Устранение конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Устранение конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.4.2. Злоупотреблением доминирующим положением признается поведение субъекта, выражающееся в определенных формах, в том числе: недопущение, ограничение, устранение конкуренции; причинение вреда иным участникам рынка, включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продажа имущества при ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Прямого запрета на реализацию имущества путем участия в конкурсном отборе в процедурах между участниками группы лиц не имеется. Данная позиция подтверждается судебной практикой в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2010 N ВАС-13951/10 по делу N А32-19496/2009-68/318, в которой суд указал, что нормы действующего законодательства и Федерального закона "О защите конкуренции" не содержат запрета на участие в открытом аукционе аффилированных лиц, а сам по себе факт участия в открытом аукционе таких лиц не может быть рассмотрен как действия организаторов торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Прямого запрета на реализацию имущества путем участия в конкурсном отборе в процедурах между участниками группы лиц не имеется. Данная позиция подтверждается судебной практикой в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2010 N ВАС-13951/10 по делу N А32-19496/2009-68/318, в которой суд указал, что нормы действующего законодательства и Федерального закона "О защите конкуренции" не содержат запрета на участие в открытом аукционе аффилированных лиц, а сам по себе факт участия в открытом аукционе таких лиц не может быть рассмотрен как действия организаторов торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
(ред. от 31.07.2025)2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)указанные мероприятия создадут необходимые условия для повышения заинтересованности в приобретении государственного и муниципального имущества потенциальных покупателей за счет улучшения информационного обеспечения процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Кроме того, реализация предлагаемых изменений будет способствовать недопущению злоупотреблений при отчуждении государственного или муниципального имущества, в том числе по ограничению либо устранению конкуренции, а также повышению эффективности приватизации путем установления публичных и прозрачных процедур проведения торгов.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)указанные мероприятия создадут необходимые условия для повышения заинтересованности в приобретении государственного и муниципального имущества потенциальных покупателей за счет улучшения информационного обеспечения процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Кроме того, реализация предлагаемых изменений будет способствовать недопущению злоупотреблений при отчуждении государственного или муниципального имущества, в том числе по ограничению либо устранению конкуренции, а также повышению эффективности приватизации путем установления публичных и прозрачных процедур проведения торгов.
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)2. При формировании условий аукциона объединение лотов
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)2. При формировании условий аукциона объединение лотов
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 63. Об установлении угрозы наступления неблагоприятных
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 63. Об установлении угрозы наступления неблагоприятных
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением. В соответствии с ч. 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. При этом перечень конкретных форм данного нарушения не является исчерпывающим.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением. В соответствии с ч. 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. При этом перечень конкретных форм данного нарушения не является исчерпывающим.
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Установите порядок проведения неконкурентных закупок. Это закупки, которые не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентных закупок. К ним относится и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Порядок закупки и исчерпывающий перечень случаев, когда ее можно проводить, определите самостоятельно (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Процедуру неконкурентной закупки необходимо описать как можно четче, иначе могут возникнуть спорные ситуации. Также в положении о закупке можно установить случаи, когда до заключения договора контрагента проверяют с помощью сервисов оценки ЮЛ и ФЛ (Письмо ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025). Учтите всю специфику взаимодействия с единственным поставщиком, в частности, решите, будете ли размещать в ЕИС информацию о такой процедуре или нет (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В перечень случаев, когда проводится такая закупка, можно включить, например, ситуации, когда конкуренция на рынке закупаемых товаров (работ, услуг) низкая или проводить конкурентные закупки нецелесообразно по объективным причинам (например, при ликвидации последствий ЧС). Антимонопольный орган вправе оценить, правомерно ли вы предусмотрели эти случаи. Если будет установлено, что ваши основания для закупки у единственного поставщика приводят к ограничению, устранению конкуренции, вам могут выдать предписание внести изменения в положение о закупке (Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24).
(КонсультантПлюс, 2025)Установите порядок проведения неконкурентных закупок. Это закупки, которые не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентных закупок. К ним относится и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Порядок закупки и исчерпывающий перечень случаев, когда ее можно проводить, определите самостоятельно (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Процедуру неконкурентной закупки необходимо описать как можно четче, иначе могут возникнуть спорные ситуации. Также в положении о закупке можно установить случаи, когда до заключения договора контрагента проверяют с помощью сервисов оценки ЮЛ и ФЛ (Письмо ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025). Учтите всю специфику взаимодействия с единственным поставщиком, в частности, решите, будете ли размещать в ЕИС информацию о такой процедуре или нет (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В перечень случаев, когда проводится такая закупка, можно включить, например, ситуации, когда конкуренция на рынке закупаемых товаров (работ, услуг) низкая или проводить конкурентные закупки нецелесообразно по объективным причинам (например, при ликвидации последствий ЧС). Антимонопольный орган вправе оценить, правомерно ли вы предусмотрели эти случаи. Если будет установлено, что ваши основания для закупки у единственного поставщика приводят к ограничению, устранению конкуренции, вам могут выдать предписание внести изменения в положение о закупке (Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24).
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: пролонгацию договора могут расценить как нарушение, которое заключается в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Поэтому, определяя в положении о закупке порядок пролонгации договора, учитывайте также нормы Закона N 135-ФЗ о запрете действий, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: пролонгацию договора могут расценить как нарушение, которое заключается в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Поэтому, определяя в положении о закупке порядок пролонгации договора, учитывайте также нормы Закона N 135-ФЗ о запрете действий, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в иске вы ссылаетесь на нарушения ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, обоснуйте, что такие нарушения привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Также отразите в иске в том числе сведения о том, каким образом нарушены ваши права как участника соответствующего рынка и как признание закупки недействительной будет способствовать восстановлению этих прав. Эти факты суды будут оценивать при принятии решения по делу (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2);
(КонсультантПлюс, 2025)Если в иске вы ссылаетесь на нарушения ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, обоснуйте, что такие нарушения привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Также отразите в иске в том числе сведения о том, каким образом нарушены ваши права как участника соответствующего рынка и как признание закупки недействительной будет способствовать восстановлению этих прав. Эти факты суды будут оценивать при принятии решения по делу (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2);