Уведомление аффилированного лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление аффилированного лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Раскрытие информации публичными акционерными обществами: основные положения
(Ломакин Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)Несмотря на то что в п. 6 ст. 97 ГК РФ дается отсылка к закону в качестве источника сведений, подлежащих раскрытию публичным акционерным обществом, сам закон, как это видно из содержания п. 1 ст. 92 ФЗ об АО, наделяет Банк России полномочием по формированию соответствующего информационного перечня, которое реализуется посредством принятия соответствующих подзаконных нормативных актов. С 1 октября 2021 г. действует новое Положение Банка России от 27 марта 2020 г. N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение) <8>. В гл. 56 Положения скудные сведения, подлежащие раскрытию в соответствии со ст. 92 ФЗ об АО, существенно дополняются. Так, в силу п. 56.2 Положения публичное акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней; устав и внутренние документы, регулирующие деятельность органов общества; внутренние документы общества, определяющие его политику в области организации и осуществления внутреннего аудита; сведения об аффилированных лицах общества; уведомление о заключении акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям общества; уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров, о возмещении причиненных обществу убытков, о признании сделки общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки общества; информацию о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг общества.
(Ломакин Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)Несмотря на то что в п. 6 ст. 97 ГК РФ дается отсылка к закону в качестве источника сведений, подлежащих раскрытию публичным акционерным обществом, сам закон, как это видно из содержания п. 1 ст. 92 ФЗ об АО, наделяет Банк России полномочием по формированию соответствующего информационного перечня, которое реализуется посредством принятия соответствующих подзаконных нормативных актов. С 1 октября 2021 г. действует новое Положение Банка России от 27 марта 2020 г. N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение) <8>. В гл. 56 Положения скудные сведения, подлежащие раскрытию в соответствии со ст. 92 ФЗ об АО, существенно дополняются. Так, в силу п. 56.2 Положения публичное акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней; устав и внутренние документы, регулирующие деятельность органов общества; внутренние документы общества, определяющие его политику в области организации и осуществления внутреннего аудита; сведения об аффилированных лицах общества; уведомление о заключении акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям общества; уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров, о возмещении причиненных обществу убытков, о признании сделки общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки общества; информацию о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг общества.
Нормативные акты
Положение Банка России от 05.07.2015 N 477-П
(ред. от 11.05.2017)
"О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38677)Раздел III. Сведения об акционерах, являющихся аффилированными лицами лица, направляющего уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг акционерного общества
(ред. от 11.05.2017)
"О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38677)Раздел III. Сведения об акционерах, являющихся аффилированными лицами лица, направляющего уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг акционерного общества
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.
Статья: Антикоррупционная оговорка в государственном контракте как средство профилактики коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд военных организаций
(Иванов Р.В., Трубицына В.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Рассматриваемая антикоррупционная оговорка обязывает стороны, их аффилированных лиц <6>, работников или посредников при исполнении своих обязательств не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей. При исполнении своих обязательств перечисленные выше лица не должны осуществлять действия, квалифицируемые как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции. В случае возникновения у какой-либо стороны подозрений, что произошло или может произойти несоблюдение указанных выше запретов, соответствующая сторона обязуется уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо запретов другой стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками. Определены каналы уведомления ОАО "РЖД" о нарушениях каких-либо положений антикоррупционной оговорки. Кроме того, каналы уведомления клиентов о нарушениях каких-либо запретов и ограничений, предусмотренных антикоррупционной оговоркой, указываются в самом соглашении (договоре).
(Иванов Р.В., Трубицына В.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 3)Рассматриваемая антикоррупционная оговорка обязывает стороны, их аффилированных лиц <6>, работников или посредников при исполнении своих обязательств не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей. При исполнении своих обязательств перечисленные выше лица не должны осуществлять действия, квалифицируемые как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции. В случае возникновения у какой-либо стороны подозрений, что произошло или может произойти несоблюдение указанных выше запретов, соответствующая сторона обязуется уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо запретов другой стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками. Определены каналы уведомления ОАО "РЖД" о нарушениях каких-либо положений антикоррупционной оговорки. Кроме того, каналы уведомления клиентов о нарушениях каких-либо запретов и ограничений, предусмотренных антикоррупционной оговоркой, указываются в самом соглашении (договоре).
Статья: О сделкоподобных действиях
(Мамбетов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12; 2024, N 1)Видимость права имеет свои пределы. Закон и судебная практика могут определить такой стандарт поведения, несоблюдение которого влечет отсутствие возможности защиты со ссылкой на щит видимости права. Наднациональные акты унификации ограничивают эффект от совершенного уведомления добросовестностью адресата. Например, ст. III.-5:119 DCFR устанавливает, что независимо от того, что лицо, указанное в качестве цессионария в уведомлении, полученном от цедента, не является кредитором, должник освобождается от обязанности, если он добросовестно предоставляет исполнение такому лицу. Аналогичное решение предлагает ст. 11:304 PECL. Оно не предполагает, что на должника налагаются какие-либо обязанности по проверке действительности и реальности перехода права требования <62>. Однако если он в силу аффилированности с цедентом или цессионарием будет достоверно знать о ничтожности основания цессии, то полученное уведомление не будет иметь никакого правового эффекта. В связи с этим сделкоподобное действие по извещению должника будет ничтожным в соответствии со ст. 169 ГК РФ в тех случаях, когда, например, последний является соучастником вывода активов из имущественной массы цедента. Если же должник не является аффилированным лицом, то даже начатый судебный процесс по признанию недействительным перехода права требования сам по себе не может повлиять на правовой эффект совершенного уведомления. Хотя, безусловно, в последнем казусе должник, знающий о возможной порочности основания цессии, вправе исполнить долг на свой риск одному из кредиторов или в депозит нотариуса со ссылкой на очевидное отсутствие определенности по поводу того, кто является надлежащим кредитором.
(Мамбетов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12; 2024, N 1)Видимость права имеет свои пределы. Закон и судебная практика могут определить такой стандарт поведения, несоблюдение которого влечет отсутствие возможности защиты со ссылкой на щит видимости права. Наднациональные акты унификации ограничивают эффект от совершенного уведомления добросовестностью адресата. Например, ст. III.-5:119 DCFR устанавливает, что независимо от того, что лицо, указанное в качестве цессионария в уведомлении, полученном от цедента, не является кредитором, должник освобождается от обязанности, если он добросовестно предоставляет исполнение такому лицу. Аналогичное решение предлагает ст. 11:304 PECL. Оно не предполагает, что на должника налагаются какие-либо обязанности по проверке действительности и реальности перехода права требования <62>. Однако если он в силу аффилированности с цедентом или цессионарием будет достоверно знать о ничтожности основания цессии, то полученное уведомление не будет иметь никакого правового эффекта. В связи с этим сделкоподобное действие по извещению должника будет ничтожным в соответствии со ст. 169 ГК РФ в тех случаях, когда, например, последний является соучастником вывода активов из имущественной массы цедента. Если же должник не является аффилированным лицом, то даже начатый судебный процесс по признанию недействительным перехода права требования сам по себе не может повлиять на правовой эффект совершенного уведомления. Хотя, безусловно, в последнем казусе должник, знающий о возможной порочности основания цессии, вправе исполнить долг на свой риск одному из кредиторов или в депозит нотариуса со ссылкой на очевидное отсутствие определенности по поводу того, кто является надлежащим кредитором.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)В настоящее время акционеры и участники хозяйственных обществ вправе запрашивать, а юридические лица обязаны предоставлять доступ к следующей информации: документу, подтверждающему государственную регистрацию общества; договору об учреждении общества, за исключением случая создания/учреждения юридического лица одним лицом; решению об учреждении общества, уставу, а также к изменениям и дополнениям к нему; протоколам общих собраний; решениям о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменениям в решениях о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчетам об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомлениям об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; положениям о филиалах и представительствах юридического лица; спискам аффилированных лиц общества; решениям судов по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)В настоящее время акционеры и участники хозяйственных обществ вправе запрашивать, а юридические лица обязаны предоставлять доступ к следующей информации: документу, подтверждающему государственную регистрацию общества; договору об учреждении общества, за исключением случая создания/учреждения юридического лица одним лицом; решению об учреждении общества, уставу, а также к изменениям и дополнениям к нему; протоколам общих собраний; решениям о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменениям в решениях о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчетам об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомлениям об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; положениям о филиалах и представительствах юридического лица; спискам аффилированных лиц общества; решениям судов по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок выкупа акций лицом, приобретшим более 95 процентов акций публичного акционерного общества3. Количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему уведомление, и его аффилированным лицам.
Готовое решение: Как акционерам по их требованию предоставить информацию об акционерном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)списки аффилированных лиц общества;
(КонсультантПлюс, 2025)списки аффилированных лиц общества;
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаВ кассационной жалобе Григорьянц К.А. просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель указывает, что уведомление о созыве совета директоров направлено с нарушением предусмотренного уставом срока. Трудовой договор заключен в мае 2014, однако вопрос об одобрении его заключения вынесен в июне 2015 года. Истцу, как члену совета директоров, не представлен документ, вопрос об одобрении которого явился повесткой дня. В уведомлении о проведении заседания совета директоров не указан инициатор проведения заседания. Голосование проведено при отсутствии необходимого кворума, поскольку большая часть членов совета директоров являются аффилированными лицами.
Статья: Обоснование включения требования о передаче жилого помещения в реестр требований кредиторов при отсутствии прямых доказательств получения застройщиком оплаты (схемы привлечения денежных средств граждан лицом, не являющимся застройщиком)
(Фролов И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)В ситуациях, при которых денежные средства от лиц, являющихся конечными приобретателями жилых помещений, привлекаются не организацией-застройщиком, а фактически аффилированным с ней юридическим лицом, правовая позиция граждан, получивших уведомление от конкурсного управляющего застройщика об отказе во включении требований о передаче жилых помещений в реестр требований участников строительства, должна основываться на следующих положениях.
(Фролов И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)В ситуациях, при которых денежные средства от лиц, являющихся конечными приобретателями жилых помещений, привлекаются не организацией-застройщиком, а фактически аффилированным с ней юридическим лицом, правовая позиция граждан, получивших уведомление от конкурсного управляющего застройщика об отказе во включении требований о передаче жилых помещений в реестр требований участников строительства, должна основываться на следующих положениях.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Лицо, приобретшее в соответствии с акционерным соглашением право определять порядок голосования на общем собрании по акциям публичного общества, обязано уведомить общество о таком приобретении в случае, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированным лицом или лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного общества.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Лицо, приобретшее в соответствии с акционерным соглашением право определять порядок голосования на общем собрании по акциям публичного общества, обязано уведомить общество о таком приобретении в случае, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированным лицом или лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного общества.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииЗаявитель также с нарушением срока опубликовал список аффилированных лиц общества, составленный на 30 июня 2009 года, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, годичный срок давности привлечения к административной ответственности за это правонарушение, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ истек 03 июля 2010 года, а к административной ответственности заявитель привлечен 16 августа 2010 года. Представленная заявителем справка - уведомление АЗИПИ также свидетельствует о нарушении срока опубликования списка аффилированных лиц, поскольку был размещен только 13 июля 2009 года, обратное административным органом не доказано.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)6. В п. 5 ст. 32.1 Закона об акционерных обществах предусматривается обязанность уведомления публичного акционерного общества о факте приобретения лицом права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям такого публичного общества, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицом или лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного общества. Направление данного уведомления также можно автоматизировать.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)6. В п. 5 ст. 32.1 Закона об акционерных обществах предусматривается обязанность уведомления публичного акционерного общества о факте приобретения лицом права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям такого публичного общества, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицом или лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного общества. Направление данного уведомления также можно автоматизировать.