Виды государственного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды государственного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверочные листы Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение из проверочного листа перечня обязательных требований фактически означает декриминализацию несоблюдения предписаний соответствующего нормативного правового акта в рамках текущего вида государственного контроля (надзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение из проверочного листа перечня обязательных требований фактически означает декриминализацию несоблюдения предписаний соответствующего нормативного правового акта в рамках текущего вида государственного контроля (надзора).
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непринятие мер по очистке крыш от снега и льда в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)...рассматриваемые нарушения выявлены инспекцией не в рамках плановой проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), а в ходе административного расследования в рамках КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)...рассматриваемые нарушения выявлены инспекцией не в рамках плановой проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), а в ходе административного расследования в рамках КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также - вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также - вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность, в соответствии с федеральными законами осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность, в соответствии с федеральными законами осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Статья: Риск-ориентированный подход
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
Статья: Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа контроля сведений, указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 3 Правил составления и направления предостережения).
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа контроля сведений, указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 3 Правил составления и направления предостережения).
Статья: Препятствовать госконтролю не стоит
("Главная книга", 2025, N 17)Кроме того, ст. 19.4.1 КоАП РФ дополнена примечанием, в котором разъясняется, что понимается под контрольными (надзорными) мероприятиями. Так, контрольные (надзорные) мероприятия - это любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках любого вида госконтроля (надзора), муниципального контроля, реализации иных контрольных (надзорных) функций, возложенных на должностных лиц в соответствии с федеральными законами либо нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, в том числе проверки, спецрежимы госконтроля (надзора).
("Главная книга", 2025, N 17)Кроме того, ст. 19.4.1 КоАП РФ дополнена примечанием, в котором разъясняется, что понимается под контрольными (надзорными) мероприятиями. Так, контрольные (надзорные) мероприятия - это любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках любого вида госконтроля (надзора), муниципального контроля, реализации иных контрольных (надзорных) функций, возложенных на должностных лиц в соответствии с федеральными законами либо нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, в том числе проверки, спецрежимы госконтроля (надзора).
Статья: Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере транспорта: теоретические и организационно-правовые вопросы
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Данные обстоятельства диктуют необходимость формирования целостной системы знаний о функционировании механизма государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, научного осмысления путей повышения его эффективности и результативности. Между тем хотя контрольно-надзорная тематика в сфере транспорта и пользуется определенным вниманием ученых-правоведов <5>, но нужно признать, что исследования в основном посвящены отдельным видам государственного контроля (надзора) либо его составляющим элементам. Глубокие научные исследования вопросов государственного контроля (надзора) в сфере транспорта с позиций системного анализа и его методологических основ после вступления в силу Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отсутствуют.
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Данные обстоятельства диктуют необходимость формирования целостной системы знаний о функционировании механизма государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, научного осмысления путей повышения его эффективности и результативности. Между тем хотя контрольно-надзорная тематика в сфере транспорта и пользуется определенным вниманием ученых-правоведов <5>, но нужно признать, что исследования в основном посвящены отдельным видам государственного контроля (надзора) либо его составляющим элементам. Глубокие научные исследования вопросов государственного контроля (надзора) в сфере транспорта с позиций системного анализа и его методологических основ после вступления в силу Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отсутствуют.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 26.3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей предусмотрен перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых этот Закон применяется до 31.12.2025 включительно. В частности, п. 3 ч. 1 указанной статьи установлено, что он применяется в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о госконтроле), но не позднее 31.12.2021 в части возможности использования единого реестра проверок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 26.3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей предусмотрен перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых этот Закон применяется до 31.12.2025 включительно. В частности, п. 3 ч. 1 указанной статьи установлено, что он применяется в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о госконтроле), но не позднее 31.12.2021 в части возможности использования единого реестра проверок.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В середине 2013 г. ст. 265 "Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами" Бюджетного кодекса РФ <11> была переименована в "Виды государственного (муниципального) контроля" <12>. При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль был разделен на:
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В середине 2013 г. ст. 265 "Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами" Бюджетного кодекса РФ <11> была переименована в "Виды государственного (муниципального) контроля" <12>. При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль был разделен на:
Статья: Экспериментальные правовые режимы: некоторые проблемы правового регулирования
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Так, законодательством допускается установление экспериментального правового режима в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора). В ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что Правительство РФ вправе установить особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) в рамках ЭПР, в том числе в отношении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в части его деятельности и результатов такой деятельности, а также используемых производственных объектов <43>. То есть хотя в данном Законе и не предусмотрена возможность введения специального регулирования по сравнению с содержащимися в нем нормами, но фактически это допускается на уровне подзаконного акта.
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Так, законодательством допускается установление экспериментального правового режима в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора). В ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что Правительство РФ вправе установить особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) в рамках ЭПР, в том числе в отношении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в части его деятельности и результатов такой деятельности, а также используемых производственных объектов <43>. То есть хотя в данном Законе и не предусмотрена возможность введения специального регулирования по сравнению с содержащимися в нем нормами, но фактически это допускается на уровне подзаконного акта.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации