Виды конституций
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды конституций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 Конституции РФ"В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации, ее статей 46 - 53, 118, 120, 123, 125, 126 и 128, федеральными конституционными законами и федеральными законами (определения от 27 мая 2021 года N 1117-О, от 30 марта 2023 года N 725-О, от 25 июня 2024 года N 1711-О и др.)."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 118 Конституции РФ"Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) и в конкретизирующей ее содержание статье 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты (в том числе судебного оспаривания правовых актов), особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, ее статей 46 - 53, 118, 120, 123 и 125 - 128, федеральными конституционными законами и федеральными законами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Функции Конституции Российской Федерации
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В статье анализируются мнения ученых о понятии и видах функций Конституции РФ, об их особенностях. Излагается авторский подход к классификации функций Конституции. Рассматривается содержательное наполнение функций Конституции, их динамизм с учетом смены идеалов и приоритетов в государстве и обществе. Особое внимание уделено специфической функции Конституции - учредительной. Автор ставит вопрос о том, можно ли утверждать, что нормы-принципы Конституции обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия. Делается вывод, что регулятивная и охранительная функции будут раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Характеризуется идеологическая функция Конституции, определяющая нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти. Все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции Конституции.
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В статье анализируются мнения ученых о понятии и видах функций Конституции РФ, об их особенностях. Излагается авторский подход к классификации функций Конституции. Рассматривается содержательное наполнение функций Конституции, их динамизм с учетом смены идеалов и приоритетов в государстве и обществе. Особое внимание уделено специфической функции Конституции - учредительной. Автор ставит вопрос о том, можно ли утверждать, что нормы-принципы Конституции обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия. Делается вывод, что регулятивная и охранительная функции будут раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Характеризуется идеологическая функция Конституции, определяющая нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти. Все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции Конституции.
Нормативные акты
Решение Иркутского УФАС России от 24.12.2024 N 038/7782/24
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Решение Иркутского УФАС России от 23.12.2024 N 038/7837/24
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Статья: О совершенствовании правового регулирования оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Сложно предполагать, что формулировка ч. 4 ст. 194 АПК РФ "...и иному нормативному правовому акту..." имеет в виду Конституцию РФ: в этом случае получалось бы, что Конституция указывается после федеральных конституционных законов и федеральных законов, а это не вполне корректно. Формулировки и ч. 7 ст. 213 КАС РФ, и ч. 4 ст. 194 АПК РФ не предполагают установления соответствия оспариваемых актов международным договорам, и этот вопрос тоже может быть решен законодателем.
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Сложно предполагать, что формулировка ч. 4 ст. 194 АПК РФ "...и иному нормативному правовому акту..." имеет в виду Конституцию РФ: в этом случае получалось бы, что Конституция указывается после федеральных конституционных законов и федеральных законов, а это не вполне корректно. Формулировки и ч. 7 ст. 213 КАС РФ, и ч. 4 ст. 194 АПК РФ не предполагают установления соответствия оспариваемых актов международным договорам, и этот вопрос тоже может быть решен законодателем.
Статья: К вопросу об источниках правового регулирования взаимодействия кредитных организаций с государственными информационными системами
(Иванов Н.Ю.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- источники правового регулирования взаимодействия кредитных организаций и ГИС образуют систему источников права с характерной для большинства отраслей права иерархией актов, а именно: законодательные акты Российской Федерации в виде Конституции Российской Федерации и федеральных законов (общего и специального регулирования), подзаконные нормативные акты, в том числе устанавливающие экспериментальные правовые режимы, особые источники регулирования в виде нормативных актов Банка России и не имеющих нормативного характера документов в виде технической документации ГИС;
(Иванов Н.Ю.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- источники правового регулирования взаимодействия кредитных организаций и ГИС образуют систему источников права с характерной для большинства отраслей права иерархией актов, а именно: законодательные акты Российской Федерации в виде Конституции Российской Федерации и федеральных законов (общего и специального регулирования), подзаконные нормативные акты, в том числе устанавливающие экспериментальные правовые режимы, особые источники регулирования в виде нормативных актов Банка России и не имеющих нормативного характера документов в виде технической документации ГИС;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дифференциация процессуальной формы каждого из выделяемых в ст. 118 Конституции видов судопроизводства возможна по различным критериям, такая дифференциация может быть описана через классификации по разным основаниям. Так, по критерию полноты разворачивания процессуальной формы выделяются ординарный процесс (исковое производство), экстраординарный процесс (усложненные процессуальные формы (например, производство по делам о банкротстве)) и сокращенные процессуальные формы (приказное, упрощенное производство, некоторые авторы относят сюда же и заочное производство). Иным критерием классификации, по которому различаются исковые и неисковые формы защиты права, является критерий спорности: все споры о праве разрешаются в порядке искового производства, а дела бесспорного характера разрешаются в неисковых видах производств (приказное, особое производство). Возможны и иные классификации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дифференциация процессуальной формы каждого из выделяемых в ст. 118 Конституции видов судопроизводства возможна по различным критериям, такая дифференциация может быть описана через классификации по разным основаниям. Так, по критерию полноты разворачивания процессуальной формы выделяются ординарный процесс (исковое производство), экстраординарный процесс (усложненные процессуальные формы (например, производство по делам о банкротстве)) и сокращенные процессуальные формы (приказное, упрощенное производство, некоторые авторы относят сюда же и заочное производство). Иным критерием классификации, по которому различаются исковые и неисковые формы защиты права, является критерий спорности: все споры о праве разрешаются в порядке искового производства, а дела бесспорного характера разрешаются в неисковых видах производств (приказное, особое производство). Возможны и иные классификации.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Как обоснованно подметил Б.С. Крылов, "понятия равенства и равноправия выражаются различными юридическими формулами. В преамбуле Конституции, например, сказано, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов". Эта формулировка означает не только признание равенства народов, но и указывает, что народы самостоятельно определяют пути своего развития, действуя через соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации" <1>. Следует понимать: притом что два термина близки по содержанию, реализация их зависит от социального статуса граждан. Позиция Б.С. Крылова согласуется с понятием, данным некоторыми словарями. Так, краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению указывает, что это не равнозначные понятия. Равенство означает одинаковое юридическое положение граждан (и не граждан) перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Равноправие - это совпадение объема только прав. Имеются в виду одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан перед государством, законом, судом; один из ключевых элементов подлинной демократии <2>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Как обоснованно подметил Б.С. Крылов, "понятия равенства и равноправия выражаются различными юридическими формулами. В преамбуле Конституции, например, сказано, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов". Эта формулировка означает не только признание равенства народов, но и указывает, что народы самостоятельно определяют пути своего развития, действуя через соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации" <1>. Следует понимать: притом что два термина близки по содержанию, реализация их зависит от социального статуса граждан. Позиция Б.С. Крылова согласуется с понятием, данным некоторыми словарями. Так, краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению указывает, что это не равнозначные понятия. Равенство означает одинаковое юридическое положение граждан (и не граждан) перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Равноправие - это совпадение объема только прав. Имеются в виду одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан перед государством, законом, судом; один из ключевых элементов подлинной демократии <2>.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Именно социальные противоречия - и не только внутригосударственные, но и глобальные, что сегодня особенно остро проявляется, - лежат в основе сущностных характеристик конституции. Конституционное регулирование и есть в конечном счете процесс преодоления противоречий социальной и правовой действительности на основе баланса внутренне противоречивых начал самой конституции, проявляющихся, например, в сочетании таких ее свойств, как стабильность и динамизм, прямое действие и конкретизация в отраслевом законодательстве и т.д. В более полном виде сущностные характеристики конституции - в их соотношении с социальными противоречиями - могут быть представлены следующим триединством.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Именно социальные противоречия - и не только внутригосударственные, но и глобальные, что сегодня особенно остро проявляется, - лежат в основе сущностных характеристик конституции. Конституционное регулирование и есть в конечном счете процесс преодоления противоречий социальной и правовой действительности на основе баланса внутренне противоречивых начал самой конституции, проявляющихся, например, в сочетании таких ее свойств, как стабильность и динамизм, прямое действие и конкретизация в отраслевом законодательстве и т.д. В более полном виде сущностные характеристики конституции - в их соотношении с социальными противоречиями - могут быть представлены следующим триединством.