Угрозы экономической безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Угрозы экономической безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации" КоАП РФ"Суд округа отмечает, что приведенный подателем кассационной жалобы подход к установлению наличия/отсутствия угрозы экономической безопасности государства фактически исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.3 КоАП РФ, что не соответствует положениям части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ."
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в сфере таможенного дела: Декларант оспаривает привлечение к ответственности за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда суд посчитает, что нарушение посягает на экономическую безопасность государства, создает угрозу причинения имущественного ущерба бюджету в виде неуплаты таможенных пошлин, налогов
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда суд посчитает, что нарушение посягает на экономическую безопасность государства, создает угрозу причинения имущественного ущерба бюджету в виде неуплаты таможенных пошлин, налогов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208
"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"II. Вызовы и угрозы экономической безопасности
"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"II. Вызовы и угрозы экономической безопасности
Статья: Цифровой суверенитет ЕАЭС в контексте обеспечения экономической безопасности
(Баранова А.Ф., Шмагун Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)В таких условиях формируется ситуация, при которой создаваемая на уровне государств - членов ЕАЭС цифровая инфраструктура является не ресурсом для развития национальных цифровых компетенций, а площадкой для реализации транснациональными цифровыми компаниями своего продукта. Такое положение является потенциальной угрозой экономической безопасности как на уровне ЕАЭС, так и на уровне государств-членов, посягая на цифровой суверенитет и потенциал реализации цифровой повестки, и требует активного внимания со стороны национальных регуляторов и научного сообщества.
(Баранова А.Ф., Шмагун Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)В таких условиях формируется ситуация, при которой создаваемая на уровне государств - членов ЕАЭС цифровая инфраструктура является не ресурсом для развития национальных цифровых компетенций, а площадкой для реализации транснациональными цифровыми компаниями своего продукта. Такое положение является потенциальной угрозой экономической безопасности как на уровне ЕАЭС, так и на уровне государств-членов, посягая на цифровой суверенитет и потенциал реализации цифровой повестки, и требует активного внимания со стороны национальных регуляторов и научного сообщества.
Статья: Влияние государственной (национальной) миграционной политики на процесс обеспечения экономической безопасности в реалиях современной России
(Анищенко А.В.)
("Миграционное право", 2022, N 4)В контексте данного исследования проблемы миграционной преступности возможно признать одной из системообразующих угроз экономической безопасности. При этом данная угроза не является основной и лишь частично находит отражение в соответствующем Указе Президента Российской Федерации <5>.
(Анищенко А.В.)
("Миграционное право", 2022, N 4)В контексте данного исследования проблемы миграционной преступности возможно признать одной из системообразующих угроз экономической безопасности. При этом данная угроза не является основной и лишь частично находит отражение в соответствующем Указе Президента Российской Федерации <5>.
Статья: Правовые средства механизма обеспечения экономической и иных видов безопасности в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Мохов А.А., Козырский Д.А.)
("Современное право", 2025, N 3)В учебнике экономической безопасности под редакцией Л.П. Гончаренко угрозы экономической безопасности делятся на внешние (исходящие из внешней экономической обстановки, а также реализуемой странами и блоками экономической политики) и внутренние (рыночная среда, конкуренция, спрос и др.), а также и собственно экономические, и иные оказывающие прямое либо косвенное влияние на экономику. При этом авторы обращают внимание и на качество и уровень жизни населения, и на демографические процессы (депопуляция, старение населения), и на межнациональные конфликты, и на преступность [11, с. 23].
(Мохов А.А., Козырский Д.А.)
("Современное право", 2025, N 3)В учебнике экономической безопасности под редакцией Л.П. Гончаренко угрозы экономической безопасности делятся на внешние (исходящие из внешней экономической обстановки, а также реализуемой странами и блоками экономической политики) и внутренние (рыночная среда, конкуренция, спрос и др.), а также и собственно экономические, и иные оказывающие прямое либо косвенное влияние на экономику. При этом авторы обращают внимание и на качество и уровень жизни населения, и на демографические процессы (депопуляция, старение населения), и на межнациональные конфликты, и на преступность [11, с. 23].
Статья: О соотношении экономической и бюджетной безопасности
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Немаловажным фактором является общность внешних и внутренних угроз. Финансовые кризисы, несбалансированность бюджета, нерациональная структура расходов, высокий уровень государственного долга одновременно выступают и как угрозы бюджетной безопасности, и как прямые угрозы экономической безопасности в целом, существенно сокращая возможности государства по защите экономического суверенитета.
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Немаловажным фактором является общность внешних и внутренних угроз. Финансовые кризисы, несбалансированность бюджета, нерациональная структура расходов, высокий уровень государственного долга одновременно выступают и как угрозы бюджетной безопасности, и как прямые угрозы экономической безопасности в целом, существенно сокращая возможности государства по защите экономического суверенитета.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В связи с деиндустриализацией регионов России, сопровождающейся ростом технологического отставания различных отраслей, Россия сильно зависит от иностранных поставщиков технологий. Отмечалось, что импортозависимость страны составляет примерно 90% в области станкостроения, инструментов и авиастроения и более 80% - радиоэлектронных устройств <1>. Китай доминирует на российском телекоммуникационном рынке (почти 80% продаж), а доля отечественных компаний не превышает 8% <2>. Соответствующее состояние дел представляет серьезную угрозу экономической безопасности страны, особенно с учетом ужесточения санкционных ограничений.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В связи с деиндустриализацией регионов России, сопровождающейся ростом технологического отставания различных отраслей, Россия сильно зависит от иностранных поставщиков технологий. Отмечалось, что импортозависимость страны составляет примерно 90% в области станкостроения, инструментов и авиастроения и более 80% - радиоэлектронных устройств <1>. Китай доминирует на российском телекоммуникационном рынке (почти 80% продаж), а доля отечественных компаний не превышает 8% <2>. Соответствующее состояние дел представляет серьезную угрозу экономической безопасности страны, особенно с учетом ужесточения санкционных ограничений.
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года разделены дефиниции "угрозы", "вызовы" и "риски" в области экономической безопасности. Вызовы определяются в данной Стратегии как "совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности". То есть вызовы создают возможность не нанесения ущерба, а появления при определенных дополнительных обстоятельствах угрозы. Упрощенно их можно именовать "угрозами возникновения угроз". Ю. Гуськов и Е. Резник достаточно точно описывают сущность вызовов (в их терминологии - "опасностей"): "в конкретный момент или отрезок времени с учетом специфики сформировавшейся ситуации [такое явление] не затрагивает субъект обеспечения безопасности и не оказывает влияния на его нормальное существование. Однако в случае изменения каких-либо факторов оно потенциально способно нанести ущерб интересующему нас субъекту" [17, с. 86]. Полагаем, термин "вызов" лучше характеризует такое явление, поскольку морфологически "опасность" - прямая противоположность безопасности, т.е. означает непосредственную угрозу.
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года разделены дефиниции "угрозы", "вызовы" и "риски" в области экономической безопасности. Вызовы определяются в данной Стратегии как "совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности". То есть вызовы создают возможность не нанесения ущерба, а появления при определенных дополнительных обстоятельствах угрозы. Упрощенно их можно именовать "угрозами возникновения угроз". Ю. Гуськов и Е. Резник достаточно точно описывают сущность вызовов (в их терминологии - "опасностей"): "в конкретный момент или отрезок времени с учетом специфики сформировавшейся ситуации [такое явление] не затрагивает субъект обеспечения безопасности и не оказывает влияния на его нормальное существование. Однако в случае изменения каких-либо факторов оно потенциально способно нанести ущерб интересующему нас субъекту" [17, с. 86]. Полагаем, термин "вызов" лучше характеризует такое явление, поскольку морфологически "опасность" - прямая противоположность безопасности, т.е. означает непосредственную угрозу.
Статья: Правовая политика государства в сфере публичных финансов как средство обеспечения экономической безопасности
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Суверенитет страны, устойчивость ее финансовой системы, единство ее экономического пространства, наличие благоприятных условий для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации напрямую связаны с необходимостью минимизации внешних и внутренних угроз экономической безопасности, негативное влияние которых сказывается на жизнедеятельности государства и прежде всего его финансовой основе. Развитие новых финансовых технологий, необходимость адаптации права к современным вызовам и его трансформация требуют обновления правового механизма обеспечения экономической безопасности. Особое значение в указанной сфере уделяется правовой политике государства в сфере публичной финансовой деятельности, создающей динамичность в настоящем, уверенность и стабильность - в будущем. На всех этапах разработки, формирования и реализации государственной политики в сфере публичных финансов деятельность государственных и муниципальных органов осуществляется путем использования правовых средств, обеспечивающих эффективность механизма правового регулирования и удовлетворение публичных финансовых потребностей.
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Суверенитет страны, устойчивость ее финансовой системы, единство ее экономического пространства, наличие благоприятных условий для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации напрямую связаны с необходимостью минимизации внешних и внутренних угроз экономической безопасности, негативное влияние которых сказывается на жизнедеятельности государства и прежде всего его финансовой основе. Развитие новых финансовых технологий, необходимость адаптации права к современным вызовам и его трансформация требуют обновления правового механизма обеспечения экономической безопасности. Особое значение в указанной сфере уделяется правовой политике государства в сфере публичной финансовой деятельности, создающей динамичность в настоящем, уверенность и стабильность - в будущем. На всех этапах разработки, формирования и реализации государственной политики в сфере публичных финансов деятельность государственных и муниципальных органов осуществляется путем использования правовых средств, обеспечивающих эффективность механизма правового регулирования и удовлетворение публичных финансовых потребностей.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Во-первых, картели и иные ограничивающие конкуренцию соглашения представляют реальную угрозу экономической безопасности, подрывая основы рыночной экономики и лишая в долгосрочной перспективе конкурентоспособности товары и услуги, производимые в нашей стране.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Во-первых, картели и иные ограничивающие конкуренцию соглашения представляют реальную угрозу экономической безопасности, подрывая основы рыночной экономики и лишая в долгосрочной перспективе конкурентоспособности товары и услуги, производимые в нашей стране.
Статья: Выбор модели внутреннего контроля в аграрных формированиях в целях обеспечения экономической безопасности
(Сафонова М.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Рассматривая более детально информационное направление контроля индикаторов, свидетельствующих об угрозах экономической безопасности, следует проанализировать уровень цифровых трансформаций хозяйствующего субъекта, под которыми подразумевается, во-первых, наличие соответствующих компетенций у сотрудников, непрерывно во времени осуществляющих мониторинг аналитических данных с применением автоматизированных инструментов, во-вторых, уровень цифровизации, что дает возможность выявлять стратегические риски и своевременно реагировать на них.
(Сафонова М.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Рассматривая более детально информационное направление контроля индикаторов, свидетельствующих об угрозах экономической безопасности, следует проанализировать уровень цифровых трансформаций хозяйствующего субъекта, под которыми подразумевается, во-первых, наличие соответствующих компетенций у сотрудников, непрерывно во времени осуществляющих мониторинг аналитических данных с применением автоматизированных инструментов, во-вторых, уровень цифровизации, что дает возможность выявлять стратегические риски и своевременно реагировать на них.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Одной из основных задач Стратегии N 208 является оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов. Стратегия N 208 предусматривает ее двухэтапную реализацию, в которой I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния, а II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Итогом Стратегии N 208 должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Одной из основных задач Стратегии N 208 является оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов. Стратегия N 208 предусматривает ее двухэтапную реализацию, в которой I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния, а II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Итогом Стратегии N 208 должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.