Виды государственной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды государственной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 37 Конституции РФ"По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 Конституции РФ"В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихСистема государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов, что следует из п. 1 ст. 2 Закона N 58-ФЗ. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную и службу субъекта РФ, а военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, относятся к видам федеральной государственной службы (п. п. 2, 3 ст. 2 Закона N 58-ФЗ).
Готовое решение: Как присваивают и сохраняют классные чины гражданской службы
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как соотносятся классные чины разных видов госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как соотносятся классные чины разных видов госслужбы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О системе государственной службы Российской Федерации"Статья 2. Система государственной службы
(ред. от 29.09.2025)
"О системе государственной службы Российской Федерации"Статья 2. Система государственной службы
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)К видам федеральной государственной службы относятся, в частности:
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)К видам федеральной государственной службы относятся, в частности:
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Официальные дефиниции рассматриваемого понятия достаточно редки. Так, в соответствии со ст. 1 Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств <8> (из которого Российская Федерация вышла еще в 2007 г.) для целей Договора под правоохранительными органами понимаются государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. В разъяснении прокуратуры Хабаровского края о разграничении полномочий прокуратуры и правоохранительных органов говорится, что к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов, МЧС России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, таможенные органы и другие <9>. Ранее в ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - ФЗ N 58-ФЗ) давалось определение правоохранительной службы, под которой понимался "вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины" <10>. Согласно п. 1 ст. 2 первоначальной редакции Закона правоохранительная служба (наравне с государственной гражданской и военной) составляла систему государственной службы Российской Федерации. Позднее Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ <11> ст. 7 ФЗ N 58-ФЗ была признана утратившей силу, а п. 1 ст. 2 ФЗ N 58-ФЗ изменен, что создало дополнительные проблемы в обособлении правоохранительных органов и правоохранительной службы от иных видов органов и видов службы. В ныне действующей редакции ФЗ N 58-ФЗ в п. 1 ст. 2 система государственной службы подразделяется на три звена: 1) государственную гражданскую службу; 2) военную службу; 3) государственную службу иных видов <12>. Помимо указания на то, что государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и относится к федеральной государственной службе (п. 3 ст. 2 ФЗ N 58-ФЗ), никаких уточнений относительно иных видов государственной службы закон не дает. В.А. Козбаненко с сожалением отмечает, что официально используемые понятия "правоохранительная деятельность", "правоохранительные органы" и "правоохранительная служба" имеют лишь доктринальные трактовки, а система государственной службы в РФ фактически состоит из неопределенного числа ее видов. Автор в качестве одного из возможных решений предлагает обособить в ФЗ N 58-ФЗ "специальную службу", а в каждом специальном федеральном законе о соответствующем органе указывать, что данный орган относится к правоохранительным [6, с. 100].
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Официальные дефиниции рассматриваемого понятия достаточно редки. Так, в соответствии со ст. 1 Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств <8> (из которого Российская Федерация вышла еще в 2007 г.) для целей Договора под правоохранительными органами понимаются государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. В разъяснении прокуратуры Хабаровского края о разграничении полномочий прокуратуры и правоохранительных органов говорится, что к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов, МЧС России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, таможенные органы и другие <9>. Ранее в ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - ФЗ N 58-ФЗ) давалось определение правоохранительной службы, под которой понимался "вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины" <10>. Согласно п. 1 ст. 2 первоначальной редакции Закона правоохранительная служба (наравне с государственной гражданской и военной) составляла систему государственной службы Российской Федерации. Позднее Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ <11> ст. 7 ФЗ N 58-ФЗ была признана утратившей силу, а п. 1 ст. 2 ФЗ N 58-ФЗ изменен, что создало дополнительные проблемы в обособлении правоохранительных органов и правоохранительной службы от иных видов органов и видов службы. В ныне действующей редакции ФЗ N 58-ФЗ в п. 1 ст. 2 система государственной службы подразделяется на три звена: 1) государственную гражданскую службу; 2) военную службу; 3) государственную службу иных видов <12>. Помимо указания на то, что государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и относится к федеральной государственной службе (п. 3 ст. 2 ФЗ N 58-ФЗ), никаких уточнений относительно иных видов государственной службы закон не дает. В.А. Козбаненко с сожалением отмечает, что официально используемые понятия "правоохранительная деятельность", "правоохранительные органы" и "правоохранительная служба" имеют лишь доктринальные трактовки, а система государственной службы в РФ фактически состоит из неопределенного числа ее видов. Автор в качестве одного из возможных решений предлагает обособить в ФЗ N 58-ФЗ "специальную службу", а в каждом специальном федеральном законе о соответствующем органе указывать, что данный орган относится к правоохранительным [6, с. 100].
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Одним из видов государственной службы, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности, является государственная гражданская служба.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Одним из видов государственной службы, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности, является государственная гражданская служба.
Статья: Отдельные проблемы соблюдения права человека на достоинство личности на государственной службе
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)"3. Ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, совершенное государственным служащим в отношении другого государственного служащего в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей) при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также начальником подчиненного, равно подчиненным начальника, предусматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральными законами о виде государственной службы и (или) уставами о дисциплине соответствующих государственных служащих".
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)"3. Ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, совершенное государственным служащим в отношении другого государственного служащего в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей) при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также начальником подчиненного, равно подчиненным начальника, предусматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральными законами о виде государственной службы и (или) уставами о дисциплине соответствующих государственных служащих".
Ситуация: Кому положены надбавки к пенсии за продолжительный стаж работы (службы)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выслуга лет лиц, проходивших военную службу и государственную службу иных видов
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выслуга лет лиц, проходивших военную службу и государственную службу иных видов
Ситуация: Что учитывается при назначении госслужащему пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Назначение госслужащему пенсии за выслугу лет зависит, в частности, от вида госслужбы, продолжительности стажа (выслуги лет) и оснований увольнения со службы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Назначение госслужащему пенсии за выслугу лет зависит, в частности, от вида госслужбы, продолжительности стажа (выслуги лет) и оснований увольнения со службы.
Ситуация: Кто относится к невоеннообязанным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ).
Статья: Спор о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Таким образом, на наш взгляд, децентрализация правового регулирования порядка уведомления является регуляторным недостатком деятельности органов государственной власти по предупреждению коррупционных правонарушений. В этой связи необходимо применение централизованного подхода к нормативно-правовому регулированию порядка уведомления путем издания нормативного правового акта федерального уровня, утверждающего единый порядок уведомления, применимый ко всем видам государственной службы.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Таким образом, на наш взгляд, децентрализация правового регулирования порядка уведомления является регуляторным недостатком деятельности органов государственной власти по предупреждению коррупционных правонарушений. В этой связи необходимо применение централизованного подхода к нормативно-правовому регулированию порядка уведомления путем издания нормативного правового акта федерального уровня, утверждающего единый порядок уведомления, применимый ко всем видам государственной службы.
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)вследствие перевода госслужащего по его просьбе или с его согласия на госслужбу иного вида;
(КонсультантПлюс, 2025)вследствие перевода госслужащего по его просьбе или с его согласия на госслужбу иного вида;
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Запреты и ограничения для занятия определенной деятельностью могут различаться в зависимости от вида госслужбы. В частности, все государственные гражданские служащие, как правило, не могут участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением ряда случаев. А, например, военнослужащим (военная служба - это вид федеральной госслужбы) разрешены только некоторые виды работы по совместительству, в том числе научная, педагогическая. При этом такая деятельность не должна препятствовать исполнению обязанностей по службе и, как правило, не может финансироваться, в частности, за счет средств иностранных организаций. Аналогичные ограничения предусмотрены, например, для госслужащих федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел (ч. 2, 5 ст. 282 ТК РФ, п. п. 1 - 3 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о системе госслужбы, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, абз. 1 п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих, абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 2 Закона о воинской обязанности и военной службе, п. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в федеральной противопожарной службе, п. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в органах внутренних дел).
(КонсультантПлюс, 2025)Запреты и ограничения для занятия определенной деятельностью могут различаться в зависимости от вида госслужбы. В частности, все государственные гражданские служащие, как правило, не могут участвовать в управлении коммерческой организацией, за исключением ряда случаев. А, например, военнослужащим (военная служба - это вид федеральной госслужбы) разрешены только некоторые виды работы по совместительству, в том числе научная, педагогическая. При этом такая деятельность не должна препятствовать исполнению обязанностей по службе и, как правило, не может финансироваться, в частности, за счет средств иностранных организаций. Аналогичные ограничения предусмотрены, например, для госслужащих федеральной противопожарной службы, органов внутренних дел (ч. 2, 5 ст. 282 ТК РФ, п. п. 1 - 3 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о системе госслужбы, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, абз. 1 п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих, абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 2 Закона о воинской обязанности и военной службе, п. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в федеральной противопожарной службе, п. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 34 Закона о службе в органах внутренних дел).