УВЕЛИЧЕНИЕ ВОЗРАСТА ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
Подборка наиболее важных документов по запросу УВЕЛИЧЕНИЕ ВОЗРАСТА ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком случае государственный гражданский служащий может оформить пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как повышается возраст выхода государственных гражданских служащих на пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как повышается возраст выхода государственных гражданских служащих на пенсию по старости
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Реформой пенсионного законодательства предусмотрен переходный период по увеличению возраста выхода на пенсию. Поэтому и предпенсионный период у разных работников будет приходиться на разный возраст.
(КонсультантПлюс, 2025)Реформой пенсионного законодательства предусмотрен переходный период по увеличению возраста выхода на пенсию. Поэтому и предпенсионный период у разных работников будет приходиться на разный возраст.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2025 N 830-р
<Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года>С 1 января 2019 г. осуществляется поэтапное повышение возраста назначения страховой пенсии по старости с ежегодным увеличением возраста выхода на пенсию на 12 месяцев до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин к 2028 году. Для некоторых категорий граждан также на 5 лет увеличивается возраст досрочного выхода на пенсию. Возраст назначения социальной пенсии по старости нетрудоспособным гражданам повышается с 2019 года до 65 лет для женщин и до 70 лет для мужчин, который также начнет действовать с 2028 года.
<Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года>С 1 января 2019 г. осуществляется поэтапное повышение возраста назначения страховой пенсии по старости с ежегодным увеличением возраста выхода на пенсию на 12 месяцев до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин к 2028 году. Для некоторых категорий граждан также на 5 лет увеличивается возраст досрочного выхода на пенсию. Возраст назначения социальной пенсии по старости нетрудоспособным гражданам повышается с 2019 года до 65 лет для женщин и до 70 лет для мужчин, который также начнет действовать с 2028 года.
Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790
(ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"Проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в Российской Федерации, предусмотрев в законе постепенный переход на новые условия назначения пенсий, начиная со второго десятилетия следующего века. Вместе с тем уже в настоящее время следовало бы разработать программу стимулирования перехода на пенсию по старости в более позднем возрасте, что привело бы к увеличению фактического возраста выхода на пенсию.
(ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"Проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в Российской Федерации, предусмотрев в законе постепенный переход на новые условия назначения пенсий, начиная со второго десятилетия следующего века. Вместе с тем уже в настоящее время следовало бы разработать программу стимулирования перехода на пенсию по старости в более позднем возрасте, что привело бы к увеличению фактического возраста выхода на пенсию.
Статья: Нравственное невежество как основа государственной девиантной деятельности
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Чаще присутствует наличие скрытой цели. Так, повышение возраста выхода на пенсию, начавшееся поэтапно с 1 января 2019 г. <5>, провозглашено как защита прав работающих граждан <6>. Однако постоянное увеличение иных выплат за счет средств Пенсионного фонда РФ, а также снижение размера страхового взноса на страховые пенсии с той же даты <7>, что и повышение пенсионного возраста, приводит к другим выводам.
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Чаще присутствует наличие скрытой цели. Так, повышение возраста выхода на пенсию, начавшееся поэтапно с 1 января 2019 г. <5>, провозглашено как защита прав работающих граждан <6>. Однако постоянное увеличение иных выплат за счет средств Пенсионного фонда РФ, а также снижение размера страхового взноса на страховые пенсии с той же даты <7>, что и повышение пенсионного возраста, приводит к другим выводам.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Достаточно резонансным и явно противоречащим социальным ожиданиям большинства населения было решение Конституционного Суда РФ, поддержавшее непопулярные меры законодателя о повышении возраста выхода на пенсию, согласно которому Суд установил, что при отсутствии прямого законодательного регулирования в Конституции РФ законодатель правомочен повысить пенсионный возраст, если такое повышение обусловлено социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими и другими объективными факторами. Иное поставило бы под вопрос надлежащее выполнение Россией как правовым социальным государством обязанности аккумулировать достаточные средства на выплату пенсий и на основе этого обеспечивать не ущемляющие достоинство личности условия для реализации гражданами своих пенсионных прав <17>. В данном Постановлении Конституционный Суд дал ответы на очень важные и острые вопросы заявителей, которые касались социальной справедливости и соответствующих альтернативных мер, при помощи которых могла быть решена проблема обеспечения пенсионных выплат в прежнем порядке без повышения пенсионного возраста. Это касалось реализации возможности более справедливого распределения налогового бремени путем введения прогрессивной шкалы подоходного налога, частичного сокращения доходов наиболее обеспеченных слоев населения. По мнению суда, все это лежит за пределами рассмотрения вопроса о конституционности правовых норм. Вопрос о том, в какой степени учтены пожелания граждан в ходе работы над законопроектом, сам по себе не может выступать критерием оценки конституционности принятого законодателем решения. Не вытекает из Конституции РФ безотносительно высокой общественной значимости оспариваемых законоположений и необходимость проведения всенародного обсуждения законопроекта либо референдума. Конституционные положения о социальном государстве не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательного решения о внесении такого рода изменений в пенсионную систему. В силу ст. 10, 11.8 (ч. 2) и 125 Конституции РФ, ч. 3, 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не рассматривает оспариваемые нормативные положения с точки зрения социально-экономической, политической и иной целесообразности, в том числе влияния на социально-экономическую и политическую обстановку, а также с позиции экономической обоснованности.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Достаточно резонансным и явно противоречащим социальным ожиданиям большинства населения было решение Конституционного Суда РФ, поддержавшее непопулярные меры законодателя о повышении возраста выхода на пенсию, согласно которому Суд установил, что при отсутствии прямого законодательного регулирования в Конституции РФ законодатель правомочен повысить пенсионный возраст, если такое повышение обусловлено социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими и другими объективными факторами. Иное поставило бы под вопрос надлежащее выполнение Россией как правовым социальным государством обязанности аккумулировать достаточные средства на выплату пенсий и на основе этого обеспечивать не ущемляющие достоинство личности условия для реализации гражданами своих пенсионных прав <17>. В данном Постановлении Конституционный Суд дал ответы на очень важные и острые вопросы заявителей, которые касались социальной справедливости и соответствующих альтернативных мер, при помощи которых могла быть решена проблема обеспечения пенсионных выплат в прежнем порядке без повышения пенсионного возраста. Это касалось реализации возможности более справедливого распределения налогового бремени путем введения прогрессивной шкалы подоходного налога, частичного сокращения доходов наиболее обеспеченных слоев населения. По мнению суда, все это лежит за пределами рассмотрения вопроса о конституционности правовых норм. Вопрос о том, в какой степени учтены пожелания граждан в ходе работы над законопроектом, сам по себе не может выступать критерием оценки конституционности принятого законодателем решения. Не вытекает из Конституции РФ безотносительно высокой общественной значимости оспариваемых законоположений и необходимость проведения всенародного обсуждения законопроекта либо референдума. Конституционные положения о социальном государстве не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательного решения о внесении такого рода изменений в пенсионную систему. В силу ст. 10, 11.8 (ч. 2) и 125 Конституции РФ, ч. 3, 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не рассматривает оспариваемые нормативные положения с точки зрения социально-экономической, политической и иной целесообразности, в том числе влияния на социально-экономическую и политическую обстановку, а также с позиции экономической обоснованности.
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
Статья: Роль государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Подводя итог в кратком исследовании роли государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования, отметим, что государство как властный субъект призвано законодательно устанавливать общие правила регулирования новых и обновленных общественных отношений, в том числе и в системе обязательного социального страхования. Основной вектор регулирования должен быть направлен на обеспечение достаточного для участия в страховании уровня заработной платы и отказ от практики предоставления льгот по уплате страховых взносов, которые предоставляются по категориальному и региональному признакам. Необходимо завершение реформы досрочных пенсий, поскольку повышение возраста выхода на пенсию фактически не затронуло институт досрочных пенсий <41>. Необходима разработка правовой модели управления сформированными пенсионными накоплениями, в связи с этим необходим пересмотр и пенсионной формулы, поскольку она не соответствует классическим балльным формулам и не стимулирует работников к зарабатыванию пенсионных прав. Необходима проработка вопроса о предоставлении права на снижение возраста выхода на пенсию с пропорциональным снижением размера выплат, что практикуется в тех государствах, где проводилось повышение пенсионного возраста.
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Подводя итог в кратком исследовании роли государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования, отметим, что государство как властный субъект призвано законодательно устанавливать общие правила регулирования новых и обновленных общественных отношений, в том числе и в системе обязательного социального страхования. Основной вектор регулирования должен быть направлен на обеспечение достаточного для участия в страховании уровня заработной платы и отказ от практики предоставления льгот по уплате страховых взносов, которые предоставляются по категориальному и региональному признакам. Необходимо завершение реформы досрочных пенсий, поскольку повышение возраста выхода на пенсию фактически не затронуло институт досрочных пенсий <41>. Необходима разработка правовой модели управления сформированными пенсионными накоплениями, в связи с этим необходим пересмотр и пенсионной формулы, поскольку она не соответствует классическим балльным формулам и не стимулирует работников к зарабатыванию пенсионных прав. Необходима проработка вопроса о предоставлении права на снижение возраста выхода на пенсию с пропорциональным снижением размера выплат, что практикуется в тех государствах, где проводилось повышение пенсионного возраста.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Нельзя не отметить, что в 2019 г. произошли наиболее масштабные изменения, характеризующиеся планомерным повышением возраста выхода на пенсию, что до сих пор вызывает критику и отрицательную реакцию у широкой общественности. Люди, родившиеся в период 90-х годов и после, еще не находятся ни в пенсионном, ни в предпенсионном возрасте, а значит, увеличение пенсионного возраста отражается прежде всего на текущих предпенсионерах, на которых апробируется реформа 2019 - 2024 гг.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Нельзя не отметить, что в 2019 г. произошли наиболее масштабные изменения, характеризующиеся планомерным повышением возраста выхода на пенсию, что до сих пор вызывает критику и отрицательную реакцию у широкой общественности. Люди, родившиеся в период 90-х годов и после, еще не находятся ни в пенсионном, ни в предпенсионном возрасте, а значит, увеличение пенсионного возраста отражается прежде всего на текущих предпенсионерах, на которых апробируется реформа 2019 - 2024 гг.
Статья: "Проблема 2025 года": изменения в трудовом законодательстве Японии
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 апреля 2025 г. закончился переходный период поправки, принятой в 2013 г. к Закону о стабилизации занятости пожилых людей об обеспечении возможности их трудоустройства <13>, и ее положения станут обязательными для всех работодателей. Япония, пожалуй, единственная страна, где широко распространена система обязательного увольнения (выхода на пенсию) для определенных должностей. Работодатель имеет право установить пенсионный возраст в своей компании, что означает возможность расторжения трудового договора с работником, достигшим этого возраста <14>. Это было сделано для того, чтобы более молодые сотрудники могли двигаться по карьерной лестнице. Компаниям, которые к 31 марта 2013 г. установили в своих трудовых соглашениях возрастные критерии ограничения круга сотрудников, подпадающих под систему непрерывной занятости, было разрешено принимать переходные меры, которые предполагали постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые 3 года. 31 марта 2025 г. этот период закончился, и всем работникам, желающим продолжить работу, должно быть обеспечено трудоустройство до 65-летнего возраста. Работодатели, устанавливающие в своей компании пенсионный возраст ниже 65 лет, обязаны в целях обеспечения стабильной занятости своих пожилых работников до 65 лет реализовать одну из следующих мер: повышение пенсионного возраста до 65 лет; введение системы непрерывной занятости до 65 лет или отмена пенсионного возраста. Система непрерывной занятости, а также система повторного трудоустройства позволят работающим пожилым людям продолжать трудиться, если они того пожелают.
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 апреля 2025 г. закончился переходный период поправки, принятой в 2013 г. к Закону о стабилизации занятости пожилых людей об обеспечении возможности их трудоустройства <13>, и ее положения станут обязательными для всех работодателей. Япония, пожалуй, единственная страна, где широко распространена система обязательного увольнения (выхода на пенсию) для определенных должностей. Работодатель имеет право установить пенсионный возраст в своей компании, что означает возможность расторжения трудового договора с работником, достигшим этого возраста <14>. Это было сделано для того, чтобы более молодые сотрудники могли двигаться по карьерной лестнице. Компаниям, которые к 31 марта 2013 г. установили в своих трудовых соглашениях возрастные критерии ограничения круга сотрудников, подпадающих под систему непрерывной занятости, было разрешено принимать переходные меры, которые предполагали постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые 3 года. 31 марта 2025 г. этот период закончился, и всем работникам, желающим продолжить работу, должно быть обеспечено трудоустройство до 65-летнего возраста. Работодатели, устанавливающие в своей компании пенсионный возраст ниже 65 лет, обязаны в целях обеспечения стабильной занятости своих пожилых работников до 65 лет реализовать одну из следующих мер: повышение пенсионного возраста до 65 лет; введение системы непрерывной занятости до 65 лет или отмена пенсионного возраста. Система непрерывной занятости, а также система повторного трудоустройства позволят работающим пожилым людям продолжать трудиться, если они того пожелают.
Статья: Запрещение возрастной дискриминации в контексте реализации конституционного принципа свободы труда
(Сагандыков М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Реформа пенсионного законодательства, а именно повышение возраста выхода на пенсию (мужчинам до 65, женщинам до 60 лет), обострила проблему дискриминации работников по возрастному признаку. Прежде всего это относится к гражданам предпенсионного (в период пяти лет до выхода на пенсию) и пенсионного возраста. Государство, пытаясь сгладить негативный эффект проводимых социальных реформ, предприняло ряд серьезных законодательных шагов, направленных на защиту работников предпенсионного возраста (мужчины в возрасте от 60 до 65 лет, женщины - от 55 до 60 лет).
(Сагандыков М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Реформа пенсионного законодательства, а именно повышение возраста выхода на пенсию (мужчинам до 65, женщинам до 60 лет), обострила проблему дискриминации работников по возрастному признаку. Прежде всего это относится к гражданам предпенсионного (в период пяти лет до выхода на пенсию) и пенсионного возраста. Государство, пытаясь сгладить негативный эффект проводимых социальных реформ, предприняло ряд серьезных законодательных шагов, направленных на защиту работников предпенсионного возраста (мужчины в возрасте от 60 до 65 лет, женщины - от 55 до 60 лет).
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
Статья: Ответственность работодателя и его представителей за преступления против прав работников
(Коломоец Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 8)В юридической литературе высказываются различные мнения относительно криминализации указанного нарушения. Так, с одной стороны, граждане предпенсионного возраста действительно нередко подвержены отказу в трудоустройстве. С другой - неясно, каким образом повышение возраста выхода на пенсию в нашей стране повысило уровень опасности необоснованного отказа в трудоустройстве или необоснованного увольнения. В этой связи высказывается мнение о том, что ст. 144.1 УК РФ введена законодателем прежде всего с целью стабилизировать социальное положение граждан предпенсионного возраста, снизить напряжение в обществе, возникшее на фоне пенсионной реформы <8>.
(Коломоец Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 8)В юридической литературе высказываются различные мнения относительно криминализации указанного нарушения. Так, с одной стороны, граждане предпенсионного возраста действительно нередко подвержены отказу в трудоустройстве. С другой - неясно, каким образом повышение возраста выхода на пенсию в нашей стране повысило уровень опасности необоснованного отказа в трудоустройстве или необоснованного увольнения. В этой связи высказывается мнение о том, что ст. 144.1 УК РФ введена законодателем прежде всего с целью стабилизировать социальное положение граждан предпенсионного возраста, снизить напряжение в обществе, возникшее на фоне пенсионной реформы <8>.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Соотношение доходов и расходов системы обязательного пенсионного страхования и влияние на него фактора старения населения в России стали основным аргументом при повышении возраста выхода на пенсию. Этот процесс был начат 1 января 2019 г. и должен продлиться в течение 10 лет - до 2028 г. По словам бывшего главы Счетной палаты А.Л. Кудрина, повышение пенсионного возраста явилось фундаментальным решением для российской экономики, альтернативой которому могло стать только повышение налогов <1>. Такое смешение понятий "налоги" и "страховые взносы" является в настоящий момент характерным при анализе проблем пенсионной системы, проводимом представителями как исполнительной, так и законодательной органов власти.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Соотношение доходов и расходов системы обязательного пенсионного страхования и влияние на него фактора старения населения в России стали основным аргументом при повышении возраста выхода на пенсию. Этот процесс был начат 1 января 2019 г. и должен продлиться в течение 10 лет - до 2028 г. По словам бывшего главы Счетной палаты А.Л. Кудрина, повышение пенсионного возраста явилось фундаментальным решением для российской экономики, альтернативой которому могло стать только повышение налогов <1>. Такое смешение понятий "налоги" и "страховые взносы" является в настоящий момент характерным при анализе проблем пенсионной системы, проводимом представителями как исполнительной, так и законодательной органов власти.