Указание нескольких стран происхождения товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Указание нескольких стран происхождения товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой установлен порядок указания страны происхождения товара при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Допускается ли в соответствии с Законом N 223-ФЗ указание нескольких стран происхождения товара (в заявке, в договоре), в том числе какие последствия влечет указание нескольких стран в заявке
(КонсультантПлюс, 2025)Допускается ли в соответствии с Законом N 223-ФЗ указание нескольких стран происхождения товара (в заявке, в договоре), в том числе какие последствия влечет указание нескольких стран в заявке
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. Указание нескольких стран происхождения товаров в составе заявки с одновременным представлением участником закупки РУ, подтверждающих производство товаров в нескольких странах, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям извещения о закупке. При этом функционал ЕИС позволяет при заключении контракта одновременно указывать несколько стран происхождения товара без угрозы негативных последствий для заказчика и поставщика при приемке товаров: поставщик на этапе электронной приемки выбирает конкретную страну из списка ранее указанных стран. Таким образом, указание нескольких стран происхождения продукции в составе заявки допустимо <100>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. Указание нескольких стран происхождения товаров в составе заявки с одновременным представлением участником закупки РУ, подтверждающих производство товаров в нескольких странах, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям извещения о закупке. При этом функционал ЕИС позволяет при заключении контракта одновременно указывать несколько стран происхождения товара без угрозы негативных последствий для заказчика и поставщика при приемке товаров: поставщик на этапе электронной приемки выбирает конкретную страну из списка ранее указанных стран. Таким образом, указание нескольких стран происхождения продукции в составе заявки допустимо <100>.
Нормативные акты
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)ВС РФ не признал недействующими абз. 3, 5, 8 Информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 по адм. исковому заявлению российского юрлица, считающего, что письмо противоречит законодательству и судебной практике, допускающей указание нескольких стран происхождения товара в составе заявки на участие в закупке по Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. ВС РФ отклонил эти доводы, в т.ч. отметил, что указание в заявке наименования страны происхождения товара не предполагает указания на множественность стран, и так закреплено в пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, пп. "з" п. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, а с учетом п. 1 ст. 432 ГК РФ данное условие - существенное. Доводы адм. истца основаны на утративших силу нормах. Действующая ред. ст. ст. 43, 51 Закона N 44-ФЗ исключает применение подхода о возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товаров, в т. ч. в условиях применения мер защиты интересов РФ против внешнеэкономического воздействия недружественных стран.
(КонсультантПлюс, 2025)ВС РФ не признал недействующими абз. 3, 5, 8 Информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 по адм. исковому заявлению российского юрлица, считающего, что письмо противоречит законодательству и судебной практике, допускающей указание нескольких стран происхождения товара в составе заявки на участие в закупке по Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. ВС РФ отклонил эти доводы, в т.ч. отметил, что указание в заявке наименования страны происхождения товара не предполагает указания на множественность стран, и так закреплено в пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, пп. "з" п. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, а с учетом п. 1 ст. 432 ГК РФ данное условие - существенное. Доводы адм. истца основаны на утративших силу нормах. Действующая ред. ст. ст. 43, 51 Закона N 44-ФЗ исключает применение подхода о возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товаров, в т. ч. в условиях применения мер защиты интересов РФ против внешнеэкономического воздействия недружественных стран.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 04.09.2025 N АПЛ25-216
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">В Письме отмечено, что указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Законом N 44-ФЗ не предусмотрено, а вопрос о введении в Закон N 44-ФЗ и изданные в его реализацию нормативные правовые акты такой возможности в Минфине России в настоящее время не рассматривается (абзац третий).
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, пятого, восьмого информационного письма Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд">В Письме отмечено, что указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Законом N 44-ФЗ не предусмотрено, а вопрос о введении в Закон N 44-ФЗ и изданные в его реализацию нормативные правовые акты такой возможности в Минфине России в настоящее время не рассматривается (абзац третий).
Последние изменения: Электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Указание нескольких стран происхождения товара из-за того, что участнику еще не известно, какой именно товар он будет поставлять по контракту, недопустимо.
(КонсультантПлюс, 2025)Указание нескольких стран происхождения товара из-за того, что участнику еще не известно, какой именно товар он будет поставлять по контракту, недопустимо.
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу подтверждением страны происхождения товара является ее указание в заявке на участие в закупке согласно ОКСМ (пп. "з" п. 3 Постановления N 1875). Указать несколько стран происхождения товара в заявке нельзя (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу подтверждением страны происхождения товара является ее указание в заявке на участие в закупке согласно ОКСМ (пп. "з" п. 3 Постановления N 1875). Указать несколько стран происхождения товара в заявке нельзя (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158).
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)наименование страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ. Оно приводится всегда. Заполните экранную форму веб-интерфейса электронной площадки. Укажите информацию в соответствии с ОКСМ. Указать несколько наименований стран происхождения товара нельзя. Требование об указании такого наименования не обязывает вас иметь товар на момент подачи заявки. Вам необходимо только получить достоверные сведения о товаре, который собираетесь поставить заказчику. Страну происхождения бренда товара отражать не нужно (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158, Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756, Письма Минфина России от 06.04.2020 N 24-06-07/27348, от 13.03.2020 N 24-03-07/19174). Важный момент: если предложить товар иностранного происхождения в закупке, где на него установлен запрет, оператор электронной площадки вернет вам заявку (пп. "д" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656);
(КонсультантПлюс, 2025)наименование страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ. Оно приводится всегда. Заполните экранную форму веб-интерфейса электронной площадки. Укажите информацию в соответствии с ОКСМ. Указать несколько наименований стран происхождения товара нельзя. Требование об указании такого наименования не обязывает вас иметь товар на момент подачи заявки. Вам необходимо только получить достоверные сведения о товаре, который собираетесь поставить заказчику. Страну происхождения бренда товара отражать не нужно (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158, Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756, Письма Минфина России от 06.04.2020 N 24-06-07/27348, от 13.03.2020 N 24-03-07/19174). Важный момент: если предложить товар иностранного происхождения в закупке, где на него установлен запрет, оператор электронной площадки вернет вам заявку (пп. "д" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656);