В течении двух лет после увольнения
Подборка наиболее важных документов по запросу В течении двух лет после увольнения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Неуведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ следует учитывать, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ следует учитывать, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции""Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В организацию устроился бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения с госслужбы, его должность включена в установленный перечень. Должен ли работодатель сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего, если трудовой договор с ним был аннулирован в связи с невыходом на работу в день начала работы?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: В организацию устроился бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения с госслужбы, его должность включена в установленный перечень. Должен ли работодатель сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего, если трудовой договор с ним был аннулирован в связи с невыходом на работу в день начала работы?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Вопрос: В организацию устроился бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения с госслужбы, его должность включена в установленный перечень. Должен ли работодатель сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего, если трудовой договор с ним был аннулирован в связи с невыходом на работу в день начала работы?
Вопрос: В организацию устроился бывший госслужащий (в течение двух лет после увольнения с госслужбы, должность включена в установленный перечень). Установлен испытательный срок один месяц. Проработав два дня, он уволился по собственному желанию. Обязан ли работодатель сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В организацию устроился бывший госслужащий (в течение двух лет после увольнения с госслужбы, должность включена в установленный перечень). Установлен испытательный срок один месяц. Проработав два дня, он уволился по собственному желанию. Обязан ли работодатель сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В организацию устроился бывший госслужащий (в течение двух лет после увольнения с госслужбы, должность включена в установленный перечень). Установлен испытательный срок один месяц. Проработав два дня, он уволился по собственному желанию. Обязан ли работодатель сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего?
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь кадровика на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, сообщения о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, сообщения о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(ред. от 29.09.2025)Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья: Роль и значение правоограничений на гражданской службе в условиях недружественной политики иностранных государств
(Ларькина А.П., Артемова О.Е., Свешникова Л.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В Законе о гражданской службе РФ закреплен широкий перечень ограничений и запретов. Например, в ст. 16 содержатся 13 ограничений, препятствующих поступлению на гражданскую службу, в ст. 17 предусмотрено еще больше обстоятельств (16), исключающих возможность нахождения на должности гражданской службы. Причем перечень правоограничений постепенно дополняется, в том числе в связи с недружественной политикой ряда иностранных государств. Запреты касаются периода прохождения службы, соответственно, должны соблюдаться гражданами, имеющими статус гражданского служащего. После увольнения для граждан, занимавших должности гражданской службы (перечень которых устанавливается Правительством РФ), предусматривается обязанность в течение двух лет после увольнения извещать своего работодателя о месте последней службы. Работодатель в свою очередь должен довести до сведения бывшего представителя нанимателя информацию о заключении трудового договора с данным работником.
(Ларькина А.П., Артемова О.Е., Свешникова Л.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В Законе о гражданской службе РФ закреплен широкий перечень ограничений и запретов. Например, в ст. 16 содержатся 13 ограничений, препятствующих поступлению на гражданскую службу, в ст. 17 предусмотрено еще больше обстоятельств (16), исключающих возможность нахождения на должности гражданской службы. Причем перечень правоограничений постепенно дополняется, в том числе в связи с недружественной политикой ряда иностранных государств. Запреты касаются периода прохождения службы, соответственно, должны соблюдаться гражданами, имеющими статус гражданского служащего. После увольнения для граждан, занимавших должности гражданской службы (перечень которых устанавливается Правительством РФ), предусматривается обязанность в течение двух лет после увольнения извещать своего работодателя о месте последней службы. Работодатель в свою очередь должен довести до сведения бывшего представителя нанимателя информацию о заключении трудового договора с данным работником.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)"Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)"Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Готовое решение: Какие особенности есть при увольнении членов профсоюза по инициативе работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Указанный порядок касается рядовых членов профсоюза. Но он действует и в отношении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов профсоюзов, указанных в ч. 1 ст. 374 ТК РФ, которые не освобождены от основной работы (далее - руководители профсоюзных органов), при условии, если над ними нет вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 373, ч. 13 ст. 374 ТК РФ). А если такой профсоюзный орган есть, то при увольнении данных руководящих работников за неоднократное нарушение трудовой дисциплины (по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) нужно будет учесть мотивированное мнение этого профсоюзного органа, а в остальных случаях (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) - получить его предварительное согласие на увольнение. Отметим, что соблюдать такой порядок (получать мотивированное мнение или согласие соответствующего профсоюзного органа) придется и в случае расторжения трудового договора с руководителем профсоюзного органа в течение двух лет после окончания срока его полномочий (ст. 376 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Указанный порядок касается рядовых членов профсоюза. Но он действует и в отношении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов профсоюзов, указанных в ч. 1 ст. 374 ТК РФ, которые не освобождены от основной работы (далее - руководители профсоюзных органов), при условии, если над ними нет вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 373, ч. 13 ст. 374 ТК РФ). А если такой профсоюзный орган есть, то при увольнении данных руководящих работников за неоднократное нарушение трудовой дисциплины (по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) нужно будет учесть мотивированное мнение этого профсоюзного органа, а в остальных случаях (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) - получить его предварительное согласие на увольнение. Отметим, что соблюдать такой порядок (получать мотивированное мнение или согласие соответствующего профсоюзного органа) придется и в случае расторжения трудового договора с руководителем профсоюзного органа в течение двух лет после окончания срока его полномочий (ст. 376 ТК РФ).
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4 и 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4 и 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Еще одним важным вопросом, требующим обсуждения и возможного решения, является проблема, связанная с использованием труда самозанятых физических лиц как альтернативы трудовым отношениям, что фактически зачастую приводит к подмене последних договором с самозанятым лицом. И если в отношении разовых работ самозанятого это не вызывает сложностей, поскольку часто такая форма занятости используется как подработка, то в отношении тех граждан, кто на условиях самозанятости работают на полный рабочий день, как основное место работы, это вызывает вопросы. Закон об НПД напрямую запрещает работать с самозанятыми организациям в течение двух лет после увольнения оттуда сотрудника. В то же время этот запрет никак не ограничивает привлекать в качестве самозанятых лиц новых работников, только устраивающихся на работу. Особенно часто такие предложения поступают молодым людям, только начинающим свою трудовую деятельность и не сильно переживающим за отсутствие социального и уж тем более пенсионного обеспечения.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Еще одним важным вопросом, требующим обсуждения и возможного решения, является проблема, связанная с использованием труда самозанятых физических лиц как альтернативы трудовым отношениям, что фактически зачастую приводит к подмене последних договором с самозанятым лицом. И если в отношении разовых работ самозанятого это не вызывает сложностей, поскольку часто такая форма занятости используется как подработка, то в отношении тех граждан, кто на условиях самозанятости работают на полный рабочий день, как основное место работы, это вызывает вопросы. Закон об НПД напрямую запрещает работать с самозанятыми организациям в течение двух лет после увольнения оттуда сотрудника. В то же время этот запрет никак не ограничивает привлекать в качестве самозанятых лиц новых работников, только устраивающихся на работу. Особенно часто такие предложения поступают молодым людям, только начинающим свою трудовую деятельность и не сильно переживающим за отсутствие социального и уж тем более пенсионного обеспечения.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Статья: К вопросу о системе источников трудового права как отрасли
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<5> Часть 1 ст. 64.1 ТК РФ гласит: "Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<5> Часть 1 ст. 64.1 ТК РФ гласит: "Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Статья: Правовые пробелы при урегулировании конфликта интересов в случае прекращения государственной службы
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Так, на действующего государственного служащего, а также после прекращения им государственной службы возлагаются запреты и ограничения, введенные в целях обеспечения защиты публичного интереса. Одним из таких ограничений являются положения ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - закон N 273-ФЗ), в соответствии с которыми гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы (согласно установленному перечню), имеет право замещать должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Такой разрешительный порядок последующего трудоустройства действует для бывшего государственного служащего в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы <2>.
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Так, на действующего государственного служащего, а также после прекращения им государственной службы возлагаются запреты и ограничения, введенные в целях обеспечения защиты публичного интереса. Одним из таких ограничений являются положения ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - закон N 273-ФЗ), в соответствии с которыми гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы (согласно установленному перечню), имеет право замещать должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Такой разрешительный порядок последующего трудоустройства действует для бывшего государственного служащего в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы <2>.
Статья: Некоторые вопросы обработки персональных данных лиц, поступающих на работу
(Беляев О.Г., Сапрыкин А.С., Тангин М.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Исключение составляют случаи заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим. В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Беляев О.Г., Сапрыкин А.С., Тангин М.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Исключение составляют случаи заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим. В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.