В одной жалобе обжалуется несколько постановлений об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу В одной жалобе обжалуется несколько постановлений об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2953-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"А.В. Николаев, полагая, что им было совершено одно длящееся административное правонарушение, подал одну жалобу на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. Определением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, в том числе постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2021 года, данная жалоба была возвращена без рассмотрения, поскольку Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает возможности обжалования нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях посредством подачи одной жалобы.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"А.В. Николаев, полагая, что им было совершено одно длящееся административное правонарушение, подал одну жалобу на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. Определением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, в том числе постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2021 года, данная жалоба была возвращена без рассмотрения, поскольку Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает возможности обжалования нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях посредством подачи одной жалобы.
Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 19-АД18-6
Обстоятельства: Определением жалоба на постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению возвращена заявителю, так как в жалобе отсутствует просьба, соответствующая полномочиям судьи, установленным КоАП РФ, а также судом указано на невозможность обращения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с одной жалобой на несколько постановлений по разным делам об административных правонарушениях.
Решение: Определение отменено, дело возвращено в суд, так как из жалобы не следует, что заявитель обжаловал несколько постановлений по разным делам об административных правонарушениях, на данные обстоятельства последовательно указывалось в жалобах, однако надлежащей оценки эти доводы не получили.Принимая решение о возвращении Константиновой И.А. поданной ею жалобы судья Промышленного районного суда города Ставрополя в определении от 13.03.2017 исходил из того, что в данной жалобе отсутствует просьба, соответствующая полномочиям судьи, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также указал на невозможность обращения в порядке, предусмотренном данным Кодексом, с одной жалобой на несколько постановлений по разным делам об административных правонарушениях. В обжалуемом определении приведено суждение о возможности обращения заявителя с самостоятельной жалобой на каждое постановление должностного лица в установленном указанным Кодексом порядке.
Обстоятельства: Определением жалоба на постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению возвращена заявителю, так как в жалобе отсутствует просьба, соответствующая полномочиям судьи, установленным КоАП РФ, а также судом указано на невозможность обращения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с одной жалобой на несколько постановлений по разным делам об административных правонарушениях.
Решение: Определение отменено, дело возвращено в суд, так как из жалобы не следует, что заявитель обжаловал несколько постановлений по разным делам об административных правонарушениях, на данные обстоятельства последовательно указывалось в жалобах, однако надлежащей оценки эти доводы не получили.Принимая решение о возвращении Константиновой И.А. поданной ею жалобы судья Промышленного районного суда города Ставрополя в определении от 13.03.2017 исходил из того, что в данной жалобе отсутствует просьба, соответствующая полномочиям судьи, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также указал на невозможность обращения в порядке, предусмотренном данным Кодексом, с одной жалобой на несколько постановлений по разным делам об административных правонарушениях. В обжалуемом определении приведено суждение о возможности обращения заявителя с самостоятельной жалобой на каждое постановление должностного лица в установленном указанным Кодексом порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
"Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(постатейный)
(Панкова О.В.)
("Статут", 2016)<1> Следует обратить внимание, что при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, за совершение которых в отношении одного лица органом, должностным лицом или судьей было вынесено не одно, а несколько постановлений о назначении административного наказания, жалобы на данные постановления подлежат объединению в одно производство. В связи с этим в рамках производства по данному делу Верховный Суд РФ рассмотрел одновременно две жалобы П. на постановления по делам об административных правонарушениях и вынес один судебный акт. При наличии идеальной совокупности административных правонарушений допускается также подача одной жалобы на все обжалуемые постановления. В иных случаях рассмотрение нескольких жалоб на несколько постановлений, равно как и одной жалобы на несколько постановлений, не допускается, так как нормами КоАП РФ это не предусмотрено.
(постатейный)
(Панкова О.В.)
("Статут", 2016)<1> Следует обратить внимание, что при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, за совершение которых в отношении одного лица органом, должностным лицом или судьей было вынесено не одно, а несколько постановлений о назначении административного наказания, жалобы на данные постановления подлежат объединению в одно производство. В связи с этим в рамках производства по данному делу Верховный Суд РФ рассмотрел одновременно две жалобы П. на постановления по делам об административных правонарушениях и вынес один судебный акт. При наличии идеальной совокупности административных правонарушений допускается также подача одной жалобы на все обжалуемые постановления. В иных случаях рассмотрение нескольких жалоб на несколько постановлений, равно как и одной жалобы на несколько постановлений, не допускается, так как нормами КоАП РФ это не предусмотрено.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 1775-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2.3. Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Таким образом, каждое выявленное совершенное нарушение, наказываемое в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, образует самостоятельный состав административного правонарушения - независимо от того, было выявлено одно правонарушение или несколько. Такое регулирование согласуется с общеправовым принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона и не может расцениваться как допускающее повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2.3. Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Таким образом, каждое выявленное совершенное нарушение, наказываемое в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, образует самостоятельный состав административного правонарушения - независимо от того, было выявлено одно правонарушение или несколько. Такое регулирование согласуется с общеправовым принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона и не может расцениваться как допускающее повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Приказ ФНС России от 30.12.2011 N ЯК-7-9/1009@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-08/844@ "Об утверждении информационного ресурса "Журнал учета работы по досудебному урегулированию" (с учетом изменений, внесенных Приказами ФНС России от 22.11.2007 N ММ-3-08/648@ и от 17.12.2008 N ММ-3-9/667@)"В реквизите 11 "Налоговая и административная ответственность" указываются виды налоговых и административных правонарушений и ответственность за их совершение (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации), обжалуемых в Жалобах заявителем. Выбирается из справочника реквизита один или несколько признаков.
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-08/844@ "Об утверждении информационного ресурса "Журнал учета работы по досудебному урегулированию" (с учетом изменений, внесенных Приказами ФНС России от 22.11.2007 N ММ-3-08/648@ и от 17.12.2008 N ММ-3-9/667@)"В реквизите 11 "Налоговая и административная ответственность" указываются виды налоговых и административных правонарушений и ответственность за их совершение (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации), обжалуемых в Жалобах заявителем. Выбирается из справочника реквизита один или несколько признаков.
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая"
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Суды обращают внимание на то, что по смыслу ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ на каждое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении должна быть подана самостоятельная жалоба, так как действующее законодательство не предусматривает возможность подачи одной жалобы на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. КоАП РФ не содержит запрета на обжалование нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако при обжаловании нескольких постановлений по разным делам об административных правонарушениях заявителю необходимо представить самостоятельную жалобу на постановление по каждому делу. Порядок подачи жалобы на постановление указан в ст. 30.2 КоАП РФ, из положений которой следует, что жалоба подается на одно постановление по одному делу об административном правонарушении (Определения Московского городского суда от 20.07.2017 по делу N 7-10106/2017, от 04.07.2017 по делу N 7-8822/2017, от 18.05.2017 по делу N 7-6273/2017).
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Суды обращают внимание на то, что по смыслу ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ на каждое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении должна быть подана самостоятельная жалоба, так как действующее законодательство не предусматривает возможность подачи одной жалобы на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. КоАП РФ не содержит запрета на обжалование нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако при обжаловании нескольких постановлений по разным делам об административных правонарушениях заявителю необходимо представить самостоятельную жалобу на постановление по каждому делу. Порядок подачи жалобы на постановление указан в ст. 30.2 КоАП РФ, из положений которой следует, что жалоба подается на одно постановление по одному делу об административном правонарушении (Определения Московского городского суда от 20.07.2017 по делу N 7-10106/2017, от 04.07.2017 по делу N 7-8822/2017, от 18.05.2017 по делу N 7-6273/2017).
Вопрос: Является ли тот факт, что в одном протоколе об административном правонарушении налоговый орган указал наличие в действиях организации состава двух административных правонарушений: как нарушения установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, так и нарушения установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке, существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ, а значит, основанием для признания арбитражным судом незаконными и отмены постановлений административного органа о привлечении организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.3 и ст. 15.4 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Счетная палата РФ, 2012)В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.07.2011 N Ф03-3348/2011 суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы административного органа, который указывал, что три обжалуемых организацией административных правонарушения квалифицированы как отдельные составы правонарушения, поэтому вывод суда о существенных процессуальных нарушениях при составлении одного протокола по нескольким правонарушениям является ошибочным.
(Консультация эксперта, Счетная палата РФ, 2012)В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.07.2011 N Ф03-3348/2011 суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы административного органа, который указывал, что три обжалуемых организацией административных правонарушения квалифицированы как отдельные составы правонарушения, поэтому вывод суда о существенных процессуальных нарушениях при составлении одного протокола по нескольким правонарушениям является ошибочным.
"Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях"
(Панкова О.В.)
(под ред. О.А. Егоровой)
("Статут", 2014)Исходя из апелляционного характера судебного производства по проверке (пересмотру) не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях исключается возможность для одного участника производства неоднократно обжаловать постановление по делу по различным основаниям, впрочем, как и возможность для нескольких участников повторно обжаловать одно и то же постановление. Например, нельзя рассмотреть протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, которое уже было пересмотрено по жалобе потерпевшего. В этом случае протест подлежит возвращению прокурору без рассмотрения, что не лишает его права опротестовать данное постановление в порядке надзора. Если же на постановление по делу одновременно поступили и жалоба, и протест, либо несколько жалоб различных участников, то они должны быть рассмотрены в рамках одного производства. При этом независимо от количества жалоб судья, рассматривающий дело, обязан вынести одно решение.
(Панкова О.В.)
(под ред. О.А. Егоровой)
("Статут", 2014)Исходя из апелляционного характера судебного производства по проверке (пересмотру) не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях исключается возможность для одного участника производства неоднократно обжаловать постановление по делу по различным основаниям, впрочем, как и возможность для нескольких участников повторно обжаловать одно и то же постановление. Например, нельзя рассмотреть протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, которое уже было пересмотрено по жалобе потерпевшего. В этом случае протест подлежит возвращению прокурору без рассмотрения, что не лишает его права опротестовать данное постановление в порядке надзора. Если же на постановление по делу одновременно поступили и жалоба, и протест, либо несколько жалоб различных участников, то они должны быть рассмотрены в рамках одного производства. При этом независимо от количества жалоб судья, рассматривающий дело, обязан вынести одно решение.
"Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник"
(под ред. М.А. Лапиной)
("ВГНА Минфина России", 2012)В случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
(под ред. М.А. Лапиной)
("ВГНА Минфина России", 2012)В случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Статья: Применение норм о пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях
(Федотов И.С.)
("Административное право и процесс", 2016, N 3)4. Несмотря на то что в главе 30 КоАП РФ, в ст. 30.14, указано на то, что должны содержать жалоба, протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, тем не менее нормы главы 30 КоАП РФ не включают положений о том, что должна содержать жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Отсутствие подобных требований приводит к тому, что при подготовке к судебному заседанию суду приходится дополнительно получать материалы, которые необходимы, в частности, для правильного, в соответствии с требованиями закона, определения территориальной подсудности рассмотрения поступившей жалобы, выносить определение о возврате жалобы заявителю в связи с тем, что заявитель в одной жалобе обжалует несколько постановлений, подсудных разным судам, и др. В отдельных случаях в жалобе заявителя отсутствуют доводы с указанием оснований для пересмотра не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении <12>, однако в связи с тем, что в главе 30 КоАП РФ отсутствуют требования, предъявляемые к содержанию жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, данная жалоба передается судье на рассмотрение, который при подготовке к ее рассмотрению не может выяснить все обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, в связи с чем назначает судебное заседание, куда вызывает заявителя, и в данном судебном заседании дополнительно устанавливает как обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, так и иные обстоятельства, для установления которых в отдельных случаях не требуется проведение судебного заседания, а подобный порядок не обеспечивает процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении в данном случае жалоб и профилактику правонарушений, как на то указывает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <13>.
(Федотов И.С.)
("Административное право и процесс", 2016, N 3)4. Несмотря на то что в главе 30 КоАП РФ, в ст. 30.14, указано на то, что должны содержать жалоба, протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, тем не менее нормы главы 30 КоАП РФ не включают положений о том, что должна содержать жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Отсутствие подобных требований приводит к тому, что при подготовке к судебному заседанию суду приходится дополнительно получать материалы, которые необходимы, в частности, для правильного, в соответствии с требованиями закона, определения территориальной подсудности рассмотрения поступившей жалобы, выносить определение о возврате жалобы заявителю в связи с тем, что заявитель в одной жалобе обжалует несколько постановлений, подсудных разным судам, и др. В отдельных случаях в жалобе заявителя отсутствуют доводы с указанием оснований для пересмотра не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении <12>, однако в связи с тем, что в главе 30 КоАП РФ отсутствуют требования, предъявляемые к содержанию жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, данная жалоба передается судье на рассмотрение, который при подготовке к ее рассмотрению не может выяснить все обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, в связи с чем назначает судебное заседание, куда вызывает заявителя, и в данном судебном заседании дополнительно устанавливает как обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, так и иные обстоятельства, для установления которых в отдельных случаях не требуется проведение судебного заседания, а подобный порядок не обеспечивает процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении в данном случае жалоб и профилактику правонарушений, как на то указывает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <13>.
"Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, исправленное и переработанное)
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2020)6. Определенную сложность на практике вызывает вопрос о возможности заявителя объединить несколько требований в одном заявлении путем оспаривания нескольких постановлений одного административного органа, вынесенных в отношении заявителя. При обосновании возможности подобного объединения требований говорится о том, что все вынесенные административным органом постановления связаны между собой, поскольку приняты административным органом с незначительным временным интервалом, в связи с совершением тождественных правонарушений, выявленных в ходе одного контрольного мероприятия. Отсюда делается вывод, что заявленные требования аналогичны по предмету и основаниям возникновения, вытекают из одних и тех же правоотношений (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2009 N А63-5639/2009-С6-39). При отрицании возможности подобного объединения требований говорится о том, что при оспаривании заявителем двух отдельных постановлений по делу, пусть даже вынесенных в один день и по одной и той же квалификации, имеет место соединение требований, не связанных между собой, поскольку правонарушения совершаются в разное время, каждое из постановлений предполагает исследование разных доказательств, что создает затруднения в полном, всестороннем и объективном рассмотрении заявления по существу (см. Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2009 N КА-А40/1108-09, от 23.06.2009 N КА-А40/5683-09).
(постатейный)
(4-е издание, исправленное и переработанное)
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2020)6. Определенную сложность на практике вызывает вопрос о возможности заявителя объединить несколько требований в одном заявлении путем оспаривания нескольких постановлений одного административного органа, вынесенных в отношении заявителя. При обосновании возможности подобного объединения требований говорится о том, что все вынесенные административным органом постановления связаны между собой, поскольку приняты административным органом с незначительным временным интервалом, в связи с совершением тождественных правонарушений, выявленных в ходе одного контрольного мероприятия. Отсюда делается вывод, что заявленные требования аналогичны по предмету и основаниям возникновения, вытекают из одних и тех же правоотношений (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2009 N А63-5639/2009-С6-39). При отрицании возможности подобного объединения требований говорится о том, что при оспаривании заявителем двух отдельных постановлений по делу, пусть даже вынесенных в один день и по одной и той же квалификации, имеет место соединение требований, не связанных между собой, поскольку правонарушения совершаются в разное время, каждое из постановлений предполагает исследование разных доказательств, что создает затруднения в полном, всестороннем и объективном рассмотрении заявления по существу (см. Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2009 N КА-А40/1108-09, от 23.06.2009 N КА-А40/5683-09).