представителя. Так, представители, которые действуют при наличии волеизъявления представляемого лица (добровольные), вправе совершать от его имени все процессуальные действия (указанные в доверенности или заявленные представителем в суде). А обязательные представители при ведении административного дела вправе совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым. Такой избирательный подход законодателя вполне обоснован, так как, например, в случае если адвокат назначен судом, когда место жительства административного ответчика неизвестно, получение каких-либо пояснений адвокатом у представляемого невозможно, так как он никогда его не видел и точно не знает где тот находится. Пусть даже в усеченном виде, но указанные нормы конкретизируют конституционные положения о гарантиях права на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь и о принципах судопроизводства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2483-О предусмотренные КАС РФ гарантии представительства прав и законных интересов гражданина исключают оставление его без квалифицированной юридической помощи, в том числе при возникновении необходимости обжалования судебного акта.
Статья: Категория "добросовестность" в исполнительном производстве РФ
(Немаев И.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Здесь следует иметь в виду, что конституционные нормы выполняют функции общесоциального регулятора и, следовательно, обеспечивают общегосударственную дисциплину. В нормах Конституции РФ находят свое отражение все проявления позитивного, социально ценного, что выражает категория "права человека", характеризуя юридическую природу данного социального явления. Отсюда следует многоаспектный характер конституционно-правовых норм, гарантирующих закрепление в пределах национальной правовой системы не только юридических, но и социальных регуляторов. Поэтому норма п. 3 ст. 17 Конституции РФ не только устанавливает границы магистральной линии правового регулирования, но и наполняет ее социальной обязанностью субъектов правоотношений осуществлять положительные действия по реализации своих интересов на основе добросовестности и иных социальных ценностей.
(Немаев И.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Здесь следует иметь в виду, что конституционные нормы выполняют функции общесоциального регулятора и, следовательно, обеспечивают общегосударственную дисциплину. В нормах Конституции РФ находят свое отражение все проявления позитивного, социально ценного, что выражает категория "права человека", характеризуя юридическую природу данного социального явления. Отсюда следует многоаспектный характер конституционно-правовых норм, гарантирующих закрепление в пределах национальной правовой системы не только юридических, но и социальных регуляторов. Поэтому норма п. 3 ст. 17 Конституции РФ не только устанавливает границы магистральной линии правового регулирования, но и наполняет ее социальной обязанностью субъектов правоотношений осуществлять положительные действия по реализации своих интересов на основе добросовестности и иных социальных ценностей.