Управление росреестра полномочия
Подборка наиболее важных документов по запросу Управление росреестра полномочия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Документы для регистрации договора аренды и отказ в регистрации договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Приостановление регистрации договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий.
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление признаков перепланировки, проведенной без учета требований действующего законодательства, при регистрации обременения в виде аренды в полномочия Управления Росреестра... не входит, а наличие либо отсутствие сомнений по данному поводу не должно влиять на совершение регистрационных действий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Потребность в определении субъектов ответственности можно проиллюстрировать на примере расщепления публичной функции кадастрового учета между Росреестром и Роскадастром. Законодательство о государственной регистрации недвижимости <65> возлагает на публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") <66> создание, развитие, эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН) (и иных информационных систем, используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий), выполнение функций ее оператора. Организация обратилась к Управлению Росреестра с требованием о признании незаконным бездействия по непроведению в установленный срок государственного кадастрового учета и невыдаче соответствующих выписок из ЕГРН. Административный орган утверждал, что проведению кадастрового учета препятствовали технические проблемы функционирования программного продукта ФГИС ЕГРН, при помощи которого органы Росреестра осуществляют ведение ЕГРН. Кроме того, орган подчеркивал, что Управление Росреестра не является оператором ФГИС ЕГРН и не осуществляет техническое сопровождение данной системы. Соответствующими полномочиями наделена ППК "Роскадастр", которой административным органом направлялась информация о технических неполадках с просьбой их устранения. Соответственно, административный орган полагал, что причина нерассмотрения документов заявителя в установленный законом срок не только не зависит от него, но и не относится к его компетенции. Суд занял противоположную позицию, указав, что "проблемы, возникающие при использовании регистрирующим органом программы ФГИС ЕГРН, которые не устраняются на протяжении длительного периода времени, не освобождают регистрирующий орган от выполнения возложенных на него обязанностей и полномочий в установленный Законом N 218-ФЗ срок, а также не должны нарушать права и законные интересы заявителя и иных заинтересованных лиц... имеет место незаконное бездействие... допущенное именно Управлением Росреестра, поскольку полномочия по осуществлению учетно-регистрационных действий в установленный действующим законодательством срок возложены на регистрирующий орган, а не на лицо, являющееся оператором ФГИС ЕГРН" <67>. Представленное дело с точки зрения догматики административного права было разрешено на основе следующих положений. Во-первых, передача функции (в том числе части функции путем ее "расщепления" на властную и "техническую" составляющие) не влечет перехода ответственности, ответственность за правомерную реализацию функции сохраняется за властным субъектом. Следовательно, в приведенном примере Управление Росреестра продолжает нести ответственность за правомерность реализации возложенной на него функции. Во-вторых, для признания акта незаконным вина административного органа, его служащего не имеет юридического значения, что нашло свое отражение в абзаце 7 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21: "Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления)". Следовательно, аргумент административного органа о его невиновности, в связи с тем что государственная информационная система была технически неисправна, а ее управление осуществляет не административный орган, а третье лицо, не имеет юридического значения.
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Потребность в определении субъектов ответственности можно проиллюстрировать на примере расщепления публичной функции кадастрового учета между Росреестром и Роскадастром. Законодательство о государственной регистрации недвижимости <65> возлагает на публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") <66> создание, развитие, эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН) (и иных информационных систем, используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий), выполнение функций ее оператора. Организация обратилась к Управлению Росреестра с требованием о признании незаконным бездействия по непроведению в установленный срок государственного кадастрового учета и невыдаче соответствующих выписок из ЕГРН. Административный орган утверждал, что проведению кадастрового учета препятствовали технические проблемы функционирования программного продукта ФГИС ЕГРН, при помощи которого органы Росреестра осуществляют ведение ЕГРН. Кроме того, орган подчеркивал, что Управление Росреестра не является оператором ФГИС ЕГРН и не осуществляет техническое сопровождение данной системы. Соответствующими полномочиями наделена ППК "Роскадастр", которой административным органом направлялась информация о технических неполадках с просьбой их устранения. Соответственно, административный орган полагал, что причина нерассмотрения документов заявителя в установленный законом срок не только не зависит от него, но и не относится к его компетенции. Суд занял противоположную позицию, указав, что "проблемы, возникающие при использовании регистрирующим органом программы ФГИС ЕГРН, которые не устраняются на протяжении длительного периода времени, не освобождают регистрирующий орган от выполнения возложенных на него обязанностей и полномочий в установленный Законом N 218-ФЗ срок, а также не должны нарушать права и законные интересы заявителя и иных заинтересованных лиц... имеет место незаконное бездействие... допущенное именно Управлением Росреестра, поскольку полномочия по осуществлению учетно-регистрационных действий в установленный действующим законодательством срок возложены на регистрирующий орган, а не на лицо, являющееся оператором ФГИС ЕГРН" <67>. Представленное дело с точки зрения догматики административного права было разрешено на основе следующих положений. Во-первых, передача функции (в том числе части функции путем ее "расщепления" на властную и "техническую" составляющие) не влечет перехода ответственности, ответственность за правомерную реализацию функции сохраняется за властным субъектом. Следовательно, в приведенном примере Управление Росреестра продолжает нести ответственность за правомерность реализации возложенной на него функции. Во-вторых, для признания акта незаконным вина административного органа, его служащего не имеет юридического значения, что нашло свое отражение в абзаце 7 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21: "Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления)". Следовательно, аргумент административного органа о его невиновности, в связи с тем что государственная информационная система была технически неисправна, а ее управление осуществляет не административный орган, а третье лицо, не имеет юридического значения.
Статья: Судебное оспаривание решения о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности супругов на недвижимое имущество, приобретаемое в период брака по договору купли-продажи
(Ганичева Е.С.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Согласно утвержденному данным Приказом Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю этот государственный орган обладает статусом юридического лица, имеет лицевые счета в органах Федерального казначейства, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, и выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах (п. 3); на краевое Управление Росреестра возложены полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и ведение Единого государственного реестра недвижимости (п. 7); Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований (п. 2). К числу таких структурных подразделений относится и Белокурихинский отдел Управления Росреестра, который ввиду его правового статуса нельзя признать надлежащим ответчиком по административному делу.
(Ганичева Е.С.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Согласно утвержденному данным Приказом Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю этот государственный орган обладает статусом юридического лица, имеет лицевые счета в органах Федерального казначейства, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, и выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах (п. 3); на краевое Управление Росреестра возложены полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и ведение Единого государственного реестра недвижимости (п. 7); Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований (п. 2). К числу таких структурных подразделений относится и Белокурихинский отдел Управления Росреестра, который ввиду его правового статуса нельзя признать надлежащим ответчиком по административному делу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
Статья: Фальсификация единых государственных реестров (статья 285.3 УК): вопросы квалификации
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 8)Соглашаясь с оправдательным приговором, областной суд указал, что О.Н., являясь должностным лицом федерального органа в области государственной регистрации - начальником отдела регистрации прав на недвижимое имущество и взаимодействия с крупными правообладателями управления Росреестра, обладая соответствующими полномочиями, при наличии вступившего в законную силу определения Ленинского районного суда, которым наложен арест на недвижимое имущество (нежилые помещения), сделала в ЕГРП на бумажных и электронных носителях запись о государственной регистрации права за ООО 1/2 общей долевой собственности на указанные нежилые помещения, внеся соответствующие данные в автоматизированную информационную систему "Юстиция".
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 8)Соглашаясь с оправдательным приговором, областной суд указал, что О.Н., являясь должностным лицом федерального органа в области государственной регистрации - начальником отдела регистрации прав на недвижимое имущество и взаимодействия с крупными правообладателями управления Росреестра, обладая соответствующими полномочиями, при наличии вступившего в законную силу определения Ленинского районного суда, которым наложен арест на недвижимое имущество (нежилые помещения), сделала в ЕГРП на бумажных и электронных носителях запись о государственной регистрации права за ООО 1/2 общей долевой собственности на указанные нежилые помещения, внеся соответствующие данные в автоматизированную информационную систему "Юстиция".