Ведение дела СМО
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведение дела СМО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 N 13АП-2706/2023 по делу N А26-7249/2022
Категория: 1) Споры с ФФОМС; 2) Споры с органами государственной власти.
Требования ФОМС: О признании представления недействительным.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено неправомерное включение в поступившие в бюджет фонда средства на финансовое обеспечение ОМС в отчетном месяце остатков средств субвенции за предыдущие периоды, что привело к завышению размера средств, предназначенных для расчета финансового обеспечения ОМС и, соответственно, к завышению объема средств на финансовое обеспечение страховых медицинских организаций.
Решение: Отказано.Апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом, поскольку отсутствие запрета на формирование средств НСЗ для СМО в размере менее 1/12 от годового размера НСЗ для СМО не свидетельствует о правомерности направления средств на финансирование страховых медицинских организаций, на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций, на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в апреле 2020 года и в марте 2021 года в объемах определенных не в соответствии с формулой приведенной в подпункте 2 пункта 183 Правил.
Категория: 1) Споры с ФФОМС; 2) Споры с органами государственной власти.
Требования ФОМС: О признании представления недействительным.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено неправомерное включение в поступившие в бюджет фонда средства на финансовое обеспечение ОМС в отчетном месяце остатков средств субвенции за предыдущие периоды, что привело к завышению размера средств, предназначенных для расчета финансового обеспечения ОМС и, соответственно, к завышению объема средств на финансовое обеспечение страховых медицинских организаций.
Решение: Отказано.Апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом, поскольку отсутствие запрета на формирование средств НСЗ для СМО в размере менее 1/12 от годового размера НСЗ для СМО не свидетельствует о правомерности направления средств на финансирование страховых медицинских организаций, на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций, на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в апреле 2020 года и в марте 2021 года в объемах определенных не в соответствии с формулой приведенной в подпункте 2 пункта 183 Правил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ОМС и не только: новые траектории развития страховой медицины
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)В 2020 году Правительство меняло норматив отчислений на ведение дела СМО в сторону сокращения. Тогда РВД снизился с 1 - 2% до 0,8 - 1,1% от суммы средств, поступивших в организацию, исходя из подушевого норматива. Одним из обоснований столь непопулярного решения была экономия бюджетных средств до 6,8 млрд руб. на ближайшие три года. Тем же пакетом поправок медицинские центры федерального подчинения были выведены из зоны ответственности и контроля страховщиков и переданы в сферу влияния ФФОМС. Существенное изменение законодательства отразилось на функционировании системы ОМС и ее участников. Полагаю, что полностью и объективно оценить последствия принятых решений можно будет только спустя некоторое время.
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)В 2020 году Правительство меняло норматив отчислений на ведение дела СМО в сторону сокращения. Тогда РВД снизился с 1 - 2% до 0,8 - 1,1% от суммы средств, поступивших в организацию, исходя из подушевого норматива. Одним из обоснований столь непопулярного решения была экономия бюджетных средств до 6,8 млрд руб. на ближайшие три года. Тем же пакетом поправок медицинские центры федерального подчинения были выведены из зоны ответственности и контроля страховщиков и переданы в сферу влияния ФФОМС. Существенное изменение законодательства отразилось на функционировании системы ОМС и ее участников. Полагаю, что полностью и объективно оценить последствия принятых решений можно будет только спустя некоторое время.
Статья: Регрессный иск прокурора в системе обязательного медицинского страхования: необходимость или подмена иных органов?
(Веневитина В.А.)
("Законность", 2023, N 2)Таким образом, средства на ведение дела ежемесячно направляются в каждую страховую медицинскую организацию, в том числе на выполнение обязанности по предъявлению регрессных исковых заявлений.
(Веневитина В.А.)
("Законность", 2023, N 2)Таким образом, средства на ведение дела ежемесячно направляются в каждую страховую медицинскую организацию, в том числе на выполнение обязанности по предъявлению регрессных исковых заявлений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Частью 5 статьи 26 Закона об ОМС предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ ОМС; ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Частью 5 статьи 26 Закона об ОМС предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ ОМС; ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда.
Приказ Минздрава России от 21.08.2025 N 496н
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)182. Средства, предназначенные на расходы на ведение дела, представляются страховой медицинской организации в пределах установленного норматива в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)182. Средства, предназначенные на расходы на ведение дела, представляются страховой медицинской организации в пределах установленного норматива в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Интервью: ДМС - вектор развития
("Современные страховые технологии", 2024, N 5)Огромное значение для ДМС имеет и развитие взаимодействия между основными участниками процесса обслуживания клиента - между медицинскими организациями и страховыми организациями. Сейчас этому уделено внимание на государственном уровне: Банк России и ФНС России активно продвигают стандартизацию электронного документооборота.
("Современные страховые технологии", 2024, N 5)Огромное значение для ДМС имеет и развитие взаимодействия между основными участниками процесса обслуживания клиента - между медицинскими организациями и страховыми организациями. Сейчас этому уделено внимание на государственном уровне: Банк России и ФНС России активно продвигают стандартизацию электронного документооборота.
Вопрос: Об учете страховой медицинской организацией расходов в виде штрафа в государственные внебюджетные фонды и признании доходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 16.01.2023 N 03-03-06/2/2301)В отношении признания доходов сообщается, что согласно пункту 1 статьи 294.1 НК РФ к доходам страховых медицинских организаций - участников обязательного медицинского страхования, осуществляющих обязательное медицинское страхование, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, относятся также средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, и средства, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных указанным договором.
(Письмо Минфина России от 16.01.2023 N 03-03-06/2/2301)В отношении признания доходов сообщается, что согласно пункту 1 статьи 294.1 НК РФ к доходам страховых медицинских организаций - участников обязательного медицинского страхования, осуществляющих обязательное медицинское страхование, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, относятся также средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, и средства, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных указанным договором.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи, которым является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, имеющий стаж работы не менее 10 лет по данной специальности и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Сведения об экспертах, которых можно привлекать к проведению экспертизы качества медицинской помощи, включены в Единый реестр экспертов, утв. Приказом Минздрава от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи". Территориальные фонды могут проводить экспертизы качества медицинской помощи повторно, а также осуществляют контроль за использованием денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (см. Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А 31-8098/2020).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи, которым является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, имеющий стаж работы не менее 10 лет по данной специальности и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Сведения об экспертах, которых можно привлекать к проведению экспертизы качества медицинской помощи, включены в Единый реестр экспертов, утв. Приказом Минздрава от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи". Территориальные фонды могут проводить экспертизы качества медицинской помощи повторно, а также осуществляют контроль за использованием денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (см. Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А 31-8098/2020).
Статья: Обзор ВС РФ по спорам по применению законодательства об ОМС
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Частью 5 ст. 26 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС, ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями, выполнения функций органа управления территориального фонда.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Частью 5 ст. 26 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС, ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями, выполнения функций органа управления территориального фонда.