Утс 5 лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Утс 5 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2025 N 41-КГ25-13-К4 (УИД 61RS0022-01-2023-006493-60)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением об осуществлении страховой выплаты, а позднее подал заявление об организации и оплате восстановительного ремонта на СТОА; ответчиком произведена страховая выплата.
Решение: 1) Требование удовлетворено в части, так как денежные выплаты страховщика не подлежат учету при определении размера неустойки и штрафа, поскольку подобные действия не могут рассматриваться как надлежащее исполнение обязательства, которым согласно п. 15.1 ст. 12 ФЗ "Об ОСАГО" является организация и оплата восстановительного ремонта ТС; 2) Требование удовлетворено.Согласно экспертному заключению ИП Куркулева А.С. от 17 июля 2023 г., подготовленному по поручению финансового уполномоченного, стоимость восстановительного ремонта автомобиля, рассчитанная по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П (далее - Единая методика), составляет без учета износа 86 600 руб., с учетом износа - 62 900 руб. Поскольку срок эксплуатации автомобиля превышает 5 лет, то расчет УТС не производится.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением об осуществлении страховой выплаты, а позднее подал заявление об организации и оплате восстановительного ремонта на СТОА; ответчиком произведена страховая выплата.
Решение: 1) Требование удовлетворено в части, так как денежные выплаты страховщика не подлежат учету при определении размера неустойки и штрафа, поскольку подобные действия не могут рассматриваться как надлежащее исполнение обязательства, которым согласно п. 15.1 ст. 12 ФЗ "Об ОСАГО" является организация и оплата восстановительного ремонта ТС; 2) Требование удовлетворено.Согласно экспертному заключению ИП Куркулева А.С. от 17 июля 2023 г., подготовленному по поручению финансового уполномоченного, стоимость восстановительного ремонта автомобиля, рассчитанная по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П (далее - Единая методика), составляет без учета износа 86 600 руб., с учетом износа - 62 900 руб. Поскольку срок эксплуатации автомобиля превышает 5 лет, то расчет УТС не производится.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2025 N 41-КГ25-32-К4 (УИД 61RS0022-01-2023-006032-85)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: В результате ДТП автомобилю потерпевшего были причинены механические повреждения, при этом страховая компания произвела выплату страхового возмещения, с размером которого потерпевший не согласен.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как в данном случае суд апелляционной инстанции, согласившись с решением суда об отсутствии у страховой компании оснований для замены страхового возмещения в форме восстановительного ремонта на страховую выплату, одновременно отказал в удовлетворении требований потерпевшего о взыскании неустойки и штрафа.Согласно заключению ООО "Марс" от 12 июля 2023 г., подготовленному по поручению финансового уполномоченного, стоимость восстановительного ремонта автомобиля, рассчитанная по Единой методике, составляет без учета износа 69 100 руб., с учетом износа - 46 400 руб. Поскольку срок эксплуатации автомобиля превышает 5 лет, то расчет УТС не производится.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков.
Обстоятельства: В результате ДТП автомобилю потерпевшего были причинены механические повреждения, при этом страховая компания произвела выплату страхового возмещения, с размером которого потерпевший не согласен.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как в данном случае суд апелляционной инстанции, согласившись с решением суда об отсутствии у страховой компании оснований для замены страхового возмещения в форме восстановительного ремонта на страховую выплату, одновременно отказал в удовлетворении требований потерпевшего о взыскании неустойки и штрафа.Согласно заключению ООО "Марс" от 12 июля 2023 г., подготовленному по поручению финансового уполномоченного, стоимость восстановительного ремонта автомобиля, рассчитанная по Единой методике, составляет без учета износа 69 100 руб., с учетом износа - 46 400 руб. Поскольку срок эксплуатации автомобиля превышает 5 лет, то расчет УТС не производится.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Если в ходе разрешения спора о возмещении причинителем вреда ущерба по правилам главы 59 ГК РФ суд установит, что страховщиком произведена страховая выплата в меньшем размере, чем она подлежала выплате потерпевшему в рамках договора обязательного страхования, с причинителя вреда подлежит взысканию в пользу потерпевшего разница между фактическим размером ущерба (т.е. действительной стоимостью восстановительного ремонта, определяемой по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора) и надлежащим размером страхового возмещения.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Если в ходе разрешения спора о возмещении причинителем вреда ущерба по правилам главы 59 ГК РФ суд установит, что страховщиком произведена страховая выплата в меньшем размере, чем она подлежала выплате потерпевшему в рамках договора обязательного страхования, с причинителя вреда подлежит взысканию в пользу потерпевшего разница между фактическим размером ущерба (т.е. действительной стоимостью восстановительного ремонта, определяемой по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора) и надлежащим размером страхового возмещения.
Статья: ОСАГО - неутешительная картина с нерадующей перспективой
(Редькин Г.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 12)Парадокс еще и в том, что страховым компаниям, опять же законодательно, уже указали, что в отношении автомобилей с совокупным износом до 35 процентов и сроком эксплуатации до пяти лет дополнительная величина утраты товарной стоимости должна выплачиваться в рабочем порядке, чтобы хоть здесь поддержать пострадавшего в минимизации его потерь. Однако на практике страховщики неправомерно отправляют владельца в суд, чтобы он доказывал это свое законное право и лишь после этого выплачивают дополнительные суммы.
(Редькин Г.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 12)Парадокс еще и в том, что страховым компаниям, опять же законодательно, уже указали, что в отношении автомобилей с совокупным износом до 35 процентов и сроком эксплуатации до пяти лет дополнительная величина утраты товарной стоимости должна выплачиваться в рабочем порядке, чтобы хоть здесь поддержать пострадавшего в минимизации его потерь. Однако на практике страховщики неправомерно отправляют владельца в суд, чтобы он доказывал это свое законное право и лишь после этого выплачивают дополнительные суммы.
Нормативные акты
"Руководство о порядке проверки противопожарного состояния судов речного флота и ремонтно-отстойных пунктов"
(утв. Минтрансом России)- об обучении командного и рядового состава судов смешанного "река-море" плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожарами) на УТС или береговом центре в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных актов (один раз в 5 лет);
(утв. Минтрансом России)- об обучении командного и рядового состава судов смешанного "река-море" плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожарами) на УТС или береговом центре в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных актов (один раз в 5 лет);
Постановление Новосибирского УФАС России от 29.08.2016 по делу N 06-101/16
Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Решение: Вынесено предупреждение.А также листовок следующего содержания: "Независимая оценка Авто-Юрист. Считаем больше, чем страховые. К ремонту добавим УТС (на автомобили до 5 лет). Перерасчет выплат страховых компаний. www.экспертизаоценка.рф s"..." Ваш консультант: <...>. за честность, справедливость и закон! ГРУППА КОМПАНИЙ БА "Сибирский Федеральный Округ" СФО".
Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Решение: Вынесено предупреждение.А также листовок следующего содержания: "Независимая оценка Авто-Юрист. Считаем больше, чем страховые. К ремонту добавим УТС (на автомобили до 5 лет). Перерасчет выплат страховых компаний. www.экспертизаоценка.рф s"..." Ваш консультант: <...>. за честность, справедливость и закон! ГРУППА КОМПАНИЙ БА "Сибирский Федеральный Округ" СФО".
Статья: Взыскать выплату со страховой
(Топоркова А., Чижов И.)
("ЭЖ-Юрист", 2014, N 16-17)Методика Минюста России применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до пяти лет с износом менее 35%. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше пяти лет с износом не более 40%. УТС автомобиля может достигать 10% по отношению к его рыночной стоимости.
(Топоркова А., Чижов И.)
("ЭЖ-Юрист", 2014, N 16-17)Методика Минюста России применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до пяти лет с износом менее 35%. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше пяти лет с износом не более 40%. УТС автомобиля может достигать 10% по отношению к его рыночной стоимости.
Статья: Правовые и этические аспекты позиции адвоката по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями
(Доманов В.Н.)
("Адвокатская практика", 2015, N 2)В противном случае не появилось бы столь значимое для многих автомобилистов России - потерпевших в ДТП - Определение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N КАС07-566 [8]. Так, несколько потерпевших в ДТП и адвокат обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абз. первого подп. "б" п. 63 Правил обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 г. N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости. В результате заявление было удовлетворено и утрата товарной стоимости в судебном порядке стала взыскиваться со страховщиков по договорам ОСАГО, что привело к увеличению размера выплат для определенной категории потерпевших - владельцев транспортных средств, с момента выпуска которых прошло не более 3 (5 для иномарок) лет, на 20 - 30%.
(Доманов В.Н.)
("Адвокатская практика", 2015, N 2)В противном случае не появилось бы столь значимое для многих автомобилистов России - потерпевших в ДТП - Определение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N КАС07-566 [8]. Так, несколько потерпевших в ДТП и адвокат обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абз. первого подп. "б" п. 63 Правил обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 г. N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости. В результате заявление было удовлетворено и утрата товарной стоимости в судебном порядке стала взыскиваться со страховщиков по договорам ОСАГО, что привело к увеличению размера выплат для определенной категории потерпевших - владельцев транспортных средств, с момента выпуска которых прошло не более 3 (5 для иномарок) лет, на 20 - 30%.
Статья: Критерии отграничения банкротства организации, используемого для оптимизации налогообложения или в целях уклонения от уплаты налогов
(Извеков С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2017, N 9)Обращает на себя внимание упомянутое Определение Верховного Суда РФ N 307-ЭС14-8417, в котором установлена целесообразность большинства расходов, совершенных конкурсным управляющим в процедуре несостоятельности должника, среди которых не только производственные расходы, но и расходы на предотвращение катастроф (отключение города от теплоснабжения в холодное время года). При этом сколь бы оправданны и необходимы ни были соответствующие расходы, продолжительность их несения (пять лет) признана судом неразумной и не соответствующей целям конкурсного производства.
(Извеков С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2017, N 9)Обращает на себя внимание упомянутое Определение Верховного Суда РФ N 307-ЭС14-8417, в котором установлена целесообразность большинства расходов, совершенных конкурсным управляющим в процедуре несостоятельности должника, среди которых не только производственные расходы, но и расходы на предотвращение катастроф (отключение города от теплоснабжения в холодное время года). При этом сколь бы оправданны и необходимы ни были соответствующие расходы, продолжительность их несения (пять лет) признана судом неразумной и не соответствующей целям конкурсного производства.
Статья: Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса (Окончание)
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 2)- существует множество ограничений применения данного института, что свидетельствует о его сугубо прикладном характере в настоящее время. В дальнейшем такие ограничения, на наш взгляд, должны быть устранены и заменены вопреки ныне существующим воззрениям о нецелесообразности расчета УТС для транспортных средств, выпущенных более чем за пять лет до проведения экспертизы, повышающими коэффициентами, потому что, если говорить о неустранимых ухудшениях имущества, они свойственны любому имуществу, независимо от возраста его существования и использования, и более того, чем больший срок используется это имущество, тем более разрушающие последствия будет иметь любое нештатное воздействие на него, поскольку со временем и так происходит неизбежное ухудшение его функциональных и эксплуатационных свойств, ослабление соединений и ухудшение характеристик лакокрасочного покрытия;
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 2)- существует множество ограничений применения данного института, что свидетельствует о его сугубо прикладном характере в настоящее время. В дальнейшем такие ограничения, на наш взгляд, должны быть устранены и заменены вопреки ныне существующим воззрениям о нецелесообразности расчета УТС для транспортных средств, выпущенных более чем за пять лет до проведения экспертизы, повышающими коэффициентами, потому что, если говорить о неустранимых ухудшениях имущества, они свойственны любому имуществу, независимо от возраста его существования и использования, и более того, чем больший срок используется это имущество, тем более разрушающие последствия будет иметь любое нештатное воздействие на него, поскольку со временем и так происходит неизбежное ухудшение его функциональных и эксплуатационных свойств, ослабление соединений и ухудшение характеристик лакокрасочного покрытия;
Статья: Понес убытки - докажи: предмет доказывания и допустимость доказательств по делам о ДТП
(Шевель А.)
("Бизнес-адвокат", N 13, 2004)Следует отметить, что при причинении повреждений автотранспортным средствам и последующих восстановительно-ремонтных работах по ним утрата товарной стоимости возникает неизбежно. Согласно РД УТС может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. При этом расчетная величина УТС не начисляется, если на день осмотра автотранспортного средства величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет, если оно ранее полностью перекрашивалось, если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.
(Шевель А.)
("Бизнес-адвокат", N 13, 2004)Следует отметить, что при причинении повреждений автотранспортным средствам и последующих восстановительно-ремонтных работах по ним утрата товарной стоимости возникает неизбежно. Согласно РД УТС может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. При этом расчетная величина УТС не начисляется, если на день осмотра автотранспортного средства величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет, если оно ранее полностью перекрашивалось, если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.
Статья: Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса (Продолжение)
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 1)- УТС касается исключительно автотранспортных средств не старше пяти лет, не проходивших перекраску и т.д. УТВ применяется к иным видам товаров народного потребления, но не применяется к автотранспорту;
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 1)- УТС касается исключительно автотранспортных средств не старше пяти лет, не проходивших перекраску и т.д. УТВ применяется к иным видам товаров народного потребления, но не применяется к автотранспорту;
"Судебная экспертиза: типичные ошибки"
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)Здесь необходимо отметить, что эксперт может отвечать на вопрос о стоимости восстановительного ремонта, величины утраты товарной стоимости, остаточной стоимости транспортного средства, но не вправе оценивать величину ущерба, поскольку понятие "ущерб" является правовым и включает в себя не только расходы, относящиеся к ремонту транспортного средства, но и моральный вред, расходы на лечение и т.п. На практике же иногда формулировка вопросов, выносимых на разрешение эксперта, провоцирует его на выход за пределы своей компетенции и оценку ущерба, хотя в автотовароведческой экспертизе под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей: затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются) или сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС, за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить <1>.
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)Здесь необходимо отметить, что эксперт может отвечать на вопрос о стоимости восстановительного ремонта, величины утраты товарной стоимости, остаточной стоимости транспортного средства, но не вправе оценивать величину ущерба, поскольку понятие "ущерб" является правовым и включает в себя не только расходы, относящиеся к ремонту транспортного средства, но и моральный вред, расходы на лечение и т.п. На практике же иногда формулировка вопросов, выносимых на разрешение эксперта, провоцирует его на выход за пределы своей компетенции и оценку ущерба, хотя в автотовароведческой экспертизе под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей: затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются) или сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС, за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить <1>.
Статья: Кто оплатит разницу?
(Каширин А.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 34)Заместитель генерального директора СГ "Регион" Вячеслав Шубырев усмотрел в вердикте суда социальную проблему: "Верховный Суд РФ перечеркивает всю социальную значимость ОСАГО. Ведь изменения по возврату утраты товарной стоимости касаются только новых автомобилей. Но не всем известен факт, что покупку новых машин (до пяти лет включительно) может позволить себе лишь малая часть россиян - в силу невысокого достатка. Вместе с тем ОСАГО - обязательный вид страхования, который касается всех автолюбителей, и большинство из них ездят на подержанных машинах. В результате за обеспеченных людей будут платить малообеспеченные".
(Каширин А.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 34)Заместитель генерального директора СГ "Регион" Вячеслав Шубырев усмотрел в вердикте суда социальную проблему: "Верховный Суд РФ перечеркивает всю социальную значимость ОСАГО. Ведь изменения по возврату утраты товарной стоимости касаются только новых автомобилей. Но не всем известен факт, что покупку новых машин (до пяти лет включительно) может позволить себе лишь малая часть россиян - в силу невысокого достатка. Вместе с тем ОСАГО - обязательный вид страхования, который касается всех автолюбителей, и большинство из них ездят на подержанных машинах. В результате за обеспеченных людей будут платить малообеспеченные".
Статья: Произошло дорожно-транспортное происшествие (Окончание)
(Моисеев М.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 21)Таким образом, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина его эксплуатационного износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более пяти лет <2>.
(Моисеев М.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 21)Таким образом, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина его эксплуатационного износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более пяти лет <2>.