Уведомление о даче пояснений форма
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о даче пояснений форма (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, по результатам анализа отчетности по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам ему было направлено уведомление о вызове для дачи пояснений в связи с наличием информации о возможном занижении базы по страховым взносам и выплате заработной платы "в конвертах". Налогоплательщик, в свою очередь, неоднократно направлял заявления об ознакомлении с материалами проверки, на которые ИФНС отвечала отказом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, по результатам анализа отчетности по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам ему было направлено уведомление о вызове для дачи пояснений в связи с наличием информации о возможном занижении базы по страховым взносам и выплате заработной платы "в конвертах". Налогоплательщик, в свою очередь, неоднократно направлял заявления об ознакомлении с материалами проверки, на которые ИФНС отвечала отказом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений составляют по форме КНД 1165009 <7>. Оно должно содержать:
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений составляют по форме КНД 1165009 <7>. Оно должно содержать:
Вопрос: Можно ли нанять адвоката, чтобы он вместо работников, вызванных на допрос в налоговый орган, давал показания?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений приведена в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений приведена в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 08.07.2019 N ГД-4-14/13317@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2019)>- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2019)>- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Решение Верховного Суда РФ от 18.04.2024 N АКПИ23-1033
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@>В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе, в частности, вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@>В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе, в частности, вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, по результатам анализа отчетности по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам ему было направлено уведомление о вызове для дачи пояснений в связи с наличием информации о возможном занижении базы по страховым взносам и выплате заработной платы "в конвертах". Налогоплательщик, в свою очередь, неоднократно направлял заявления об ознакомлении с материалами проверки, на которые ИФНС отвечала отказом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, по результатам анализа отчетности по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам ему было направлено уведомление о вызове для дачи пояснений в связи с наличием информации о возможном занижении базы по страховым взносам и выплате заработной платы "в конвертах". Налогоплательщик, в свою очередь, неоднократно направлял заявления об ознакомлении с материалами проверки, на которые ИФНС отвечала отказом.
Статья: Допрос руководителя компании в налоговом органе. Что нужно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Обратите внимание! Если компания получила из налогового органа уведомление о вызове для дачи пояснений, то после завершения встречи протокол не составляется. "Пояснения" могут быть оформлены в произвольной форме с проставлением отметки канцелярии, что документ официально принят", - говорит Юлия Баженова.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Обратите внимание! Если компания получила из налогового органа уведомление о вызове для дачи пояснений, то после завершения встречи протокол не составляется. "Пояснения" могут быть оформлены в произвольной форме с проставлением отметки канцелярии, что документ официально принят", - говорит Юлия Баженова.
Статья: К вопросу о выявлении и пресечении незаконной предпринимательской деятельности в социальных сетях
(Зебницкая А.К.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)Интересен опыт Управления ФНС России по Тверской области. Сотрудники налоговой службы изучили социальные сети "ВКонтакте" и Instagram, выявили более 30 граждан, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации. Процесс доказывания у сотрудников ФНС не занял много времени. Они осуществили заказы через социальные сети товаров и услуг в качестве физических лиц. Так, сотрудники воспользовались услугами маникюра, парикмахера, репетитора, няни, массажиста и купили кондитерские и вязаные изделия. Физическим лицам были вручены уведомления о вызове в ФНС для дачи пояснений о способах и размере полученных доходов, налоговой отчетности и неуплате налогов.
(Зебницкая А.К.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)Интересен опыт Управления ФНС России по Тверской области. Сотрудники налоговой службы изучили социальные сети "ВКонтакте" и Instagram, выявили более 30 граждан, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации. Процесс доказывания у сотрудников ФНС не занял много времени. Они осуществили заказы через социальные сети товаров и услуг в качестве физических лиц. Так, сотрудники воспользовались услугами маникюра, парикмахера, репетитора, няни, массажиста и купили кондитерские и вязаные изделия. Физическим лицам были вручены уведомления о вызове в ФНС для дачи пояснений о способах и размере полученных доходов, налоговой отчетности и неуплате налогов.
Готовое решение: Уведомление о вызове налогоплательщика в инспекцию
(КонсультантПлюс, 2025)для чего вас вызывают. Согласно форме уведомления в нем должны подробно описать основания для вызова. При этом если, например, вас вызывают для вручения решения, но в уведомлении не сказано, какого, то, по мнению ФНС России, это не нарушает ваши права (Письмо ФНС России от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621);
(КонсультантПлюс, 2025)для чего вас вызывают. Согласно форме уведомления в нем должны подробно описать основания для вызова. При этом если, например, вас вызывают для вручения решения, но в уведомлении не сказано, какого, то, по мнению ФНС России, это не нарушает ваши права (Письмо ФНС России от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621);
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)- положений подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ и соответствие направляемого уведомления утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)- положений подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ и соответствие направляемого уведомления утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова;
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)вызов для дачи пояснений. Уведомление о вызове инспекция может прислать как при проверке, так и вне ее. Подготовьте подтверждающие бумаги и решите, кто пойдет в инспекцию. Всем, кроме руководителя, сделайте доверенность (ст. 31 НК РФ);
(Издательство "Главная книга", 2025)вызов для дачи пояснений. Уведомление о вызове инспекция может прислать как при проверке, так и вне ее. Подготовьте подтверждающие бумаги и решите, кто пойдет в инспекцию. Всем, кроме руководителя, сделайте доверенность (ст. 31 НК РФ);
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Складывается более сложная ситуация, когда налоговые органы, имея на это предоставленные им законодательством полномочия, проводят отдельные контрольные мероприятия вне рамок системных детально урегулированных форм контроля. В частности, к подобным мероприятиям, которые могут проводиться налоговыми органами вне системной взаимосвязи с иными контрольными действиями, относятся такие, как истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), истребование документов у банков (п. 2 ст. 86 НК РФ), приглашение налогоплательщиков на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ).
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Складывается более сложная ситуация, когда налоговые органы, имея на это предоставленные им законодательством полномочия, проводят отдельные контрольные мероприятия вне рамок системных детально урегулированных форм контроля. В частности, к подобным мероприятиям, которые могут проводиться налоговыми органами вне системной взаимосвязи с иными контрольными действиями, относятся такие, как истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), истребование документов у банков (п. 2 ст. 86 НК РФ), приглашение налогоплательщиков на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2024 N Ф04-1460/2024 по делу N А70-14321/2023 <Когда ФНС вправе не знакомить налогоплательщика с материалами проверки?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Статья: Ознакомление с материалами налогового контроля при вызове для дачи пояснений
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)В адрес компании было направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений в связи с имеющейся у налогового органа информацией о возможном занижении базы для начисления страховых взносов за период 2020 - 2021 г. и девять месяцев 2022 г. и выплаты заработной платы в "конвертах".
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)В адрес компании было направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений в связи с имеющейся у налогового органа информацией о возможном занижении базы для начисления страховых взносов за период 2020 - 2021 г. и девять месяцев 2022 г. и выплаты заработной платы в "конвертах".
Статья: Пределы цифровизации: опыт России и Франции в сборе информации о налогоплательщике в социальных сетях
(Василишина П.Ю.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Так, в России бывший глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что "ФНС России стремится стать незаметной для налогоплательщиков", говоря о необходимости использования цифровых технологий во взаимодействии с налогоплательщиками и сборе налоговозначимой информации <3>. В России процедура сбора информации из сети Интернет как форма налогового контроля не закреплена на законодательном уровне. Перечень форм налогового контроля носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) лишь закреплено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налога или проведением налоговой проверки, а также требовать с налогоплательщиков документы, на основании которых к налогоплательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов.
(Василишина П.Ю.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Так, в России бывший глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что "ФНС России стремится стать незаметной для налогоплательщиков", говоря о необходимости использования цифровых технологий во взаимодействии с налогоплательщиками и сборе налоговозначимой информации <3>. В России процедура сбора информации из сети Интернет как форма налогового контроля не закреплена на законодательном уровне. Перечень форм налогового контроля носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) лишь закреплено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налога или проведением налоговой проверки, а также требовать с налогоплательщиков документы, на основании которых к налогоплательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов.