Утс не рассчитывается
Подборка наиболее важных документов по запросу Утс не рассчитывается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2024 по делу N 88-696/2024, 2-19/2023 (УИД 67RS0002-01-2020-004680-56)
Категория спора: КАСКО, добровольное страхование транспортных средств.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ремонт выполнен некачественно и с нарушением предусмотренных правилами страхования сроков. Письменные обращения истца к ответчику о замене СТОА на иную, о диагностике автомобиля на предмет некачественного ремонта, выплате страхового возмещения оставлены без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Выводы данного экспертного заключения повторно допрошенный судом первой инстанции эксперт ФИО15 поддержал, также отметив, что работы по лакокрасочному покрытию кузова, регулировочные работы капота, фар, крыльев, полировки, окраске порогов, устранению зазоров блок фары передней при проведении экспертом осмотра нельзя было установить, поскольку были повторные аварии, но данные недостатки были установлены экспертом ИП К. в досудебной оценке. Эксперт ФИО15 эти недостатки не определил, но не исключает возможности их появления после первой аварии. При полировке капота УТС не рассчитывается, при окраске рассчитывается, но он (эксперт) не может достоверно сказать, нужна ли окраска капота. Если царапина была не глубокая, то окраска не нужна; если царапина была глубокая и не убралась бы полировкой, то нужна окраска. В заключении ИП К. указана окраска капота.
Категория спора: КАСКО, добровольное страхование транспортных средств.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ремонт выполнен некачественно и с нарушением предусмотренных правилами страхования сроков. Письменные обращения истца к ответчику о замене СТОА на иную, о диагностике автомобиля на предмет некачественного ремонта, выплате страхового возмещения оставлены без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Выводы данного экспертного заключения повторно допрошенный судом первой инстанции эксперт ФИО15 поддержал, также отметив, что работы по лакокрасочному покрытию кузова, регулировочные работы капота, фар, крыльев, полировки, окраске порогов, устранению зазоров блок фары передней при проведении экспертом осмотра нельзя было установить, поскольку были повторные аварии, но данные недостатки были установлены экспертом ИП К. в досудебной оценке. Эксперт ФИО15 эти недостатки не определил, но не исключает возможности их появления после первой аварии. При полировке капота УТС не рассчитывается, при окраске рассчитывается, но он (эксперт) не может достоверно сказать, нужна ли окраска капота. Если царапина была не глубокая, то окраска не нужна; если царапина была глубокая и не убралась бы полировкой, то нужна окраска. В заключении ИП К. указана окраска капота.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2025 по делу N 5-КГ25-70-К2 (УИД 77RS0007-02-2023-010012-33)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Стоимость восстановительного ремонта ТС истца без учета износа превышает размер выплаченного ответчиком страхового возмещения и размер лимита его ответственности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в части, поскольку в нарушение норм закона суд произвел расчет неустойки и штрафа с учетом осуществленных страховщиком до возбуждения дела в суде выплат страхового возмещения в денежном выражении.Согласно экспертным заключениям ООО "Цитадель-Эксперт" от 27 сентября 2022 г., подготовленным по заказу страховой компании, расчетная стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет без учета износа - 381 200 руб., с учетом износа - 237 500 руб., величина УТС не рассчитывается в связи с тем, что срок эксплуатации автомобиля в интенсивном режиме превышает 2,5 года.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Стоимость восстановительного ремонта ТС истца без учета износа превышает размер выплаченного ответчиком страхового возмещения и размер лимита его ответственности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в части, поскольку в нарушение норм закона суд произвел расчет неустойки и штрафа с учетом осуществленных страховщиком до возбуждения дела в суде выплат страхового возмещения в денежном выражении.Согласно экспертным заключениям ООО "Цитадель-Эксперт" от 27 сентября 2022 г., подготовленным по заказу страховой компании, расчетная стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет без учета износа - 381 200 руб., с учетом износа - 237 500 руб., величина УТС не рассчитывается в связи с тем, что срок эксплуатации автомобиля в интенсивном режиме превышает 2,5 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Компенсируется ли утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля по каско
(КонсультантПлюс, 2025)Если условия страхования исключают компенсацию УТС, то лучше на нее не рассчитывать.
(КонсультантПлюс, 2025)Если условия страхования исключают компенсацию УТС, то лучше на нее не рассчитывать.
Статья: О правовых основаниях страховой выплаты с учетом УТС имущества по договорам ОСАГО
(Чуб А.В.)
("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2008, N 1)Этот перечень носит закрытый характер. Он не содержит правил расчета утраты товарной стоимости.
(Чуб А.В.)
("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2008, N 1)Этот перечень носит закрытый характер. Он не содержит правил расчета утраты товарной стоимости.
Нормативные акты
"РД 37.009.019-89. Типовое положение об оказании услуг населению и организациям консультационными (экспертными) отделами (бюро, участками) предприятий автомотосервиса"
(утв. Приказом Минавтосельхозмаша СССР от 11.12.1989 N 78)2.13. УТС не рассчитывается на аварийные транспортные средства госсектора, процент износа которых определяется по "Нормам амортизационных отчислений..." в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 14.03.74 N 183.
(утв. Приказом Минавтосельхозмаша СССР от 11.12.1989 N 78)2.13. УТС не рассчитывается на аварийные транспортные средства госсектора, процент износа которых определяется по "Нормам амортизационных отчислений..." в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 14.03.74 N 183.
"Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов"
(ред. от 22.01.2015)- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
(ред. от 22.01.2015)- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
Статья: О правомерности взыскания утраты товарной стоимости
(Морозов Н.В.)
("Налоги" (журнал), 2007, N 2)Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.
(Морозов Н.В.)
("Налоги" (журнал), 2007, N 2)Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.
Статья: Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса (Начало)
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2007, N 3)В.Ю. Абрамов, проведя исследование положений Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО, пришел к однозначному выводу о том, что "по методике расчета реального ущерба в стоимость восстановительных расходов, которые составляют страховую выплату по ОСАГО, не включены расходы по возмещению УТС" <12>. Раскрывая природу УТС, он пишет: "Как видим, признаки, характеризующие обоснованность возмещения УТС, определены не на основе экономически обоснованного расчета предстоящих расходов на ремонт транспортного средства, а на основе моральной стороны последствий ущерба по ОСАГО. В частности, ухудшение товарного (внешнего) вида автомобиля - это сугубо субъективный критерий, так как для одних лиц имеет значение ходовая часть автомобиля, его мощность, а не товарный (внешний) вид транспортного средства, для других - тюнинговое оснащение, наличие музыки, телевизора в салоне автомобиля, вид облицовки сидений, цвет транспортного средства, для третьих - год выпуска, место эксплуатации, цель эксплуатации и т.д. То есть все это дело вкуса и пожелания владельца транспортного средства, что является признаками моральной, если хотите, эстетической стороны дела, а не экономического механизма расчета расходов на ремонт (восстановление) поврежденного транспортного средства. Поэтому оценка всего изложенного под видом УТС и требования его компенсации противоречат основным принципам возмещения убытков и вреда в рамках ОСАГО" <13>.
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2007, N 3)В.Ю. Абрамов, проведя исследование положений Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО, пришел к однозначному выводу о том, что "по методике расчета реального ущерба в стоимость восстановительных расходов, которые составляют страховую выплату по ОСАГО, не включены расходы по возмещению УТС" <12>. Раскрывая природу УТС, он пишет: "Как видим, признаки, характеризующие обоснованность возмещения УТС, определены не на основе экономически обоснованного расчета предстоящих расходов на ремонт транспортного средства, а на основе моральной стороны последствий ущерба по ОСАГО. В частности, ухудшение товарного (внешнего) вида автомобиля - это сугубо субъективный критерий, так как для одних лиц имеет значение ходовая часть автомобиля, его мощность, а не товарный (внешний) вид транспортного средства, для других - тюнинговое оснащение, наличие музыки, телевизора в салоне автомобиля, вид облицовки сидений, цвет транспортного средства, для третьих - год выпуска, место эксплуатации, цель эксплуатации и т.д. То есть все это дело вкуса и пожелания владельца транспортного средства, что является признаками моральной, если хотите, эстетической стороны дела, а не экономического механизма расчета расходов на ремонт (восстановление) поврежденного транспортного средства. Поэтому оценка всего изложенного под видом УТС и требования его компенсации противоречат основным принципам возмещения убытков и вреда в рамках ОСАГО" <13>.
"Страховое право: теоретические основы и практика применения: Монография"
(Фогельсон Ю.Б.)
("Норма", "Инфра-М", 2012)Страховые убытки в титульном страховании. В предыдущих примерах речь шла о таких видах имущественного страхования, где можно определить и действительную стоимость, и цены для расчета возмещения. Однако существуют такие виды имущественного страхования, в которых попросту не ясно, как рассчитывать убытки, либо расчет страхового возмещения крайне затруднен из-за отсутствия или неразвитости соответствующих рынков. К таким видам относится титульное страхование, или страхование на случай утраты титула собственника на недвижимое имущество.
(Фогельсон Ю.Б.)
("Норма", "Инфра-М", 2012)Страховые убытки в титульном страховании. В предыдущих примерах речь шла о таких видах имущественного страхования, где можно определить и действительную стоимость, и цены для расчета возмещения. Однако существуют такие виды имущественного страхования, в которых попросту не ясно, как рассчитывать убытки, либо расчет страхового возмещения крайне затруднен из-за отсутствия или неразвитости соответствующих рынков. К таким видам относится титульное страхование, или страхование на случай утраты титула собственника на недвижимое имущество.