Уполномоченный представитель Банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный представитель Банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые требования к процедурам заключения и выдачи потребительского кредита
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 6)Кроме того, законопроектом предлагалось предусмотреть, что уполномоченный представитель Банка России в кредитной организации вправе запрашивать информацию о реализации кредитной организацией мероприятий по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, мероприятий по внесению наличных денежных средств на банковские счета третьих лиц с применением токенизированных (цифровых) платежных карт с использованием банкоматов или иных технических устройств без добровольного согласия лица, вносящего наличные денежные средства, а также мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. Такая информация будет учитываться при проведении оценки эффективности реализации антифрод-мероприятий в кредитной организации.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 6)Кроме того, законопроектом предлагалось предусмотреть, что уполномоченный представитель Банка России в кредитной организации вправе запрашивать информацию о реализации кредитной организацией мероприятий по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, мероприятий по внесению наличных денежных средств на банковские счета третьих лиц с применением токенизированных (цифровых) платежных карт с использованием банкоматов или иных технических устройств без добровольного согласия лица, вносящего наличные денежные средства, а также мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. Такая информация будет учитываться при проведении оценки эффективности реализации антифрод-мероприятий в кредитной организации.
Статья: Консультативный банковский надзор, понятие и принципы
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В заключение отметим, что 2022 г. стал годом вызовов для всех участников банковской системы. В целом консультативный банковский надзор показал свою жизнеспособность и эффективность в непростой период для российской банковской системы. Вместе с тем сферой дальнейшего совершенствования консультативного банковского надзора остается получение консультаций в оперативном режиме в виде устных или письменных комментариев по электронной почте от уполномоченных представителей Банка России, исключая риск получения противоречащего по содержанию ответа в рамках обмена официальной корреспонденции. Принимая во внимание, что в ряде случаев правовая позиция надзорных органов может меняться, целесообразно установить мониторинг представленных индивидуальных официальных разъяснений для их дальнейшего отзыва параллельно с предоставлением новых официальных разъяснений.
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В заключение отметим, что 2022 г. стал годом вызовов для всех участников банковской системы. В целом консультативный банковский надзор показал свою жизнеспособность и эффективность в непростой период для российской банковской системы. Вместе с тем сферой дальнейшего совершенствования консультативного банковского надзора остается получение консультаций в оперативном режиме в виде устных или письменных комментариев по электронной почте от уполномоченных представителей Банка России, исключая риск получения противоречащего по содержанию ответа в рамках обмена официальной корреспонденции. Принимая во внимание, что в ряде случаев правовая позиция надзорных органов может меняться, целесообразно установить мониторинг представленных индивидуальных официальных разъяснений для их дальнейшего отзыва параллельно с предоставлением новых официальных разъяснений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О центральном депозитарии"Статья 32.1. Уполномоченный представитель Банка России
(ред. от 28.12.2024)
"О центральном депозитарии"Статья 32.1. Уполномоченный представитель Банка России
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 73.1-1. В случаях обоснованного предположения о том, что деятельность кредитной организации может нанести ущерб ее кредиторам и вкладчикам или создать угрозу их законным интересам, выявления признаков нарушения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и (или) признаков нарушения кредитной организацией прав клиентов Банк России при осуществлении банковского надзора вправе проводить контрольное мероприятие (в том числе осуществляемое дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которого уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности кредитной организации, в целях проверки соблюдения кредитной организацией требований, предъявляемых к ее деятельности. Контрольное мероприятие проводится без предварительного уведомления кредитной организации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 73.1-1. В случаях обоснованного предположения о том, что деятельность кредитной организации может нанести ущерб ее кредиторам и вкладчикам или создать угрозу их законным интересам, выявления признаков нарушения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и (или) признаков нарушения кредитной организацией прав клиентов Банк России при осуществлении банковского надзора вправе проводить контрольное мероприятие (в том числе осуществляемое дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которого уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности кредитной организации, в целях проверки соблюдения кредитной организацией требований, предъявляемых к ее деятельности. Контрольное мероприятие проводится без предварительного уведомления кредитной организации.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Соответственно, в п. 1.3 Инструкции Банка России от 15 января 2020 г. N 202-И "О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц" (в ред. Указания Банка России от 28 марта 2023 г. N 6385-У) <218> предусмотрено следующее: проверки проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России; Банк России привлекает Агентство к участию в проверках банков - участников ССВ, предусмотренных пунктом 1 ч. 6 ст. 27 и статьей 32 комментируемого Закона, а также в проверках фондов-участников, предусмотренных пунктом 1 ч. 4 ст. 9 и частью 4 ст. 11 Закона о гарантировании прав в системе ОПС, пунктом 1 ч. 5 ст. 15 и частью 4 ст. 16 Закона о гарантировании прав участников НПФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Соответственно, в п. 1.3 Инструкции Банка России от 15 января 2020 г. N 202-И "О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц" (в ред. Указания Банка России от 28 марта 2023 г. N 6385-У) <218> предусмотрено следующее: проверки проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России; Банк России привлекает Агентство к участию в проверках банков - участников ССВ, предусмотренных пунктом 1 ч. 6 ст. 27 и статьей 32 комментируемого Закона, а также в проверках фондов-участников, предусмотренных пунктом 1 ч. 4 ст. 9 и частью 4 ст. 11 Закона о гарантировании прав в системе ОПС, пунктом 1 ч. 5 ст. 15 и частью 4 ст. 16 Закона о гарантировании прав участников НПФ.
Статья: Правовое регулирование отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации
(Куракин А.В., Карпухин Д.В., Красненкова Е.В.)
("Современное право", 2021, N 2)Действовавший на момент рассмотрения заявления Арбитражного суда города Москвы п. 4 ч. 4 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности устанавливал, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего кредитной организации запрещалось заключение сделок и исполнение обязательств по ранее заключенным сделкам, кроме сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В., Красненкова Е.В.)
("Современное право", 2021, N 2)Действовавший на момент рассмотрения заявления Арбитражного суда города Москвы п. 4 ч. 4 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности устанавливал, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего кредитной организации запрещалось заключение сделок и исполнение обязательств по ранее заключенным сделкам, кроме сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен с 1 января 2021 г. указанным выше Законом 2020 г. N 302-ФЗ. Как отмечено в Информационном письме Банка России от 21 декабря 2023 г. N ИН-014-46/67 "Об аннулировании данных кредитной истории, сформированной в ходе проведения контрольного мероприятия" <112>, рассматриваемая норма устанавливает специальный порядок аннулирования данных КИ, сформированных в ходе проведения контрольного мероприятия, и применяется исключительно в отношении уполномоченных представителей (служащих) Банка России, проводивших контрольное мероприятие; реализация указанной нормы предполагает аннулирование БКИ любых данных, включенных в состав КИ уполномоченных представителей (служащих) Банка России в ходе проведения ими контрольного мероприятия и непосредственно связанных с таким контрольным мероприятием, включая сведения о субъекте КИ, об обращениях субъекта КИ, об обязательствах субъекта КИ и о запросах кредитного отчета субъекта КИ, направленных пользователем КИ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен с 1 января 2021 г. указанным выше Законом 2020 г. N 302-ФЗ. Как отмечено в Информационном письме Банка России от 21 декабря 2023 г. N ИН-014-46/67 "Об аннулировании данных кредитной истории, сформированной в ходе проведения контрольного мероприятия" <112>, рассматриваемая норма устанавливает специальный порядок аннулирования данных КИ, сформированных в ходе проведения контрольного мероприятия, и применяется исключительно в отношении уполномоченных представителей (служащих) Банка России, проводивших контрольное мероприятие; реализация указанной нормы предполагает аннулирование БКИ любых данных, включенных в состав КИ уполномоченных представителей (служащих) Банка России в ходе проведения ими контрольного мероприятия и непосредственно связанных с таким контрольным мероприятием, включая сведения о субъекте КИ, об обращениях субъекта КИ, об обязательствах субъекта КИ и о запросах кредитного отчета субъекта КИ, направленных пользователем КИ;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что инспекционные проверки поднадзорных организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России. До внесения Законом 2019 г. N 264-ФЗ изменений в данной статье содержалась более детальная регламентация. Так, в части 4 данной статьи был определен перечень прав, которые имеют уполномоченные представители (служащие) Банка России при проведении инспекционной проверки поднадзорной организации. Часть 5 данной статьи предусматривала, что по итогам инспекционной проверки уполномоченные представители (служащие) Банка России составляют акт инспекционной проверки, а также устанавливала требования к содержанию такого акта.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что инспекционные проверки поднадзорных организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России. До внесения Законом 2019 г. N 264-ФЗ изменений в данной статье содержалась более детальная регламентация. Так, в части 4 данной статьи был определен перечень прав, которые имеют уполномоченные представители (служащие) Банка России при проведении инспекционной проверки поднадзорной организации. Часть 5 данной статьи предусматривала, что по итогам инспекционной проверки уполномоченные представители (служащие) Банка России составляют акт инспекционной проверки, а также устанавливала требования к содержанию такого акта.
Статья: Обеспечение равенства прав заемщиков-потребителей в правоотношениях с кредиторами и заимодавцами: правовое регулирование и судебная практика
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)На современном этапе в условиях цифровизации одним из самых актуальных полномочий Банка России становится его право на проведение контрольных мероприятий (далее также - КМ) в соответствии с положениями части 1 статьи 73.1-1 и части 4 статьи 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) и положениями Инструкции Банка России от 18 декабря 2018 года N 195-И "О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие". КМ представляет собой совокупность действий уполномоченных представителей (служащих) Банка России, осуществляемых в том числе дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий для совершения сделки либо создания условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности кредитной организации в целях проверки соблюдения кредитной организацией требований, предъявляемых к ее деятельности.
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)На современном этапе в условиях цифровизации одним из самых актуальных полномочий Банка России становится его право на проведение контрольных мероприятий (далее также - КМ) в соответствии с положениями части 1 статьи 73.1-1 и части 4 статьи 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) и положениями Инструкции Банка России от 18 декабря 2018 года N 195-И "О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие". КМ представляет собой совокупность действий уполномоченных представителей (служащих) Банка России, осуществляемых в том числе дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий для совершения сделки либо создания условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности кредитной организации в целях проверки соблюдения кредитной организацией требований, предъявляемых к ее деятельности.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- представить подтверждение уполномоченного органа иностранного государства возможности создания филиала, сведения о кандидатах на должности руководителя, главного бухгалтера филиала, а также письменное согласие на проведение уполномоченными представителями Банка России проверки филиала.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- представить подтверждение уполномоченного органа иностранного государства возможности создания филиала, сведения о кандидатах на должности руководителя, главного бухгалтера филиала, а также письменное согласие на проведение уполномоченными представителями Банка России проверки филиала.
Статья: О некоторых вопросах противодействия фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации
(Малахова В.Ю., Молчанова М.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)<16> Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" // СПС "КонсультантПлюс".
(Малахова В.Ю., Молчанова М.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)<16> Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" // СПС "КонсультантПлюс".