Уточнение налоговых обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение налоговых обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")У налогоплательщика отсутствовала как разумная деловая цель, так и необходимость уточнения налоговых обязательств или раскрытия реальных поставщиков, в том числе для целей возможной налоговой реконструкции. Пояснений по основаниям замены контрагентов в уточненных декларациях налогоплательщик не привел, как и сведений о расчетах с этими контрагентами и иных обстоятельств, позволяющих установить реальность хозяйственных взаимоотношений.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")У налогоплательщика отсутствовала как разумная деловая цель, так и необходимость уточнения налоговых обязательств или раскрытия реальных поставщиков, в том числе для целей возможной налоговой реконструкции. Пояснений по основаниям замены контрагентов в уточненных декларациях налогоплательщик не привел, как и сведений о расчетах с этими контрагентами и иных обстоятельств, позволяющих установить реальность хозяйственных взаимоотношений.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об указании ИНН и КПП при представлении МКООО уточненной декларации по налогу на имущество и об уточнении организацией налоговых обязательств по земельному налогу.
(Письмо ФНС России от 24.04.2024 N БС-2-21/6479@)Вопрос: Об указании ИНН и КПП при представлении МКООО уточненной декларации по налогу на имущество и об уточнении организацией налоговых обязательств по земельному налогу.
(Письмо ФНС России от 24.04.2024 N БС-2-21/6479@)Вопрос: Об указании ИНН и КПП при представлении МКООО уточненной декларации по налогу на имущество и об уточнении организацией налоговых обязательств по земельному налогу.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Порядок отражения налоговых обязательств на ЕНС
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Порядок отражения налоговых обязательств на ЕНС
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Наиболее рациональным решением будет звонок в инспекцию с вопросом об уточнении причины вызова. Если речь идет о единственной компании, к взаимоотношениям с которой инспекция имеет претензии, имеет смысл подготовиться к встрече заранее, при необходимости взять с собой документы, которые могут подтвердить позицию налогоплательщика. Если речь идет о списке компаний, то подготовиться заранее сложно. В этом случае целесообразно на встрече с инспекцией дать обещание проверить представленные ей данные. Необходимо отметить, что срок, в течение которого компания проверяет факты, должен быть разумным. Если компания не согласна с мнением инспекции, то следует отправить аргументированный ответ о несогласии с выводами инспекции. В случае отказа организации от добровольного уточнения налоговых обязательств, скорее всего, первый отказ не приведет к назначению проверки в ближайшем будущем, однако следует понимать, что компания попала в поле зрения налогового органа и за ее работой инспекция будет наблюдать более тщательно. Соответственно, вероятность назначения проверки увеличивается.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Наиболее рациональным решением будет звонок в инспекцию с вопросом об уточнении причины вызова. Если речь идет о единственной компании, к взаимоотношениям с которой инспекция имеет претензии, имеет смысл подготовиться к встрече заранее, при необходимости взять с собой документы, которые могут подтвердить позицию налогоплательщика. Если речь идет о списке компаний, то подготовиться заранее сложно. В этом случае целесообразно на встрече с инспекцией дать обещание проверить представленные ей данные. Необходимо отметить, что срок, в течение которого компания проверяет факты, должен быть разумным. Если компания не согласна с мнением инспекции, то следует отправить аргументированный ответ о несогласии с выводами инспекции. В случае отказа организации от добровольного уточнения налоговых обязательств, скорее всего, первый отказ не приведет к назначению проверки в ближайшем будущем, однако следует понимать, что компания попала в поле зрения налогового органа и за ее работой инспекция будет наблюдать более тщательно. Соответственно, вероятность назначения проверки увеличивается.
Статья: Онлайн-медиация как одна из альтернативных форм урегулирования публично-правового спора
(Арзуманова Л.Л.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Первым официальным опытом урегулирования налогового спора стала медиация между МИФНС России N 21 и ООО "Риф". Участниками было достигнуто согласие об уточнении налоговых обязательств налогоплательщика и уплаты соответствующих сумм налогов в удобные для плательщика сроки.
(Арзуманова Л.Л.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Первым официальным опытом урегулирования налогового спора стала медиация между МИФНС России N 21 и ООО "Риф". Участниками было достигнуто согласие об уточнении налоговых обязательств налогоплательщика и уплаты соответствующих сумм налогов в удобные для плательщика сроки.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, изменился и подход налоговых органов к проведению налогового контроля. Выездная налоговая проверка требует больших трудозатрат и занимает длительное время. С момента назначения выездной налоговой проверки и до вынесения решения и поступления денежных средств в бюджет РФ проходит больше года, что неэффективно с точки зрения процессуальной экономии и собираемости налоговых платежей в бюджет. Поэтому теперь налоговые органы, собрав и проанализировав большой объем информации по налогоплательщику в рамках предпроверочного анализа, еще до назначения выездной налоговой проверки осуществляют точечные мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки с целью побудить налогоплательщика к "добровольному" уточнению налоговых обязательств по конкретным сделкам и операциям. Как результат, в 2020 - 2021 гг. налоговые поступления в бюджет в виде добровольных уточнений по итогам внепроверочных мероприятий налогового контроля превысили налоговые доначисления по результатам выездной налоговой проверки <3>.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, изменился и подход налоговых органов к проведению налогового контроля. Выездная налоговая проверка требует больших трудозатрат и занимает длительное время. С момента назначения выездной налоговой проверки и до вынесения решения и поступления денежных средств в бюджет РФ проходит больше года, что неэффективно с точки зрения процессуальной экономии и собираемости налоговых платежей в бюджет. Поэтому теперь налоговые органы, собрав и проанализировав большой объем информации по налогоплательщику в рамках предпроверочного анализа, еще до назначения выездной налоговой проверки осуществляют точечные мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки с целью побудить налогоплательщика к "добровольному" уточнению налоговых обязательств по конкретным сделкам и операциям. Как результат, в 2020 - 2021 гг. налоговые поступления в бюджет в виде добровольных уточнений по итогам внепроверочных мероприятий налогового контроля превысили налоговые доначисления по результатам выездной налоговой проверки <3>.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)На практике результатом предпроверочного анализа, оформленного информационным письмом (уведомлением), направляемым в адрес налогоплательщика, или протоколом, или вообще без документального оформления путем устного заявления должностных лиц налоговых органов, является побуждение налогоплательщика к подаче уточненной налоговой декларации с доплатой суммы налоговой задолженности под угрозой проведения выездной налоговой проверки или передачи материалов в следственные органы. Подобного рода практика деятельности и реализации результатов предпроверочного анализа напрямую закреплялась письмами ФНС России о работе ныне отмененных комиссий по легализации налоговой базы. В частности, ФНС России прямо указывала на то, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах <27>.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)На практике результатом предпроверочного анализа, оформленного информационным письмом (уведомлением), направляемым в адрес налогоплательщика, или протоколом, или вообще без документального оформления путем устного заявления должностных лиц налоговых органов, является побуждение налогоплательщика к подаче уточненной налоговой декларации с доплатой суммы налоговой задолженности под угрозой проведения выездной налоговой проверки или передачи материалов в следственные органы. Подобного рода практика деятельности и реализации результатов предпроверочного анализа напрямую закреплялась письмами ФНС России о работе ныне отмененных комиссий по легализации налоговой базы. В частности, ФНС России прямо указывала на то, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах <27>.
Статья: "Учебный" соцвычет: отвечаем на вопросы подписчиков
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 6)Если первоначально организация в рамках инфообмена направила налоговым органам сведения о ваших расходах в электронной форме, то теоретически она должна передать в том же порядке и корректирующие сведения. В НК нет специальных правил для уточнения налоговых обязательств налогоплательщика в такой ситуации. Полагаем, что налог, не удержанный работодателем с "лишней" суммы вычета, могут включить в налоговое уведомление, по сроку уплаты 01.12.2025. Такой порядок сейчас действует, если налоговым агентом в завышенном размере предоставлены стандартные НДФЛ-вычеты <21>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 6)Если первоначально организация в рамках инфообмена направила налоговым органам сведения о ваших расходах в электронной форме, то теоретически она должна передать в том же порядке и корректирующие сведения. В НК нет специальных правил для уточнения налоговых обязательств налогоплательщика в такой ситуации. Полагаем, что налог, не удержанный работодателем с "лишней" суммы вычета, могут включить в налоговое уведомление, по сроку уплаты 01.12.2025. Такой порядок сейчас действует, если налоговым агентом в завышенном размере предоставлены стандартные НДФЛ-вычеты <21>.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Исходя из нашей практики, работа с представителем налогоплательщика часто нацелена на "побуждение к самостоятельному уточнению налоговых обязательств за период, указанный в Уведомлении, и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах" (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722). Вместе с тем, представитель налогоплательщика должен быть готов дать пояснения по следующим вопросам (п. 12 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Исходя из нашей практики, работа с представителем налогоплательщика часто нацелена на "побуждение к самостоятельному уточнению налоговых обязательств за период, указанный в Уведомлении, и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах" (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722). Вместе с тем, представитель налогоплательщика должен быть готов дать пояснения по следующим вопросам (п. 12 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Овсянников С.В. О значении уточненной налоговой декларации для корректировки налогового обязательства // Петербургский юрист. 2015. N 2 (6). С. 76 - 91.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Овсянников С.В. О значении уточненной налоговой декларации для корректировки налогового обязательства // Петербургский юрист. 2015. N 2 (6). С. 76 - 91.
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: нормативное регулирование работы налоговых комиссий, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, скрытая форма налогового контроля, добровольное уточнение налоговых обязательств.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: нормативное регулирование работы налоговых комиссий, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, скрытая форма налогового контроля, добровольное уточнение налоговых обязательств.
Статья: Как исчисляется трехлетний срок на возврат переплаты у участника схемы дробления бизнеса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Компания, применяющая УСН, являлась участником схемы дробления бизнеса. Выявив схему в 2021 г., налоговики рекомендовали организаторам схемы перевести деятельность подконтрольных лиц, в том числе компании, на общий режим налогообложения за периоды начиная с 1 января 2018 г., а также рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств по налогам в рамках общего режима налогообложения за период с 1 января 2018 г.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Компания, применяющая УСН, являлась участником схемы дробления бизнеса. Выявив схему в 2021 г., налоговики рекомендовали организаторам схемы перевести деятельность подконтрольных лиц, в том числе компании, на общий режим налогообложения за периоды начиная с 1 января 2018 г., а также рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств по налогам в рамках общего режима налогообложения за период с 1 января 2018 г.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Таким образом, универсального решения проблемы не существует. С одной стороны, налоговый орган предлагает налогоплательщику оценить риски налогового спора, урегулировать задолженность еще до возникновения спора. С другой стороны, успешная защита налогоплательщика возможна и при проведении проверки и последующем обжаловании ее результатов. Поэтому вопрос об уточнении своих налоговых обязательств по предложению налогового органа с целью избежать проверки предполагает оценку рисков каждого конкретного обстоятельства.
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Таким образом, универсального решения проблемы не существует. С одной стороны, налоговый орган предлагает налогоплательщику оценить риски налогового спора, урегулировать задолженность еще до возникновения спора. С другой стороны, успешная защита налогоплательщика возможна и при проведении проверки и последующем обжаловании ее результатов. Поэтому вопрос об уточнении своих налоговых обязательств по предложению налогового органа с целью избежать проверки предполагает оценку рисков каждого конкретного обстоятельства.