Управляющая организация исполнитель коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая организация исполнитель коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание задолженности по договору теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
(КонсультантПлюс, 2025)...при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Коммунальные платежи по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Из содержания... статьи 161, статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающие организации не вправе... требовать напрямую от... арендаторов... помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества. Плательщиком за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, является управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги.
(КонсультантПлюс, 2025)Из содержания... статьи 161, статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающие организации не вправе... требовать напрямую от... арендаторов... помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества. Плательщиком за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, является управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взыскать с арендатора помещения в МКД плату за коммунальные услуги, если он не заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями в нарушение договора аренды, которым предусмотрена оплата арендатором коммунальных услуг либо обязанность арендатора заключать договоры с их поставщиками
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Можно ли взыскать с арендатора помещения в МКД плату за коммунальные услуги, если он не заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями в нарушение договора аренды, которым предусмотрена оплата арендатором коммунальных услуг либо обязанность арендатора заключать договоры с их поставщиками
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Относятся ли к расходам арендатора затраты на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, помещение в котором передано по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Относятся ли к расходам арендатора затраты на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, помещение в котором передано по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил;
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил;
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Правомерно ли договор на управление многоквартирным домом квалифицировать как агентский
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с п. 13 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354). Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление (п. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ). Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (ст. 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом, осуществлять сбор денежных средств с собственников для оплаты коммунальных ресурсов. Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Правомерно ли договор на управление многоквартирным домом квалифицировать как агентский
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с п. 13 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354). Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление (п. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ). Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (ст. 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом, осуществлять сбор денежных средств с собственников для оплаты коммунальных ресурсов. Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Статья: Разбирательство между ресурсоснабжающей и управляющей компаниями дошло до Верховного Суда
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Управляющая компания ссылалась на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат частям 4, 7, 7.5 статьи 155, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, вызывают неоднозначное толкование, нарушают право управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией при наличии обязанности оказывать услуги и (или) выполнять работы в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и предоставлять жителям коммунальные услуги.
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Управляющая компания ссылалась на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат частям 4, 7, 7.5 статьи 155, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, вызывают неоднозначное толкование, нарушают право управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией при наличии обязанности оказывать услуги и (или) выполнять работы в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и предоставлять жителям коммунальные услуги.
Статья: Управляющая организация - исполнитель коммунальных услуг
(Ермолаева Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3
(Ермолаева Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Это замечание О.Ю. Шилохвоста иллюстрируется Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138 по делу А40-41713/2014 (под председательством О.Ю. Шилохвоста), отменившей постановление судов апелляционной и кассационной инстанций и оставившей в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 именно на том основании, что управляющая компания не являлась непосредственным потребителем электроэнергии, что обусловливает подчинение спорных отношений по ее поставке жилищному законодательству (п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ), исключающему возложение на управляющую компанию ответственности за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов. Следовательно, п. 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, неприменим к отношениям с участием граждан-потребителей, и сетевая организация не имеет права взыскивать с исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) стоимость электроэнергии (в том числе за ее бездоговорное потребление). Это право принадлежит исключительно энергоснабжающей организации <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Это замечание О.Ю. Шилохвоста иллюстрируется Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138 по делу А40-41713/2014 (под председательством О.Ю. Шилохвоста), отменившей постановление судов апелляционной и кассационной инстанций и оставившей в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 именно на том основании, что управляющая компания не являлась непосредственным потребителем электроэнергии, что обусловливает подчинение спорных отношений по ее поставке жилищному законодательству (п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ), исключающему возложение на управляющую компанию ответственности за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов. Следовательно, п. 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, неприменим к отношениям с участием граждан-потребителей, и сетевая организация не имеет права взыскивать с исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) стоимость электроэнергии (в том числе за ее бездоговорное потребление). Это право принадлежит исключительно энергоснабжающей организации <1>.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)2. Виды коммунальных услуг, предоставленных в течение отчетного периода управляющей организацией (если именно она является исполнителем коммунальных услуг).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)2. Виды коммунальных услуг, предоставленных в течение отчетного периода управляющей организацией (если именно она является исполнителем коммунальных услуг).
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)АС СЗО поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, обладает правом на получение денежных средств в размере повышающего коэффициента; средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которая как исполнитель коммунальных услуг вправе использовать денежные средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, для установки индивидуальных приборов учета и других необходимых мероприятий, а также распорядиться ими, в том числе зачесть в счет погашения своего обязательства по оплате коммунальных ресурсов и услуг перед ресурсоснабжающей организацией (Постановление АС СЗО от 18.01.2024).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)АС СЗО поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, обладает правом на получение денежных средств в размере повышающего коэффициента; средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которая как исполнитель коммунальных услуг вправе использовать денежные средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, для установки индивидуальных приборов учета и других необходимых мероприятий, а также распорядиться ими, в том числе зачесть в счет погашения своего обязательства по оплате коммунальных ресурсов и услуг перед ресурсоснабжающей организацией (Постановление АС СЗО от 18.01.2024).
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Так, в силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Из изложенного следует, что размер задолженности компании за коммунальный ресурс, поставленный в многоквартирном доме при отсутствии или неисправности общедомового прибора учета, необходимо рассчитывать по Правилам N 354; а расчет требований, основанный на Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, не соответствует закону <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Так, в силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Из изложенного следует, что размер задолженности компании за коммунальный ресурс, поставленный в многоквартирном доме при отсутствии или неисправности общедомового прибора учета, необходимо рассчитывать по Правилам N 354; а расчет требований, основанный на Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, не соответствует закону <1>.
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В судебной практике сформировался подход, согласно которому при схеме расчетов, когда управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим ресурс в целях содержания общего имущества в МКД и предоставления потребителям коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация не может претендовать на средства, поступающие в связи с применением повышающего коэффициента к расчетам плательщиков, у которых не установлены индивидуальные приборы учета. Право на получение этого повышающего коэффициента принадлежит исполнителю коммунальных услуг.
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)В судебной практике сформировался подход, согласно которому при схеме расчетов, когда управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим ресурс в целях содержания общего имущества в МКД и предоставления потребителям коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация не может претендовать на средства, поступающие в связи с применением повышающего коэффициента к расчетам плательщиков, у которых не установлены индивидуальные приборы учета. Право на получение этого повышающего коэффициента принадлежит исполнителю коммунальных услуг.
Статья: О некоторых вопросах защиты публичных интересов при рассмотрении арбитражными судами споров, вытекающих из договоров энергоснабжения
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)Точку в данном вопросе поставил Верховный Суд РФ, который в Определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 указал, что действующее правовое регулирование исключает возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)Точку в данном вопросе поставил Верховный Суд РФ, который в Определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 указал, что действующее правовое регулирование исключает возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Путеводитель по договорной работе. Аренда зданий и сооружений. Рекомендации по заключению договораЕсли арендатор не выполнит согласованную обязанность и не заключит договоры о предоставлении коммунальных услуг, но при этом такие договоры будут у арендодателя (например, с управляющей компанией, которая является исполнителем коммунальных услуг), возникает вопрос: с кого в пользу поставщиков ресурсов (управляющей компании) должна быть взыскана стоимость потребленных арендатором услуг - с него самого или с арендодателя? В судебной практике сложилось два подхода в разрешении этого вопроса.