Виды деятельности естественных монополий
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды деятельности естественных монополий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Водоотведение является регулируемым видом деятельности субъектов естественной монополии (статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", часть 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ), в силу чего законодатель регламентирует не только ценообразование в данной сфере, но также устанавливает императивные требования к субъектам данного вида деятельности и используемой системе договорных связей, определяет субъектный состав и содержание соответствующих правоотношений."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг почтовой связи
(КонсультантПлюс, 2025)...основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод управления о том, что предметом закупки является вид деятельности, отнесенный к сфере деятельности субъектов естественных монополий...
(КонсультантПлюс, 2025)...основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод управления о том, что предметом закупки является вид деятельности, отнесенный к сфере деятельности субъектов естественных монополий...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше хозяйственным обществам, а также заказчикам по Закону N 223-ФЗ из числа госкомпаний, госкорпораций, публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, автономных учреждений;
(КонсультантПлюс, 2025)дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше хозяйственным обществам, а также заказчикам по Закону N 223-ФЗ из числа госкомпаний, госкорпораций, публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, автономных учреждений;
Статья: Эффективность управления государственными предприятиями: анализ международного опыта
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)В отношении задач обеспечения прозрачности и доступности государству и общественности показателей деятельности госпредприятий законодательством РФ предусмотрено обязательное раскрытие существенных фактов хозяйственной деятельности, а также бухгалтерской и финансовой отчетности, в том числе консолидированной для публичных акционерных обществ и эмитентов ценных бумаг, а также раскрытие отчетности юридических лиц на федеральном ресурсе - Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц - и раскрытие отчетности компаниями, осуществляющими регулируемые виды деятельности и являющимися естественными монополиями (ЖКХ, энергетика, водоснабжение, связь и т.д.). Требования по раскрытию информации о деятельности госпредприятия, целям и задачам, стоящим перед обществом, наличием ресурсов для их выполнения, а также полученным результатам работы, включая финансовые и экономические аспекты, в частности, закреплены в законодательстве Бразилии, Чили, Колумбии, Великобритании, Испании и Швейцарии.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)В отношении задач обеспечения прозрачности и доступности государству и общественности показателей деятельности госпредприятий законодательством РФ предусмотрено обязательное раскрытие существенных фактов хозяйственной деятельности, а также бухгалтерской и финансовой отчетности, в том числе консолидированной для публичных акционерных обществ и эмитентов ценных бумаг, а также раскрытие отчетности юридических лиц на федеральном ресурсе - Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц - и раскрытие отчетности компаниями, осуществляющими регулируемые виды деятельности и являющимися естественными монополиями (ЖКХ, энергетика, водоснабжение, связь и т.д.). Требования по раскрытию информации о деятельности госпредприятия, целям и задачам, стоящим перед обществом, наличием ресурсов для их выполнения, а также полученным результатам работы, включая финансовые и экономические аспекты, в частности, закреплены в законодательстве Бразилии, Чили, Колумбии, Великобритании, Испании и Швейцарии.
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)III. Виды и методы регулирования деятельности субъектов
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)III. Виды и методы регулирования деятельности субъектов
Статья: "Действия" или "деятельность"? К проблеме юридических фактов конкурентного права
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Ну а что касается конкуренции как деятельности в целом, то ее суть и требования к ней передают как писанный специально под нее весь Закон о защите конкуренции, так и ряд других федеральных законов (о торговле, об организованных торгах, о естественных монополиях, о видах деятельности, подверженных государственному ценовому и тарифному регулированию, КоАП РФ и др.), в рамках своего собственного предмета уделяющих внимание также аспектам борьбы с монополиями и защиты конкуренции. Среди этих требований Закон, к сожалению, прямо не называет факторов, превращающих отдельные действия в деятельность, - объединяющего эти действия намерения хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность, и той единой цели, к которой они ведут, - но называть их, вероятно, и не нужно, ибо в этом отношении "большая, долгая, единая деятельность" ничем не отличается от юридического факта-действия: если уж никакое, даже самое "единичное, краткое, отдельное" действие немыслимо без намерения и цели, то уж деятельность - тем более. В самом общем виде можно сказать, что и к отдельным действиям, и к единой деятельности действующего субъекта побуждают известные потребности (чаще всего имущественные, но не только они); целью же как действия, так и деятельности является их удовлетворение, настолько эффективное (качественное, скорое, дешевое), насколько это вообще возможно в каждом данном конкретном случае. Тот, кто регулярно оказывается в однотипных обстоятельствах, испытывает одни и те же потребности и располагает примерно одним и тем же арсеналом средств для их удовлетворения, будет вести себя всякий раз одним и тем же или по крайней мере сходным образом, т.е. совершать из раза в раз (изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год) одни и те же действия; проникнутые одним намерением и служащие одной цели, они и составят деятельность - обычную хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов данного типа <31>. Именно эта - обычная - хозяйственная деятельность, осуществляемая на рынке, т.е. деятельность, состоящая из актов (действий) по продвижению (реже - приобретению) товаров (работ, услуг), проникнутых единым намерением (намерением обогащения, извлечения прибыли) и служащих единой цели (цели занятия и поддержания комфортного для себя положения на соответствующем рынке), называется конкуренцией; в силу общепризнанной за ней социальной ценности она практически во всех странах (исключая совсем уж слабо развитые) становится предметом специальной публично-правовой защиты и регламентации - законодательства о защите конкуренции, или (по установившейся терминологии) антимонопольного законодательства. Ну а если обычная хозяйственная деятельность, которая проникнута каким-то иным намерением, служит достижению какой-то другой цели или каким-то иным образом (например, в части средств) выходит за рамки-результаты специальной публично-правовой регламентации, то она, очевидно, будет деятельностью антиконкурентной, т.е. (в зависимости от случая) тем или иным видом монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и др.
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Ну а что касается конкуренции как деятельности в целом, то ее суть и требования к ней передают как писанный специально под нее весь Закон о защите конкуренции, так и ряд других федеральных законов (о торговле, об организованных торгах, о естественных монополиях, о видах деятельности, подверженных государственному ценовому и тарифному регулированию, КоАП РФ и др.), в рамках своего собственного предмета уделяющих внимание также аспектам борьбы с монополиями и защиты конкуренции. Среди этих требований Закон, к сожалению, прямо не называет факторов, превращающих отдельные действия в деятельность, - объединяющего эти действия намерения хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность, и той единой цели, к которой они ведут, - но называть их, вероятно, и не нужно, ибо в этом отношении "большая, долгая, единая деятельность" ничем не отличается от юридического факта-действия: если уж никакое, даже самое "единичное, краткое, отдельное" действие немыслимо без намерения и цели, то уж деятельность - тем более. В самом общем виде можно сказать, что и к отдельным действиям, и к единой деятельности действующего субъекта побуждают известные потребности (чаще всего имущественные, но не только они); целью же как действия, так и деятельности является их удовлетворение, настолько эффективное (качественное, скорое, дешевое), насколько это вообще возможно в каждом данном конкретном случае. Тот, кто регулярно оказывается в однотипных обстоятельствах, испытывает одни и те же потребности и располагает примерно одним и тем же арсеналом средств для их удовлетворения, будет вести себя всякий раз одним и тем же или по крайней мере сходным образом, т.е. совершать из раза в раз (изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год) одни и те же действия; проникнутые одним намерением и служащие одной цели, они и составят деятельность - обычную хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов данного типа <31>. Именно эта - обычная - хозяйственная деятельность, осуществляемая на рынке, т.е. деятельность, состоящая из актов (действий) по продвижению (реже - приобретению) товаров (работ, услуг), проникнутых единым намерением (намерением обогащения, извлечения прибыли) и служащих единой цели (цели занятия и поддержания комфортного для себя положения на соответствующем рынке), называется конкуренцией; в силу общепризнанной за ней социальной ценности она практически во всех странах (исключая совсем уж слабо развитые) становится предметом специальной публично-правовой защиты и регламентации - законодательства о защите конкуренции, или (по установившейся терминологии) антимонопольного законодательства. Ну а если обычная хозяйственная деятельность, которая проникнута каким-то иным намерением, служит достижению какой-то другой цели или каким-то иным образом (например, в части средств) выходит за рамки-результаты специальной публично-правовой регламентации, то она, очевидно, будет деятельностью антиконкурентной, т.е. (в зависимости от случая) тем или иным видом монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и др.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Согласно Основным направлениям реформирования электроэнергетики к естественно-монопольным видам деятельности предложено отнести оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии и деятельность системного оператора в связи с предоставлением им услуг по ОДУ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Согласно Основным направлениям реформирования электроэнергетики к естественно-монопольным видам деятельности предложено отнести оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии и деятельность системного оператора в связи с предоставлением им услуг по ОДУ.
Готовое решение: Как организовать раздельный учет доходов и расходов при ведении регулируемых видов деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)при оказании услуг в морских и речных портах - Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг субъектами естественных монополий в морских портах, утвержденный Приказом Минтранса России от 12.08.2019 N 266, и Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденный Приказом Минтранса России от 27.08.2015 N 268;
(КонсультантПлюс, 2025)при оказании услуг в морских и речных портах - Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг субъектами естественных монополий в морских портах, утвержденный Приказом Минтранса России от 12.08.2019 N 266, и Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденный Приказом Минтранса России от 27.08.2015 N 268;
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и пр.;
(КонсультантПлюс, 2025)субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и пр.;
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)1) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)1) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
Статья: Доминирующее положение как признак стратегического значения хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Отдельно необходимо обратить внимание на п. 36 ст. 6 Закона N 57, который также относит к стратегическим видам деятельности деятельность субъектов естественных монополий.
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Отдельно необходимо обратить внимание на п. 36 ст. 6 Закона N 57, который также относит к стратегическим видам деятельности деятельность субъектов естественных монополий.