Установление квоты приема на целевое обучение
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление квоты приема на целевое обучение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2024 N 88-23551/2024 (УИД 40RS0001-01-2023-009372-45)
Категория: Споры по договору о целевом обучении.
Требования стороны: О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ответчик в связи с отказом от трудоустройства в учреждение здравоохранения выплатил предусмотренный договором штраф, вследствие чего договор о целевом обучении считается расторгнутым по соглашению сторон, в связи с чем у образовательного учреждения отсутствует право требования штрафа.
Решение: Отказано.В судебном постановлении приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1076" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") (действовавшим в период заключения договора), статей 198 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Категория: Споры по договору о целевом обучении.
Требования стороны: О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Ответчик в связи с отказом от трудоустройства в учреждение здравоохранения выплатил предусмотренный договором штраф, вследствие чего договор о целевом обучении считается расторгнутым по соглашению сторон, в связи с чем у образовательного учреждения отсутствует право требования штрафа.
Решение: Отказано.В судебном постановлении приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1076" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") (действовавшим в период заключения договора), статей 198 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2024 N 88-215/2024 (УИД 64RS0010-01-2023-000387-24)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О взыскании штрафа по договору о целевом обучении.
Обстоятельства: Ответчик, освоивший образовательную программу на основании договора о целевом обучении и отказавшийся от трудоустройства, выплатил штрафные санкции по договору о целевом обучении в полном объеме.
Решение: Отказано.В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1076" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") (действовавшим в период заключения договора), статей 198 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О взыскании штрафа по договору о целевом обучении.
Обстоятельства: Ответчик, освоивший образовательную программу на основании договора о целевом обучении и отказавшийся от трудоустройства, выплатил штрафные санкции по договору о целевом обучении в полном объеме.
Решение: Отказано.В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1076" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") (действовавшим в период заключения договора), статей 198 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В качестве одного из примеров, встретившихся на практике, можно привести обращение заявительницы, запросившей в органе информацию о выделенных целевых местах в вузах Москвы. Очевидно, что заявительница ознакомилась с ч. 1 ст. 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где, в частности, сказано: "Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" <293>, однако не учла, что в соответствии с ч. 7 ст. 56 и ч. 3 и 6 ст. 71.1 того же Федерального закона установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются Правительством Российской Федерации, и такие документы утверждены Правительством Российской Федерации <294>. В связи с этим заявителю было необходимо обратиться в Аппарат Правительства Российской Федерации либо орган власти, участвующий в квотировании.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В качестве одного из примеров, встретившихся на практике, можно привести обращение заявительницы, запросившей в органе информацию о выделенных целевых местах в вузах Москвы. Очевидно, что заявительница ознакомилась с ч. 1 ст. 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где, в частности, сказано: "Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" <293>, однако не учла, что в соответствии с ч. 7 ст. 56 и ч. 3 и 6 ст. 71.1 того же Федерального закона установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются Правительством Российской Федерации, и такие документы утверждены Правительством Российской Федерации <294>. В связи с этим заявителю было необходимо обратиться в Аппарат Правительства Российской Федерации либо орган власти, участвующий в квотировании.
Статья: К вопросу о договоре целевого обучения: прикладные аспекты
(Филиппов С.А., Толочкова И.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 1)3. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 г. N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") (п. 58) // СПС "Гарант".
(Филиппов С.А., Толочкова И.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 1)3. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 г. N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета") (п. 58) // СПС "Гарант".
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<202> О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"): Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (ред. от 31.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 26.10.2020. N 43. Ст. 6783.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<202> О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"): Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (ред. от 31.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 26.10.2020. N 43. Ст. 6783.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Как установлено в ч. 5 комментируемой статьи, прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется на конкурсной основе. В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. Приказом Минобрнауки от 21.08.2020 N 1076 (далее - Порядок приема), организация устанавливает количество мест для приема на целевое обучение (далее - целевая квота) в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или количеством мест для приема на целевое обучение, установленным учредителем (п. 91 Порядка приема). Способы проведения конкурса организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют самостоятельно (в соответствии с п. 7 Порядка приема). При этом, как следует из Письма Минобрнауки от 24.05.2021 N МН-5/1023, организация может проводить конкурс на основные места и на места в пределах целевой квоты различными способами, например, проводить многопрофильный конкурс на основные конкурсные места и однопрофильный на места в пределах целевой квоты по тем же направлениям подготовки (специальностям).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Как установлено в ч. 5 комментируемой статьи, прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется на конкурсной основе. В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. Приказом Минобрнауки от 21.08.2020 N 1076 (далее - Порядок приема), организация устанавливает количество мест для приема на целевое обучение (далее - целевая квота) в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или количеством мест для приема на целевое обучение, установленным учредителем (п. 91 Порядка приема). Способы проведения конкурса организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют самостоятельно (в соответствии с п. 7 Порядка приема). При этом, как следует из Письма Минобрнауки от 24.05.2021 N МН-5/1023, организация может проводить конкурс на основные места и на места в пределах целевой квоты различными способами, например, проводить многопрофильный конкурс на основные конкурсные места и однопрофильный на места в пределах целевой квоты по тем же направлениям подготовки (специальностям).
Статья: Государственная политика и правовое регулирование целевого обучения
(Лашевич Г.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)С 2019 г. целевое обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, и означает это то, что теперь заказчик целевого обучения не расходует собственные денежные средства.
(Лашевич Г.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)С 2019 г. целевое обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, и означает это то, что теперь заказчик целевого обучения не расходует собственные денежные средства.