Устное обращение
Подборка наиболее важных документов по запросу Устное обращение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Положения данного Федерального закона распространяются на все обращения (предложения, заявления, жалобы, устные обращения) граждан, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1, пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ)."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Делопроизводство в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Информация о деятельности судов может быть предоставлена пользователям по их запросу, то есть обращению в суд, как в устной, так и в письменной форме...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Информация о деятельности судов может быть предоставлена пользователям по их запросу, то есть обращению в суд, как в устной, так и в письменной форме...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как обратиться с заявлением в полицию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок обращения с устным заявлением или сообщением
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок обращения с устным заявлением или сообщением
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статья: Аудиозапись судебного заседания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Копии аудиозаписей изготавливаются сотрудниками аппарата суда только после подачи письменного ходатайства и при наличии соответствующей визы судьи, в производстве которого находится дело, либо руководства суда и иного назначенного лица. Устные обращения и ходатайства об ознакомлении с аудиозаписью судебного заседания судом не принимаются (абз. 4 п. 7.12.1 Инструкции по делопроизводству в районном суде).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Копии аудиозаписей изготавливаются сотрудниками аппарата суда только после подачи письменного ходатайства и при наличии соответствующей визы судьи, в производстве которого находится дело, либо руководства суда и иного назначенного лица. Устные обращения и ходатайства об ознакомлении с аудиозаписью судебного заседания судом не принимаются (абз. 4 п. 7.12.1 Инструкции по делопроизводству в районном суде).
Статья: Цифровизация деятельности органов единой системы публичной власти (на примере Курской области)
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Проведенные мероприятия послужили надежной основой для стабилизации обстановки в 2024 г. в связи с чрезвычайной ситуацией в Курской области. Инциденты, сопряженные с рисками для критической инфраструктуры и безопасности граждан, продемонстрировали настоятельную необходимость модернизации работы государственных и местных органов власти через внедрение новых цифровых решений и технологий. Так, в рамках реализации федерального проекта "Государство для людей" в цифровой каталог услуг для граждан "Жизненные ситуации" были введены дополнительные услуги по обеспечению мер поддержки для переселенцев из Курской области. Среди этих мер: выплата вынужденно покинувшим свое жилье после обстрелов; компенсация платы за наем жилого помещения; получение жилищного сертификата. Кроме того, на госуслугах сформирован и регулярно обновляется информационный раздел "Курск. Помощь пострадавшим". Данные цифровые решения можно считать примером адаптации взаимодействия заявителей с органами публичной власти в условиях усиления гибридных угроз. Несмотря на имевшиеся в прошедшем году проблемы, уровень доверия населения к власти сохранился. Статистические данные Центра управления регионом Курской области показывают, что от жителей Курской области за 2024 г. поступило 7 763 обращения, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2023 г. (6 583), из них: 5 168 письменных, в том числе в форме электронных документов - 3 649, и 2 577 устных обращений граждан. Однако работа не прекращается и после улучшения обстановки. В целях повышения качества предоставления услуг для курян планируется внедрить 18 цифровых проектов, большая часть из которых уже полностью подготовлена, остальная находится на стадии запуска. Речь идет о платформах обратной связи, цифровом документообороте, электронных сервисах социальной защиты и связанных с решением проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, подписано соглашение между министром цифрового развития и исполняющим обязанности губернатора Курской области, касающееся в том числе оснащения сетью Интернет малых населенных пунктов приграничья. Обратим внимание, что решение данного вопроса было начато еще несколько лет назад и имело неплохие результаты, но в настоящее время это приобрело особую актуальность.
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Проведенные мероприятия послужили надежной основой для стабилизации обстановки в 2024 г. в связи с чрезвычайной ситуацией в Курской области. Инциденты, сопряженные с рисками для критической инфраструктуры и безопасности граждан, продемонстрировали настоятельную необходимость модернизации работы государственных и местных органов власти через внедрение новых цифровых решений и технологий. Так, в рамках реализации федерального проекта "Государство для людей" в цифровой каталог услуг для граждан "Жизненные ситуации" были введены дополнительные услуги по обеспечению мер поддержки для переселенцев из Курской области. Среди этих мер: выплата вынужденно покинувшим свое жилье после обстрелов; компенсация платы за наем жилого помещения; получение жилищного сертификата. Кроме того, на госуслугах сформирован и регулярно обновляется информационный раздел "Курск. Помощь пострадавшим". Данные цифровые решения можно считать примером адаптации взаимодействия заявителей с органами публичной власти в условиях усиления гибридных угроз. Несмотря на имевшиеся в прошедшем году проблемы, уровень доверия населения к власти сохранился. Статистические данные Центра управления регионом Курской области показывают, что от жителей Курской области за 2024 г. поступило 7 763 обращения, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2023 г. (6 583), из них: 5 168 письменных, в том числе в форме электронных документов - 3 649, и 2 577 устных обращений граждан. Однако работа не прекращается и после улучшения обстановки. В целях повышения качества предоставления услуг для курян планируется внедрить 18 цифровых проектов, большая часть из которых уже полностью подготовлена, остальная находится на стадии запуска. Речь идет о платформах обратной связи, цифровом документообороте, электронных сервисах социальной защиты и связанных с решением проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, подписано соглашение между министром цифрового развития и исполняющим обязанности губернатора Курской области, касающееся в том числе оснащения сетью Интернет малых населенных пунктов приграничья. Обратим внимание, что решение данного вопроса было начато еще несколько лет назад и имело неплохие результаты, но в настоящее время это приобрело особую актуальность.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Российском государстве предпосылки зарождения института обращения граждан просматриваются еще на рубеже XV - XVI вв., когда одной из форм реализации рассматриваемого права были сначала "жалобницы", "слезницы" на имя великого князя <14>, а затем челобитная - письменное или устное обращение, передаваемое лично либо через должностное лицо, при условии, что адресатом был сам государь. Правила подачи такого обращения были прописаны Иваном III <15> в Судебнике 1497 г., которым закреплялась не только возможность самой подачи обращения (челобитной), но и был введен порядок их рассмотрения, и, если это было необходимо, передачи по инстанциям <16>. В период правления Ивана IV (Грозного) жалобы рассматривались в организованных для этого челобитных избах <17>. Это свидетельствует о том, что затронутый порядок начал свое образование намного раньше, чем в свет вышли такие источники права, как конституции и другие источники государственного значения.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Российском государстве предпосылки зарождения института обращения граждан просматриваются еще на рубеже XV - XVI вв., когда одной из форм реализации рассматриваемого права были сначала "жалобницы", "слезницы" на имя великого князя <14>, а затем челобитная - письменное или устное обращение, передаваемое лично либо через должностное лицо, при условии, что адресатом был сам государь. Правила подачи такого обращения были прописаны Иваном III <15> в Судебнике 1497 г., которым закреплялась не только возможность самой подачи обращения (челобитной), но и был введен порядок их рассмотрения, и, если это было необходимо, передачи по инстанциям <16>. В период правления Ивана IV (Грозного) жалобы рассматривались в организованных для этого челобитных избах <17>. Это свидетельствует о том, что затронутый порядок начал свое образование намного раньше, чем в свет вышли такие источники права, как конституции и другие источники государственного значения.
Готовое решение: Что учитывать при установлении неполного рабочего дня
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник хочет трудиться в режиме неполного рабочего дня, он может обратиться к вам устно или написать заявление. Документ рекомендуем брать у тех, кому нельзя отказать в установлении такого режима, например у беременной. Заявление станет основанием для его установления (Доклад Роструда за III квартал 2021 г.). Если вы согласны или вас попросил работник, которому нельзя отказать в неполном рабочем дне, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору.
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник хочет трудиться в режиме неполного рабочего дня, он может обратиться к вам устно или написать заявление. Документ рекомендуем брать у тех, кому нельзя отказать в установлении такого режима, например у беременной. Заявление станет основанием для его установления (Доклад Роструда за III квартал 2021 г.). Если вы согласны или вас попросил работник, которому нельзя отказать в неполном рабочем дне, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору.
Готовое решение: Как перевести работника на 0,5 ставки по его инициативе
(КонсультантПлюс, 2025)Для перевода на 0,5 ставки (неполное рабочее время) работник может обратиться к вам устно или написать заявление. Советуем брать письменное заявление у тех, кому нельзя отказать в неполном рабочем времени (например, беременным). Это подтвердит, что они сами захотели работать в таком режиме. Для перевода оформите дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем пропишите, в частности: новый режим работы, порядок оплаты, срок перевода (при необходимости). Рекомендуем оформить приказ.
(КонсультантПлюс, 2025)Для перевода на 0,5 ставки (неполное рабочее время) работник может обратиться к вам устно или написать заявление. Советуем брать письменное заявление у тех, кому нельзя отказать в неполном рабочем времени (например, беременным). Это подтвердит, что они сами захотели работать в таком режиме. Для перевода оформите дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем пропишите, в частности: новый режим работы, порядок оплаты, срок перевода (при необходимости). Рекомендуем оформить приказ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
Готовое решение: Как установить неполное рабочее время - неполный рабочий день по инициативе работника
(КонсультантПлюс, 2025)Письменная форма заявления по закону необязательна. Желание трудиться в таком режиме работник подтверждает своей подписью на дополнительном соглашении. Но на практике рекомендуется брать письменное заявление у тех, кому нельзя отказать в неполном рабочем дне. Несмотря на то что закон не требует письменной формы заявления, оно подтвердит, что работник сам пожелал работать в таком режиме, а не вы его заставили. Другие работники могут и устно обратиться с просьбой установить им такой режим.
(КонсультантПлюс, 2025)Письменная форма заявления по закону необязательна. Желание трудиться в таком режиме работник подтверждает своей подписью на дополнительном соглашении. Но на практике рекомендуется брать письменное заявление у тех, кому нельзя отказать в неполном рабочем дне. Несмотря на то что закон не требует письменной формы заявления, оно подтвердит, что работник сам пожелал работать в таком режиме, а не вы его заставили. Другие работники могут и устно обратиться с просьбой установить им такой режим.
Ситуация: Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с вашего согласия устно в ходе личного приема - если вы обращались устно при личном приеме и изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с вашего согласия устно в ходе личного приема - если вы обращались устно при личном приеме и изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен
(КонсультантПлюс, 2025)Обращение соискателя с устной просьбой или письменным заявлением о приеме на работу не обязывает вас заключать с ним трудовой договор, если отсутствуют вакантные должности. Однако учтите, что в случае спора проверят, действительно ли вакансия отсутствовала. Отказ в заключении трудового договора будет признан правомерным, если сведения подтвердятся. Это следует, в частности, из абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
(КонсультантПлюс, 2025)Обращение соискателя с устной просьбой или письменным заявлением о приеме на работу не обязывает вас заключать с ним трудовой договор, если отсутствуют вакантные должности. Однако учтите, что в случае спора проверят, действительно ли вакансия отсутствовала. Отказ в заключении трудового договора будет признан правомерным, если сведения подтвердятся. Это следует, в частности, из абз. 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Обязан ли покупатель оплатить товар по договору купли-продажи и вправе ли взыскать стоимость товара, если после его получения он не направил продавцу претензию об отсутствии относящихся к товару документов и не назначил срок для их передачи
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы ответчика, указанные во встречном иске, о том, что он неоднократно обращался к истцу с устными обращениями о предоставлении документов к оборудованию, документально не подтверждены.
Обязан ли покупатель оплатить товар по договору купли-продажи и вправе ли взыскать стоимость товара, если после его получения он не направил продавцу претензию об отсутствии относящихся к товару документов и не назначил срок для их передачи
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы ответчика, указанные во встречном иске, о том, что он неоднократно обращался к истцу с устными обращениями о предоставлении документов к оборудованию, документально не подтверждены.