Улучшение положения налогоплательщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Улучшение положения налогоплательщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки повлекло улучшение положения налогоплательщика, так как инспекцией были проанализированы результаты мероприятий налогового контроля, результатом чего явилась правильная квалификация нарушения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки повлекло улучшение положения налогоплательщика, так как инспекцией были проанализированы результаты мероприятий налогового контроля, результатом чего явилась правильная квалификация нарушения.
Важнейшая практика по ст. 391 НК РФУменьшенная кадастровая стоимость применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом, если акт об ее утверждении вступает в силу с этой даты как улучшающий положение налогоплательщика >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Описка или новое решение? Суды против кардинальных изменений в документах по итогам налоговой проверки
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Однако суды с этим не согласились. В п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) разъяснено, что налоговый орган не вправе вносить в принятое решение по проверке изменения, ухудшающие положение проверяемого лица, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. В то же время допустимо внесение налоговым органом в названные решения изменений, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Однако суды с этим не согласились. В п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) разъяснено, что налоговый орган не вправе вносить в принятое решение по проверке изменения, ухудшающие положение проверяемого лица, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. В то же время допустимо внесение налоговым органом в названные решения изменений, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Готовое решение: Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)Также могут иметь обратную силу и другие изменения, улучшающие положение налогоплательщика, но только если на это прямо указано.
(КонсультантПлюс, 2025)Также могут иметь обратную силу и другие изменения, улучшающие положение налогоплательщика, но только если на это прямо указано.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Решение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года"Конституционный Суд указал, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года"Конституционный Суд указал, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
Готовое решение: Как работает механизм устранения двойного налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Внимание! Нормы СОИДН могут только улучшить положение налогоплательщика, поскольку лишь налагают ограничения (или обязательства) на внутреннее налоговое законодательство государств-партнеров. Если же Налоговым кодексом РФ налогообложение какого-либо дохода не предусмотрено, то нет дополнительных оснований для налогообложения по правилам СОИДН (п. 2 Письма ФНС России от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@).
(КонсультантПлюс, 2025)Внимание! Нормы СОИДН могут только улучшить положение налогоплательщика, поскольку лишь налагают ограничения (или обязательства) на внутреннее налоговое законодательство государств-партнеров. Если же Налоговым кодексом РФ налогообложение какого-либо дохода не предусмотрено, то нет дополнительных оснований для налогообложения по правилам СОИДН (п. 2 Письма ФНС России от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@).
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)На данную статью мы ссылались в своей кассационной жалобе в Верховный Суд РФ, но Верховный Суд РФ ее проигнорировал. Практика многих арбитражных судов исходит из того, что данная статья не улучшает положение налогоплательщиков (Приложение N 8).
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)На данную статью мы ссылались в своей кассационной жалобе в Верховный Суд РФ, но Верховный Суд РФ ее проигнорировал. Практика многих арбитражных судов исходит из того, что данная статья не улучшает положение налогоплательщиков (Приложение N 8).
Статья: Специальные меры, предпринимаемые государствами БРИКС в сфере правового регулирования налога на добавленную стоимость в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)В свою очередь, бразильские регионы предпринимают меры по улучшению положения налогоплательщиков в части отсрочки платежей и введения налоговых санкций. Так, например, штат Рондония переносит сроки платежей ICMS до конца декабря 2020 г. Штат Сан-Паулу приостанавливает слушания в налоговом суде.
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)В свою очередь, бразильские регионы предпринимают меры по улучшению положения налогоплательщиков в части отсрочки платежей и введения налоговых санкций. Так, например, штат Рондония переносит сроки платежей ICMS до конца декабря 2020 г. Штат Сан-Паулу приостанавливает слушания в налоговом суде.
Статья: Перспективы развития российского законодательства о контролируемых иностранных компаниях
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Статья посвящена анализу правоотношений, регулируемых российским законодательством о налогах и сборах, между государством и его налоговыми резидентами, владеющими долей в капитале и акциями иностранных организаций. Исследованы понятие контролируемой иностранной компании, основные критерии контроля над иностранной организацией, общие характеристики и принципы налогообложения дохода в виде прибыли контролируемых иностранных компаний на мировом уровне. Особое внимание уделено особенностям развития норм о контролируемых иностранных компаниях в Российской Федерации и перспективам совершенствования правовых механизмов в данной сфере. В результате исследования автор пришел к выводу, что Российская Федерация следует тенденции усиления фискального контроля. Это в полной мере характерно и для проводимой политики деофшоризации, хотя в условиях международной налоговой прозрачности некоторые процессуальные обязанности утратили актуальность и требуют пересмотра как в целях улучшения правового положения налогоплательщиков, так и в целях повышения эффективности налогового администрирования.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Статья посвящена анализу правоотношений, регулируемых российским законодательством о налогах и сборах, между государством и его налоговыми резидентами, владеющими долей в капитале и акциями иностранных организаций. Исследованы понятие контролируемой иностранной компании, основные критерии контроля над иностранной организацией, общие характеристики и принципы налогообложения дохода в виде прибыли контролируемых иностранных компаний на мировом уровне. Особое внимание уделено особенностям развития норм о контролируемых иностранных компаниях в Российской Федерации и перспективам совершенствования правовых механизмов в данной сфере. В результате исследования автор пришел к выводу, что Российская Федерация следует тенденции усиления фискального контроля. Это в полной мере характерно и для проводимой политики деофшоризации, хотя в условиях международной налоговой прозрачности некоторые процессуальные обязанности утратили актуальность и требуют пересмотра как в целях улучшения правового положения налогоплательщиков, так и в целях повышения эффективности налогового администрирования.
Статья: Налог в системе общего блага
(Батарин А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Именно принцип баланса частных и публичных интересов является основой организации налоговых правоотношений <32>, например, с одной стороны, это способствующий улучшению положения конкретного налогоплательщика запрет перерасчета отдельных налогов за прошедшие налоговые периоды в сторону увеличения (п. 2.1 ст. 52 НК РФ), с другой стороны - подтвержденное высшим органом конституционного надзора право проведения повторной выездной налоговой проверки <33>. При этом доведение до абсолютизма принципа баланса публичных и частных интересов недопустимо. Как верно замечает С.Г. Пепеляев: "Пресловутый "баланс интересов" все стерпит. Он в ответе за все ситуации, когда нет надежных правовых аргументов, но есть необходимость принять "правильное" решение" <34>. Иными словами, принцип соблюдения баланса интересов должен быть не разменной монетой либо выдумкой хитрой голи, а отвечать постулатам правовой науки, так как не приемлем для оправдания сиюминутных решений. Только в таком случае может идти речь о достижении общего блага через налогообложение.
(Батарин А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Именно принцип баланса частных и публичных интересов является основой организации налоговых правоотношений <32>, например, с одной стороны, это способствующий улучшению положения конкретного налогоплательщика запрет перерасчета отдельных налогов за прошедшие налоговые периоды в сторону увеличения (п. 2.1 ст. 52 НК РФ), с другой стороны - подтвержденное высшим органом конституционного надзора право проведения повторной выездной налоговой проверки <33>. При этом доведение до абсолютизма принципа баланса публичных и частных интересов недопустимо. Как верно замечает С.Г. Пепеляев: "Пресловутый "баланс интересов" все стерпит. Он в ответе за все ситуации, когда нет надежных правовых аргументов, но есть необходимость принять "правильное" решение" <34>. Иными словами, принцип соблюдения баланса интересов должен быть не разменной монетой либо выдумкой хитрой голи, а отвечать постулатам правовой науки, так как не приемлем для оправдания сиюминутных решений. Только в таком случае может идти речь о достижении общего блага через налогообложение.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Применяется ли ставка 0% к выплачиваемым с 1 января 2011 г. дивидендам, начисленным за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (за периоды до 2010 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что внесенные Законом N 368-ФЗ изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, планирующих применять нулевую ставку в отношении полученных дивидендов. Для использования данной ставки им необходимо соблюдать только условия о процентном соотношении доли участия и уставного капитала и о сроке владения этой долей.
Применяется ли ставка 0% к выплачиваемым с 1 января 2011 г. дивидендам, начисленным за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (за периоды до 2010 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что внесенные Законом N 368-ФЗ изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, планирующих применять нулевую ставку в отношении полученных дивидендов. Для использования данной ставки им необходимо соблюдать только условия о процентном соотношении доли участия и уставного капитала и о сроке владения этой долей.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Вправе ли инспекция внести изменения в принятое решение по проверке
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум ВАС РФ в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что инспекция не вправе вносить в решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. При этом Пленум ВАС РФ признал допустимым вносить изменения в решения, а также полностью их отменять, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Вправе ли инспекция внести изменения в принятое решение по проверке
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум ВАС РФ в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что инспекция не вправе вносить в решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. При этом Пленум ВАС РФ признал допустимым вносить изменения в решения, а также полностью их отменять, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Статья: Основные направления разработки правовых средств повышения эффективности налоговых льгот
(Федосимов Б.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Нужно отметить, что само понятие "преимущество" в рамках действующего отечественного права, в том числе и в рамках Налогового кодекса РФ, не имеет никакого легального статуса, что объясняется однозначностью этого термина. При рассмотрении преимущества в качестве элемента налоговых льгот стоит говорить о том, что они предоставляют налогоплательщикам не только обхождение налогов или снижение налоговых выплат, а приводят к существенному улучшению экономического положения налогоплательщика за счет предоставления ему преимуществ перед другими участниками рынка. С формальной точки зрения, согласно п. 4. ст. 1 ГК РФ, никто не имеет законного права получать какие-то преимущества путем нарушения закона или недобросовестных действий <10>. Таким образом, отечественное право позволяет получать преимущества только путем осуществления законной, а также полностью добросовестной деятельности. Правда, если проецировать эту норму на конкретный изучаемый случай, то она будет неравнозначной для рядовых граждан и лиц, являющихся прямыми получателями налоговых льгот. Поэтому можно говорить о широком понимании понятия преимущества.
(Федосимов Б.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Нужно отметить, что само понятие "преимущество" в рамках действующего отечественного права, в том числе и в рамках Налогового кодекса РФ, не имеет никакого легального статуса, что объясняется однозначностью этого термина. При рассмотрении преимущества в качестве элемента налоговых льгот стоит говорить о том, что они предоставляют налогоплательщикам не только обхождение налогов или снижение налоговых выплат, а приводят к существенному улучшению экономического положения налогоплательщика за счет предоставления ему преимуществ перед другими участниками рынка. С формальной точки зрения, согласно п. 4. ст. 1 ГК РФ, никто не имеет законного права получать какие-то преимущества путем нарушения закона или недобросовестных действий <10>. Таким образом, отечественное право позволяет получать преимущества только путем осуществления законной, а также полностью добросовестной деятельности. Правда, если проецировать эту норму на конкретный изучаемый случай, то она будет неравнозначной для рядовых граждан и лиц, являющихся прямыми получателями налоговых льгот. Поэтому можно говорить о широком понимании понятия преимущества.
Статья: Когда решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика подлежит отмене
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Согласно п. 44 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ по смыслу ст. 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. Следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Согласно п. 44 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ по смыслу ст. 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. Следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
Статья: Вправе ли инспекция отозвать акт выездной проверки
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Кассационный суд отметил, что суды не учли следующее. Действующее налоговое законодательство не содержит запрета на устранение возникших технических ошибок (опечаток). Исходя из положений письма ФНС России от 19.10.2018 N ЕД-4-2/20515@, внесение налоговым органом изменений в решения, а также полная их отмена признаются допустимыми, если это влечет улучшение положения налогоплательщика. Данная правовая позиция применима и в ситуации, когда существует необходимость исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в акте налоговой проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Кассационный суд отметил, что суды не учли следующее. Действующее налоговое законодательство не содержит запрета на устранение возникших технических ошибок (опечаток). Исходя из положений письма ФНС России от 19.10.2018 N ЕД-4-2/20515@, внесение налоговым органом изменений в решения, а также полная их отмена признаются допустимыми, если это влечет улучшение положения налогоплательщика. Данная правовая позиция применима и в ситуации, когда существует необходимость исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в акте налоговой проверки.