Учителя и ученики
Подборка наиболее важных документов по запросу Учителя и ученики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательство в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и (или) учителей, именуется буллингом. Травля, издевательство, носящие систематический характер, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет называются кибербуллингом. Данные правонарушения влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательство в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и (или) учителей, именуется буллингом. Травля, издевательство, носящие систематический характер, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет называются кибербуллингом. Данные правонарушения влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Информация: Национальным мессенджером станет цифровая платформа MAX
("Официальный сайт Минцифры России", 2025)- Образовательные сервисы, которые позволят учителям, ученикам и их родителям взаимодействовать в защищенном контуре национальной платформы.
("Официальный сайт Минцифры России", 2025)- Образовательные сервисы, которые позволят учителям, ученикам и их родителям взаимодействовать в защищенном контуре национальной платформы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
Ситуация: Как заключить договор дарения недвижимости с родственником?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, в том числе подарить его любому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, в том числе подарить его любому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<2> Машинное обучение без учителя, или неконтролируемое обучение (unsupervised learning), - метод машинного обучения (machine learning, ML), при котором модель обучается выявлять закономерности и скрытые взаимосвязи на наборах неразмеченных данных без контроля со стороны пользователя.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<2> Машинное обучение без учителя, или неконтролируемое обучение (unsupervised learning), - метод машинного обучения (machine learning, ML), при котором модель обучается выявлять закономерности и скрытые взаимосвязи на наборах неразмеченных данных без контроля со стороны пользователя.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Главная цель образования в условиях постиндустриального общества заключается не в передаче максимально возможного объема информации от учителя к ученику, а в формировании способности к свободному и продуктивному исследованию. Для этого есть все предпосылки. Одно из позитивных достижений современности состоит в том, что впервые в истории человечества большинство людей в мире оказались связанными друг с другом цифровыми средствами и получили доступ к огромным массивам знаний, внося в эти знания свой вклад: до недавнего времени доступ к гигантским хранилищам знаний, например к хорошим библиотекам, продвинутым технологиям связи и обработки информации, был ограничен низким уровнем доходов <1>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Главная цель образования в условиях постиндустриального общества заключается не в передаче максимально возможного объема информации от учителя к ученику, а в формировании способности к свободному и продуктивному исследованию. Для этого есть все предпосылки. Одно из позитивных достижений современности состоит в том, что впервые в истории человечества большинство людей в мире оказались связанными друг с другом цифровыми средствами и получили доступ к огромным массивам знаний, внося в эти знания свой вклад: до недавнего времени доступ к гигантским хранилищам знаний, например к хорошим библиотекам, продвинутым технологиям связи и обработки информации, был ограничен низким уровнем доходов <1>.
Ситуация: Как гражданам заключить договор дарения нежилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник нежилого помещения вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник нежилого помещения вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Уникален опыт организации образовательного процесса в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации Закона от 22 июля 2008 г. 91-З N 73-IV "О кочевых школах Республики Саха (Якутия)". Законом предусматривается функционирование 12 видов кочевых школ, в том числе таких, как общинная школа, гувернерская школа, таежная школа, стационарная кочевая школа, воскресная школа, сетевая кочевая школа и др. Сетевая кочевая школа, например, - это кочевая школа, передвигающаяся между несколькими оленеводческими бригадами, осуществляющая очно-заочное обучение. Особенностью кочевых школ является то, что в структуру образовательного процесса входят очные сессии обучающихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей этнокультуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, семейное образование и самообразование.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Уникален опыт организации образовательного процесса в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации Закона от 22 июля 2008 г. 91-З N 73-IV "О кочевых школах Республики Саха (Якутия)". Законом предусматривается функционирование 12 видов кочевых школ, в том числе таких, как общинная школа, гувернерская школа, таежная школа, стационарная кочевая школа, воскресная школа, сетевая кочевая школа и др. Сетевая кочевая школа, например, - это кочевая школа, передвигающаяся между несколькими оленеводческими бригадами, осуществляющая очно-заочное обучение. Особенностью кочевых школ является то, что в структуру образовательного процесса входят очные сессии обучающихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей этнокультуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, семейное образование и самообразование.
Статья: Традиции юридического образования и науки в свете эго-источников: ценности и смыслы
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье актуализирован вопрос о потенциале эго-источников для познания эволюции образования и науки, в частности юридической. Обращено внимание на эго-терминологию, разнообразие эго-документов, их значимость в условиях антропологического поворота и развития memory studies. Показана особая роль корпуса эго-материалов в изучении истории российского образовательно-научного пространства; отдельно рассмотрены авто-тексты цензора и профессора А.В. Никитенко; подчеркнута необходимость использования источников субъективного толка при исследовании так называемых переходных периодов. Обращение к эго-источникам применительно к опыту юридического образования и науки связано с необходимостью расширения источникового пространства, многомерных характеристик такого опыта. Отмечено акцентирование схоларной проблематики, линии "учитель - ученик" в связи с включением авто-документов в изучение истории подготовки юристов и правоведения. Представлен опыт Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева в деле вовлечения в научные, учебные, музейные практики разнообразных источников личного происхождения. Сделан вывод о необходимости их самодостаточного осмысления в междисциплинарном ключе.
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье актуализирован вопрос о потенциале эго-источников для познания эволюции образования и науки, в частности юридической. Обращено внимание на эго-терминологию, разнообразие эго-документов, их значимость в условиях антропологического поворота и развития memory studies. Показана особая роль корпуса эго-материалов в изучении истории российского образовательно-научного пространства; отдельно рассмотрены авто-тексты цензора и профессора А.В. Никитенко; подчеркнута необходимость использования источников субъективного толка при исследовании так называемых переходных периодов. Обращение к эго-источникам применительно к опыту юридического образования и науки связано с необходимостью расширения источникового пространства, многомерных характеристик такого опыта. Отмечено акцентирование схоларной проблематики, линии "учитель - ученик" в связи с включением авто-документов в изучение истории подготовки юристов и правоведения. Представлен опыт Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева в деле вовлечения в научные, учебные, музейные практики разнообразных источников личного происхождения. Сделан вывод о необходимости их самодостаточного осмысления в междисциплинарном ключе.
Ситуация: Как заключить договор дарения гаража?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник гаража вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. Так, в частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник гаража вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. Так, в частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Статья: Правовые проблемы участия педагога или психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Заметим, что в настоящее время происходят существенные перемены в системе образования в целом, особенно отношения в школе к педагогу-учителю; количество обязанностей у него увеличивается. Характер взаимосвязи учитель - ученик - законный представитель (родитель) меняется, между ними складываются непростые общественные отношения (что подтверждается, например, материалами СМИ), в связи с чем вызов педагога для участия в следственных действиях представляет собой мнимое выполнение ими своих профессиональных обязанностей. Если же педагог или психолог попытаются активно участвовать в допросе, то это участие будет стихийным, случайным вмешательством.
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Заметим, что в настоящее время происходят существенные перемены в системе образования в целом, особенно отношения в школе к педагогу-учителю; количество обязанностей у него увеличивается. Характер взаимосвязи учитель - ученик - законный представитель (родитель) меняется, между ними складываются непростые общественные отношения (что подтверждается, например, материалами СМИ), в связи с чем вызов педагога для участия в следственных действиях представляет собой мнимое выполнение ими своих профессиональных обязанностей. Если же педагог или психолог попытаются активно участвовать в допросе, то это участие будет стихийным, случайным вмешательством.
Статья: Противодействие идеологии скулшутинга в муниципальных образовательных учреждениях
(Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Подводя итог, следует отметить, что для предотвращения актов агрессии в образовательных учреждениях нужна системная и комплексная работа по следующим ключевым направлениям: создание условий, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения с помощью организационно-технических мер; внедрение программ, обучающих сотрудников учреждения и учеников особенностям поведения в ситуации скулшутинга; организация системной профилактической деятельности в образовательной организации, направленной на раннее выявление подростков группы риска и их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение; воспитательная работа с подростками, направленная на формирование правильных ценностных ориентаций и активной гражданской позиции; мотивация классных руководителей, учителей, учеников к более внимательному отношению к деструктивным поведенческим индикаторам окружающих; проведение комплексных мер, направленных на нивелирование криминогенных детерминант скулшутинга, которые, как правило, заключаются не в видеоиграх, насилии на экране и т.п., а в проблемах развития общества, ошибках, заложенных при его построении и в нас самих.
(Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Подводя итог, следует отметить, что для предотвращения актов агрессии в образовательных учреждениях нужна системная и комплексная работа по следующим ключевым направлениям: создание условий, обеспечивающих безопасность образовательного учреждения с помощью организационно-технических мер; внедрение программ, обучающих сотрудников учреждения и учеников особенностям поведения в ситуации скулшутинга; организация системной профилактической деятельности в образовательной организации, направленной на раннее выявление подростков группы риска и их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение; воспитательная работа с подростками, направленная на формирование правильных ценностных ориентаций и активной гражданской позиции; мотивация классных руководителей, учителей, учеников к более внимательному отношению к деструктивным поведенческим индикаторам окружающих; проведение комплексных мер, направленных на нивелирование криминогенных детерминант скулшутинга, которые, как правило, заключаются не в видеоиграх, насилии на экране и т.п., а в проблемах развития общества, ошибках, заложенных при его построении и в нас самих.