Уполномоченный представитель избирательного объединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный представитель избирательного объединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание недостоверной и (или) недействительной подписи избирателя, проставленной с использованием ЕПГУ: практика и ответственность
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Часть из них неприменима к электронным подписям в силу относимости исключительно к бумажной форме (подписному листу). Например: неуказание требуемых сведений об избирателе или даты внесения подписи избирателя, заверения листа (подп. "г", "з" п. 6.4); нарушение формы листа и порядка оплаты его изготовления (подп. "и" п. 6.4); заполнение листа нерукописным способом или карандашом, не самим избирателем или сборщиком (подп. "д", "л" п. 6.4); неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, дате внесения подписи избирателя, заверяющего лица (подп. "е", "ж", "з" п. 6.4); несобственноручный характер внесения фамилии, имени, отчества, даты и подписи избирателя, подписи кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения (подп. "е", "з", "л" п. 6.4); внесение подписи избирателя после заверения листа (подп. "н" п. 6.4); а также все основания, связанные с удостоверительной записью лица, осуществлявшего сбор подписей, ввиду его отсутствия (подп. "з", "м", "о" п. 6.4).
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Часть из них неприменима к электронным подписям в силу относимости исключительно к бумажной форме (подписному листу). Например: неуказание требуемых сведений об избирателе или даты внесения подписи избирателя, заверения листа (подп. "г", "з" п. 6.4); нарушение формы листа и порядка оплаты его изготовления (подп. "и" п. 6.4); заполнение листа нерукописным способом или карандашом, не самим избирателем или сборщиком (подп. "д", "л" п. 6.4); неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, дате внесения подписи избирателя, заверяющего лица (подп. "е", "ж", "з" п. 6.4); несобственноручный характер внесения фамилии, имени, отчества, даты и подписи избирателя, подписи кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения (подп. "е", "з", "л" п. 6.4); внесение подписи избирателя после заверения листа (подп. "н" п. 6.4); а также все основания, связанные с удостоверительной записью лица, осуществлявшего сбор подписей, ввиду его отсутствия (подп. "з", "м", "о" п. 6.4).
Статья: Специализированное программное изделие по подготовке сведений об участниках выборов: опыт и перспективы применения
(Анненкова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В действующей редакции Закона вышеозначенные документы представляются лицом, выдвинутым кандидатом непосредственно, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию в виде заверенных в установленном порядке кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий. Биографические сведения, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться и подтвержденные вышеназванными документами, проверяются избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов. Законодатель дает кандидату, избирательному объединению право дополнительно представить отсутствующие копии обозначенных документов. Электронный носитель, содержащий информацию в машиночитаемом виде, представляется в избирательную комиссию одновременно с документами для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (данный порядок устанавливается избирательными комиссиями, организующими выборы). Таким образом, предоставляя машиночитаемый носитель, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения удостоверяют подлинность содержащейся на нем информации, документов и сведений.
(Анненкова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В действующей редакции Закона вышеозначенные документы представляются лицом, выдвинутым кандидатом непосредственно, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию в виде заверенных в установленном порядке кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий. Биографические сведения, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться и подтвержденные вышеназванными документами, проверяются избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов. Законодатель дает кандидату, избирательному объединению право дополнительно представить отсутствующие копии обозначенных документов. Электронный носитель, содержащий информацию в машиночитаемом виде, представляется в избирательную комиссию одновременно с документами для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (данный порядок устанавливается избирательными комиссиями, организующими выборы). Таким образом, предоставляя машиночитаемый носитель, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения удостоверяют подлинность содержащейся на нем информации, документов и сведений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как предусмотрено в п. 11 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ) <361>, все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа; при отсутствии на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, городского округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума; на выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта РФ может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 15 тысяч рублей; в этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как предусмотрено в п. 11 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ) <361>, все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа; при отсутствии на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, городского округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума; на выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта РФ может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 15 тысяч рублей; в этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)В перечисленных выше статьях КоАП РФ с помощью штрафных санкций защищаются избирательные права не только граждан, имеющих право голоса, но и других участников избирательного процесса. Примером может служить ст. 5.6 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (избирательного объединения) либо представителя средства массовой информации. Поэтому предмет исследования включает административно-деликтную правовую защиту с помощью штрафных санкций в сфере выборов в целом.
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)В перечисленных выше статьях КоАП РФ с помощью штрафных санкций защищаются избирательные права не только граждан, имеющих право голоса, но и других участников избирательного процесса. Примером может служить ст. 5.6 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (избирательного объединения) либо представителя средства массовой информации. Поэтому предмет исследования включает административно-деликтную правовую защиту с помощью штрафных санкций в сфере выборов в целом.
Статья: Как заполнить подписной лист в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления?
(Ульихин В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями пунктов 12 и 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ каждый подписной лист обязательно должен содержать предусмотренные законом сведения о сборщике подписей и кандидате, а также должен быть заверен их подписями (подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов заверяется сборщиком подписей и уполномоченным представителем избирательного объединения). Лицо, осуществляющее сбор подписей, и кандидат обладают разным статусом, соответственно, сведения о них в подписных листах указываются отдельно. Поэтому в случае, если сборщиком подписей является сам кандидат, в подписном листе в обязательном порядке должны быть полностью указаны сведения, предусмотренные законом как в отношении лица, осуществлявшего сбор подписей, так в отношении кандидата, заверяющего подписной лист:
(Ульихин В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями пунктов 12 и 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ каждый подписной лист обязательно должен содержать предусмотренные законом сведения о сборщике подписей и кандидате, а также должен быть заверен их подписями (подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов заверяется сборщиком подписей и уполномоченным представителем избирательного объединения). Лицо, осуществляющее сбор подписей, и кандидат обладают разным статусом, соответственно, сведения о них в подписных листах указываются отдельно. Поэтому в случае, если сборщиком подписей является сам кандидат, в подписном листе в обязательном порядке должны быть полностью указаны сведения, предусмотренные законом как в отношении лица, осуществлявшего сбор подписей, так в отношении кандидата, заверяющего подписной лист:
Статья: Субъекты наблюдения на выборах: вопросы совершенствования российского избирательного законодательства
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)Непосредственно кандидат, как и уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, уполномоченный представитель по финансовым вопросам, присутствуя на заседаниях избирательных комиссий в случае спора или несоответствия установленным нормам и правилам, вправе защищать свои интересы или интересы политической партии, которую он представляет. Поэтому их статус в избирательном процессе вполне сопоставим со статусом субъекта наблюдения на выборах, проводящего долгосрочное наблюдение.
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)Непосредственно кандидат, как и уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, уполномоченный представитель по финансовым вопросам, присутствуя на заседаниях избирательных комиссий в случае спора или несоответствия установленным нормам и правилам, вправе защищать свои интересы или интересы политической партии, которую он представляет. Поэтому их статус в избирательном процессе вполне сопоставим со статусом субъекта наблюдения на выборах, проводящего долгосрочное наблюдение.