Употребление наркотиков коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Употребление наркотиков коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.9 "Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ" КоАП РФ"Так, из материалов уголовного дела усматривается, что перед обыском 05.01.2022 Г. сказал, что употреблял марихуану путем курения, в связи с чем был направлен на медицинское освидетельствование, по результатам которого, установлено употребление наркотических средств без назначения врача. В отношении Г. 19.01.2022 составлен протокол об административном правонарушении, и он привлечен к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ, которая предусматривает употребление наркотических средств без назначения врача и не охватывает состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 228 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.27 "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием" КоАП РФ"Вместе с тем в том случае, если после оставления места дорожно-транспортного происшествия водитель, причастный к нему, не выполнил требования Правил дорожного движения о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, его действия дополнительно подлежат квалификации по части 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом доказательством состояния опьянения такого водителя будет являться акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (в целях подтверждения либо опровержения факта употребления указанных напитков или веществ после дорожно-транспортного происшествия) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац 10 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязанность граждан заботиться о своем здоровье: можно ли заставить человека быть здоровым?
(Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)В юридической доктрине нет единства мнений относительно допустимости закрепления уголовной и административной ответственности за употребление наркотиков без назначения врача. Однако в КоАП РФ в 2001 г. данное положение появилось вновь: статья 6.9 предусматривает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Высказываются мнения и за криминализацию подобного деяния. Так, Б.Ф. Калачев и А.Н. Сергеев полагают, что в результате отмены ответственности за употребление наркотиков "сложилась весьма двусмысленная ситуация. Потребителя, который имел при себе наркотики в небольших размерах, привлекали к административной ответственности, а при наличии большого веса - к уголовной ответственности. Однако если этого же субъекта задерживали в состоянии наркотического опьянения, то есть после приема того или иного размера наркопрепарата, он какой-либо ответственности не подлежал" <15>. Мы не видим здесь никакого противоречия: употребление наркотических веществ само по себе сопряжено с причинением вреда своему собственному здоровью, а поэтому не влечет социально опасных последствий.
(Пресняков М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)В юридической доктрине нет единства мнений относительно допустимости закрепления уголовной и административной ответственности за употребление наркотиков без назначения врача. Однако в КоАП РФ в 2001 г. данное положение появилось вновь: статья 6.9 предусматривает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Высказываются мнения и за криминализацию подобного деяния. Так, Б.Ф. Калачев и А.Н. Сергеев полагают, что в результате отмены ответственности за употребление наркотиков "сложилась весьма двусмысленная ситуация. Потребителя, который имел при себе наркотики в небольших размерах, привлекали к административной ответственности, а при наличии большого веса - к уголовной ответственности. Однако если этого же субъекта задерживали в состоянии наркотического опьянения, то есть после приема того или иного размера наркопрепарата, он какой-либо ответственности не подлежал" <15>. Мы не видим здесь никакого противоречия: употребление наркотических веществ само по себе сопряжено с причинением вреда своему собственному здоровью, а поэтому не влечет социально опасных последствий.
Статья: Научное и правовое обеспечение измерения коэффициента латентности немедицинского наркопотребления
(Анисифорова М.В., Тимошина Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) рассмотрим опыт подготовки доклада о наркоситуации, сложившейся на территории Магаданской области. Данные о незаконном употреблении наркотиков приводятся в отдельном разделе и охватывают показатели количества лиц с впервые выявленными больными наркоманией и лиц с пагубным употреблением наркотических средств, зарегистрированных больных наркоманией и лиц с диагнозом "пагубное употребление наркотических средств" и некоторые иные. Показательно, что по ст. 6.9 КоАП РФ в регионе в 2024 г. было выявлено 185 административных правонарушений, и одновременно с этим численность всех зарегистрированных больных наркоманией составила 81 чел., с диагнозом "пагубное употребление наркотических средств" - 178 чел. (количество впервые выявленных больных наркоманией - 5 чел., а с впервые выявленным диагнозом "пагубное употребление наркотических средств" - 20 чел.). Если предположить, что все лица, состоящие на учете в органах здравоохранения и проходящие лечение/реабилитацию, воздерживаются от употребления наркотиков, то выходит, что потенциально к их числу, а это 259 чел. в регионе, может добавиться еще 185 чел.? В случае другого предположения, когда, например, 185 лиц, совершивших административные правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ, являются "новыми" с точки зрения медицинского учета лицами, получается, что только 25 из них (13,5%) в результате оказались под вниманием органов здравоохранения и были признаны нуждающимися в прохождении лечения/реабилитации? Либо каким-то иным образом можно интерпретировать и выявлять корреляционные связи между данными медицинской статистики и статистики административных правонарушений, непосредственно состоящих в немедицинском потреблении наркотиков?
(Анисифорова М.В., Тимошина Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) рассмотрим опыт подготовки доклада о наркоситуации, сложившейся на территории Магаданской области. Данные о незаконном употреблении наркотиков приводятся в отдельном разделе и охватывают показатели количества лиц с впервые выявленными больными наркоманией и лиц с пагубным употреблением наркотических средств, зарегистрированных больных наркоманией и лиц с диагнозом "пагубное употребление наркотических средств" и некоторые иные. Показательно, что по ст. 6.9 КоАП РФ в регионе в 2024 г. было выявлено 185 административных правонарушений, и одновременно с этим численность всех зарегистрированных больных наркоманией составила 81 чел., с диагнозом "пагубное употребление наркотических средств" - 178 чел. (количество впервые выявленных больных наркоманией - 5 чел., а с впервые выявленным диагнозом "пагубное употребление наркотических средств" - 20 чел.). Если предположить, что все лица, состоящие на учете в органах здравоохранения и проходящие лечение/реабилитацию, воздерживаются от употребления наркотиков, то выходит, что потенциально к их числу, а это 259 чел. в регионе, может добавиться еще 185 чел.? В случае другого предположения, когда, например, 185 лиц, совершивших административные правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ, являются "новыми" с точки зрения медицинского учета лицами, получается, что только 25 из них (13,5%) в результате оказались под вниманием органов здравоохранения и были признаны нуждающимися в прохождении лечения/реабилитации? Либо каким-то иным образом можно интерпретировать и выявлять корреляционные связи между данными медицинской статистики и статистики административных правонарушений, непосредственно состоящих в немедицинском потреблении наркотиков?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования -
(ред. от 04.11.2025)3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования -