В акте об антимонопольном комплаенсе должны содержаться
Подборка наиболее важных документов по запросу В акте об антимонопольном комплаенсе должны содержаться (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комплаенс и предотвращение рисков уголовной и административной ответственности
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2021, N 5)Безусловным лидером в этом направлении является антимонопольное законодательство. 1 марта 2020 г. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) был дополнен двумя нормами, установившими механизм антимонопольного комплаенса. Пунктом 24 ст. 4 последний был определен как совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Новая же ст. 9.1 предусмотрела порядок создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Это право компании, которое реализуется посредством издания внутреннего локального акта <5>. Такой локальный акт должен содержать несколько обязательных позиций, включая порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на осуществление компанией контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса, персонализацию такой системы внутри компании. Предусматривается право организации направить локальный акт в антимонопольную службу (ФАС России) для его оценки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2021, N 5)Безусловным лидером в этом направлении является антимонопольное законодательство. 1 марта 2020 г. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) был дополнен двумя нормами, установившими механизм антимонопольного комплаенса. Пунктом 24 ст. 4 последний был определен как совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Новая же ст. 9.1 предусмотрела порядок создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Это право компании, которое реализуется посредством издания внутреннего локального акта <5>. Такой локальный акт должен содержать несколько обязательных позиций, включая порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на осуществление компанией контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса, персонализацию такой системы внутри компании. Предусматривается право организации направить локальный акт в антимонопольную службу (ФАС России) для его оценки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Статья: Правовое обеспечение системы антимонопольного комплаенса хозяйствующего субъекта: дискуссия продолжается
(Ашфа Д.М.)
("Юрист", 2021, N 8)Исходя из этого из ч. 5 и 6 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции следует, что ФАС России оценивает содержание во внутреннем акте, формирующем систему антимонопольного комплаенса, всех обязательных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 9.1 данного Закона, а также проверяет наличие или отсутствие положений, противоречащих антимонопольному законодательству, в срок, не превышающий тридцати дней, который не может быть продлен или приостановлен.
(Ашфа Д.М.)
("Юрист", 2021, N 8)Исходя из этого из ч. 5 и 6 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции следует, что ФАС России оценивает содержание во внутреннем акте, формирующем систему антимонопольного комплаенса, всех обязательных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 9.1 данного Закона, а также проверяет наличие или отсутствие положений, противоречащих антимонопольному законодательству, в срок, не превышающий тридцати дней, который не может быть продлен или приостановлен.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Указанные внутренние акты в совокупности должны содержать:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Указанные внутренние акты в совокупности должны содержать:
Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 N 20
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 N 4)В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 N 4)В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.
Вопрос: Что такое комплаенс?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для организации антимонопольного комплаенса федеральным органом исполнительной власти должен быть принят акт, в котором содержатся:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для организации антимонопольного комплаенса федеральным органом исполнительной власти должен быть принят акт, в котором содержатся:
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Хозяйствующие субъекты активно используют рекомендации антимонопольного органа и принимают положения (иные локальные акты), содержащие развернутые меры по выявлению и оценке комплаенс-рисков, предупреждению нарушений и снижению рисков, разрабатывают ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса <18>.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Хозяйствующие субъекты активно используют рекомендации антимонопольного органа и принимают положения (иные локальные акты), содержащие развернутые меры по выявлению и оценке комплаенс-рисков, предупреждению нарушений и снижению рисков, разрабатывают ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса <18>.
Статья: Антимонопольный комплаенс в Министерстве обороны Российской Федерации
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)- разработку и представление на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации ключевых показателей эффективности функционирования в Минобороны России антимонопольного комплаенса.
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)- разработку и представление на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации ключевых показателей эффективности функционирования в Минобороны России антимонопольного комплаенса.
Статья: Модель непрерывного улучшения процессов (PDCA) как возможная методологическая основа антимонопольного комплаенса
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)При этом важно обратить внимание на официальную позицию ФАС России касательно некоторых вопросов смягчения ответственности, согласования проектов системы антимонопольного комплаенса. Так, ведомство отмечает, что антимонопольная служба не выдает специальных сертификатов, справок для защиты от обвинения в нарушении АМЗ. Служба согласовывает акты или проекты актов об антимонопольном комплаенсе компании. Если подобные акты предусматривают все обязательные положения, установленные ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции, и представленные документы не содержат противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение об их соответствии требованиям антимонопольного законодательства. Согласно официальной позиции ведомства, "Внедрение антимонопольного комплаенса и следование его требованиям позволяет компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства. То есть, если организация действует в соответствии с согласованной ФАС России системой антимонопольного комплаенса, она не может нарушить антимонопольное законодательство при совершении действий, перечисленных в согласованном комплаенсе. Одновременно с этим, иные действия организации, которые осуществляются за рамками согласованных правил антимонопольного комплаенса или в нарушение этих правил, будут рассматриваться антимонопольным органом на соответствие антимонопольному законодательству в установленном Законом о защите конкуренции порядке. В случае установления факта нарушения хозяйствующий субъект будет нести ответственность" <14>. В связи с этим хозяйствующим субъектам не стоит полагать, что наличие антимонопольного комплаенса "по умолчанию" освобождает от ответственности за нарушение конкурентного законодательства.
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)При этом важно обратить внимание на официальную позицию ФАС России касательно некоторых вопросов смягчения ответственности, согласования проектов системы антимонопольного комплаенса. Так, ведомство отмечает, что антимонопольная служба не выдает специальных сертификатов, справок для защиты от обвинения в нарушении АМЗ. Служба согласовывает акты или проекты актов об антимонопольном комплаенсе компании. Если подобные акты предусматривают все обязательные положения, установленные ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции, и представленные документы не содержат противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение об их соответствии требованиям антимонопольного законодательства. Согласно официальной позиции ведомства, "Внедрение антимонопольного комплаенса и следование его требованиям позволяет компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства. То есть, если организация действует в соответствии с согласованной ФАС России системой антимонопольного комплаенса, она не может нарушить антимонопольное законодательство при совершении действий, перечисленных в согласованном комплаенсе. Одновременно с этим, иные действия организации, которые осуществляются за рамками согласованных правил антимонопольного комплаенса или в нарушение этих правил, будут рассматриваться антимонопольным органом на соответствие антимонопольному законодательству в установленном Законом о защите конкуренции порядке. В случае установления факта нарушения хозяйствующий субъект будет нести ответственность" <14>. В связи с этим хозяйствующим субъектам не стоит полагать, что наличие антимонопольного комплаенса "по умолчанию" освобождает от ответственности за нарушение конкурентного законодательства.
Статья: Об источниках правового регулирования и стандартах формирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и практике ее внедрения в группе АО "ХК "Сибцем"
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)При разработке хозяйствующим субъектом внутренних актов по антимонопольному комплаенсу целесообразно обратить внимание на применение принципов и методов, содержащихся в национальных стандартах:
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)При разработке хозяйствующим субъектом внутренних актов по антимонопольному комплаенсу целесообразно обратить внимание на применение принципов и методов, содержащихся в национальных стандартах:
Ситуация: Как внедрить антимонопольный комплаенс в организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Затем необходимо принять соответствующий внутренний акт (акты). Можно применять иные внутренние акты (в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с вашей организацией, если такие акты распространяются на нее). Акты в совокупности должны содержать (ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Затем необходимо принять соответствующий внутренний акт (акты). Можно применять иные внутренние акты (в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с вашей организацией, если такие акты распространяются на нее). Акты в совокупности должны содержать (ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции):