Установление местных налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление местных налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Между тем органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят (статья 12 Конституция Российской Федерации). Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, закрепляя за органами местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (статья 132), поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40), другие полномочия не предусматривает."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Местные налоги и сборы" НК РФ"Из содержания статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налог на зрелища: историко-правовое исследование
(Пономарева К.А., Крючков Д.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)4. Установление местного налога
(Пономарева К.А., Крючков Д.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)4. Установление местного налога
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении формы и формата представления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, а также порядка направления указанной информации в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2018 N 53017)Зарегистрировано в Минюсте России 14 декабря 2018 г. N 53017
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении формы и формата представления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, а также порядка направления указанной информации в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2018 N 53017)Зарегистрировано в Минюсте России 14 декабря 2018 г. N 53017
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
Статья: "Существенных плюсов не выявлено": преобразование Челябинского городского округа с внутригородским делением
(Шахов А.А.)
("Местное право", 2024, N 3)<19> По мнению автора, полномочие об установлении местных налогов следует исключить из абз. 4 ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ на основании последних конституционных изменений (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
(Шахов А.А.)
("Местное право", 2024, N 3)<19> По мнению автора, полномочие об установлении местных налогов следует исключить из абз. 4 ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ на основании последних конституционных изменений (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Статья: Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске)
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Проникновение и распространение во все сферы общественной жизни. Органы местного самоуправления осуществляют решение вопросов местного значения в различных сферах: например, к вопросам значения городского округа относится обеспечение первичной пожарной безопасности, доступности медицинской помощи, установление местных налогов и сборов.
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Проникновение и распространение во все сферы общественной жизни. Органы местного самоуправления осуществляют решение вопросов местного значения в различных сферах: например, к вопросам значения городского округа относится обеспечение первичной пожарной безопасности, доступности медицинской помощи, установление местных налогов и сборов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В результате действия незаконного нормативного предписания могут быть нарушены субъективные права граждан или организаций в конкретных правоотношениях (относительные права), в том числе имущественные права лиц, например, при установлении местных налогов и сборов, завышенных коммунальных тарифов и т.д.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В результате действия незаконного нормативного предписания могут быть нарушены субъективные права граждан или организаций в конкретных правоотношениях (относительные права), в том числе имущественные права лиц, например, при установлении местных налогов и сборов, завышенных коммунальных тарифов и т.д.
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Правоприменительная практика деятельности органов прокуратуры в рассматриваемой сфере показывает, что органами местного самоуправления нередко допускаются нарушения законодательства при установлении местных налогов и сборов как в установлении элементов налогов (нарушения требований ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), так и в части предоставления налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Также нарушается порядок вступления в законную силу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы налоговых правоотношений <8>.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Правоприменительная практика деятельности органов прокуратуры в рассматриваемой сфере показывает, что органами местного самоуправления нередко допускаются нарушения законодательства при установлении местных налогов и сборов как в установлении элементов налогов (нарушения требований ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), так и в части предоставления налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Также нарушается порядок вступления в законную силу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы налоговых правоотношений <8>.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно п. 1 "и" ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, именно федеральное законодательство (НК РФ) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате любых налогов и сборов, решает иные основные вопросы регулирования налоговых отношений (ст. 1 НК РФ). Пункт 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ непосредственно определяют порядок установления местных налогов и закрепляют их перечень. Пункт 6 ст. 12 НК РФ указывает, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ. Таким образом, действующее законодательство не позволяет делать выводы о каком-либо обособленном правовом регулировании местного налогообложения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно п. 1 "и" ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, именно федеральное законодательство (НК РФ) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате любых налогов и сборов, решает иные основные вопросы регулирования налоговых отношений (ст. 1 НК РФ). Пункт 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ непосредственно определяют порядок установления местных налогов и закрепляют их перечень. Пункт 6 ст. 12 НК РФ указывает, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ. Таким образом, действующее законодательство не позволяет делать выводы о каком-либо обособленном правовом регулировании местного налогообложения.
Статья: Показатели бюджета, основные налоги и налоговый контроль во Франции
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)1) Франция - унитарное государство, в котором местная власть обладает полномочиями по установлению перечня местных налогов, их ставок и правил взыскания, а также формирования местных бюджетов. В местные бюджеты поступает примерно 60% собираемых в регионах налогов;
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)1) Франция - унитарное государство, в котором местная власть обладает полномочиями по установлению перечня местных налогов, их ставок и правил взыскания, а также формирования местных бюджетов. В местные бюджеты поступает примерно 60% собираемых в регионах налогов;
Статья: Правовое положение городских и земских органов местного самоуправления в структуре органов публичной власти на местном уровне в период контрреформ 1890-х годов
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Стоит отметить, что статус и система отношений органов местного самоуправления между собой и вышестоящими административными органами при принятии Положения о губернских и земских учреждениях 1890 г. <7> и Городового положения 1892 г. <8> довольно сильно поменялись. Несмотря на то что структура органов местного самоуправления осталась прежней, механизм принятия решений (в первую очередь кадровых) претерпел значительные изменения. Согласно новым условиям, ряд решений, ранее самостоятельно принимавшихся городскими думами и земскими собраниями, теперь нуждались в утверждении со стороны губернаторов (ст. 78 Городового положения, ст. 82 Положения о губернских и уездных земских учреждениях), а некоторые - министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Стоит отметить, что к ним отнесены довольно важные вопросы, которые неразрывно связаны с жизнедеятельностью местного населения и которые преимущественно должны находиться в рамках собственной компетенции органов местного самоуправления (так, к ним отнесены установление ставок местных налогов и сборов, дорожное строительство, земельные и арендные отношения, инструкции для местных чиновников, займы и поручительства земств и городов и многое другое). Был также предусмотрен специальный механизм приостановления и отмены решений земских и городских органов: в случае, если губернатор считает, что тот или иной акт нарушает закон или общественный интерес, он вносит его на рассмотрение губернского по делам городов и земств присутствия, и в случае, если в ходе голосования его мнение совпадет с мнением губернатора, акт признается несостоявшимся (ст. 80 Городового положения, ст. 84 - 85 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). В исключительных случаях, если на заседании губернского присутствия вопрос о законности акта вызывал разногласия, вопрос подлежал рассмотрению министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Более того, все копии постановлений земских собраний и городских дум направлялись губернатору, который не только решал вопросы, связанные с их опубликованием, но и мог в любом случае поставить вопрос о законности или несоответствии их государственным нуждам даже в том случае, если они не подлежали его обязательному утверждению, и остановить их исполнение (ст. 76, 83, 84 Городового положения, ст. 86 - 88 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Таким образом, принятие ключевых решений, связанных с функционированием органов местного самоуправления, зависело от усмотрения губернаторов, а интересы местного населения были отодвинуты на второй план. По мнению автора, подобная чрезвычайная опека со стороны губернских властей вместо упорядочения деятельности местных структур и улучшения порядка управления на местах привнесла в местное самоуправление излишне бюрократизированный характер, тем самым сковав инициативу местных жителей и возможность регулировать важнейшие вопросы жизнедеятельности самостоятельно.
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Стоит отметить, что статус и система отношений органов местного самоуправления между собой и вышестоящими административными органами при принятии Положения о губернских и земских учреждениях 1890 г. <7> и Городового положения 1892 г. <8> довольно сильно поменялись. Несмотря на то что структура органов местного самоуправления осталась прежней, механизм принятия решений (в первую очередь кадровых) претерпел значительные изменения. Согласно новым условиям, ряд решений, ранее самостоятельно принимавшихся городскими думами и земскими собраниями, теперь нуждались в утверждении со стороны губернаторов (ст. 78 Городового положения, ст. 82 Положения о губернских и уездных земских учреждениях), а некоторые - министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Стоит отметить, что к ним отнесены довольно важные вопросы, которые неразрывно связаны с жизнедеятельностью местного населения и которые преимущественно должны находиться в рамках собственной компетенции органов местного самоуправления (так, к ним отнесены установление ставок местных налогов и сборов, дорожное строительство, земельные и арендные отношения, инструкции для местных чиновников, займы и поручительства земств и городов и многое другое). Был также предусмотрен специальный механизм приостановления и отмены решений земских и городских органов: в случае, если губернатор считает, что тот или иной акт нарушает закон или общественный интерес, он вносит его на рассмотрение губернского по делам городов и земств присутствия, и в случае, если в ходе голосования его мнение совпадет с мнением губернатора, акт признается несостоявшимся (ст. 80 Городового положения, ст. 84 - 85 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). В исключительных случаях, если на заседании губернского присутствия вопрос о законности акта вызывал разногласия, вопрос подлежал рассмотрению министром внутренних дел (ст. 79 Городового положения, ст. 83 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Более того, все копии постановлений земских собраний и городских дум направлялись губернатору, который не только решал вопросы, связанные с их опубликованием, но и мог в любом случае поставить вопрос о законности или несоответствии их государственным нуждам даже в том случае, если они не подлежали его обязательному утверждению, и остановить их исполнение (ст. 76, 83, 84 Городового положения, ст. 86 - 88 Положения о губернских и уездных земских учреждениях). Таким образом, принятие ключевых решений, связанных с функционированием органов местного самоуправления, зависело от усмотрения губернаторов, а интересы местного населения были отодвинуты на второй план. По мнению автора, подобная чрезвычайная опека со стороны губернских властей вместо упорядочения деятельности местных структур и улучшения порядка управления на местах привнесла в местное самоуправление излишне бюрократизированный характер, тем самым сковав инициативу местных жителей и возможность регулировать важнейшие вопросы жизнедеятельности самостоятельно.
Вопрос: О присвоении ИНН физлицам, а также об установлении и введении местных налогов и сборов в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-02-08/21528)Вопрос: О присвоении ИНН физлицам, а также об установлении и введении местных налогов и сборов в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-02-08/21528)Вопрос: О присвоении ИНН физлицам, а также об установлении и введении местных налогов и сборов в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Статья: Судебная защита прав и интересов от незаконных нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)В результате действия незаконного нормативного предписания могут быть нарушены субъективные права граждан или организаций в конкретных правоотношениях (относительные права), в том числе имущественные права лиц, например при установлении местных налогов и сборов, завышенных коммунальных тарифов и т.д.
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)В результате действия незаконного нормативного предписания могут быть нарушены субъективные права граждан или организаций в конкретных правоотношениях (относительные права), в том числе имущественные права лиц, например при установлении местных налогов и сборов, завышенных коммунальных тарифов и т.д.