Учет услуг такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет услуг такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Взносы на страхование от несчастных случаев: СФР (ФСС РФ) доначислил взносы на выплаты командированному работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Страхователь не исчислил взносы на страхование от несчастных случаев с выплат командированному работнику, например с оплаты такси, услуг VIP-зала аэропорта, с выплат за однодневную командировку (суточных) и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Страхователь не исчислил взносы на страхование от несчастных случаев с выплат командированному работнику, например с оплаты такси, услуг VIP-зала аэропорта, с выплат за однодневную командировку (суточных) и т.п.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Первичные документы для учета расходов по услугам такси
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Первичные документы для учета расходов по услугам такси
Вопрос: Об учете расходов на оплату услуг по мойке автомобиля, ремонту и техническому обслуживанию, комиссии, взимаемой службой сервиса заказа такси, на приобретение ГСМ в целях НПД.
(Письмо Минфина России от 30.07.2025 N 03-11-11/73806)Вопрос: Об учете расходов на оплату услуг по мойке автомобиля, ремонту и техническому обслуживанию, комиссии, взимаемой службой сервиса заказа такси, на приобретение ГСМ в целях НПД.
(Письмо Минфина России от 30.07.2025 N 03-11-11/73806)Вопрос: Об учете расходов на оплату услуг по мойке автомобиля, ремонту и техническому обслуживанию, комиссии, взимаемой службой сервиса заказа такси, на приобретение ГСМ в целях НПД.
Нормативные акты
Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"N N ЭСМ-1 "Рапорт о работе башенного крана", ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины", ЭСМ-3 "Рапорт о работе строительной машины (механизма)", ЭСМ-4 "Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)", ЭСМ-5 "Карта учета работы строительной машины (механизма)", ЭСМ-6 "Журнал учета работы строительных машин (механизмов)", ЭСМ-7 "Справка о выполненных работах (услугах)";
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"N N ЭСМ-1 "Рапорт о работе башенного крана", ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины", ЭСМ-3 "Рапорт о работе строительной машины (механизма)", ЭСМ-4 "Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)", ЭСМ-5 "Карта учета работы строительной машины (механизма)", ЭСМ-6 "Журнал учета работы строительных машин (механизмов)", ЭСМ-7 "Справка о выполненных работах (услугах)";
Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в ИТ-компаниях в санкционных условиях
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)продажи и предоставление удаленного доступа к собственным программам и базам данным (исключения, которые не позволят учитывать для применения налоговых льгот, составляют ИТ-услуги банков, брокеров, дилеров, служб такси и доставки, размещения объявлений о купле-продаже и пр.).
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)продажи и предоставление удаленного доступа к собственным программам и базам данным (исключения, которые не позволят учитывать для применения налоговых льгот, составляют ИТ-услуги банков, брокеров, дилеров, служб такси и доставки, размещения объявлений о купле-продаже и пр.).
Статья: Ответственность агрегаторов информации об услугах перевозки пассажиров
(Шереметьева Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Гражданско-правовая и административная ответственность владельца агрегатора может наступать при использовании недобросовестной рекламы. Так, Арбитражным судом Камчатского края рассматривалось заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕЗИтакси" о признании незаконным и необоснованным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю о признании распространяемой обществом рекламы ненадлежащей. Антимонопольный орган установил, что информационный контент рекламы распространялся в средствах наружной рекламы на бортах транспортных средств с текстом "Могут ездить все! Служба заказа транспорта ВЕЗИтакси...", на отдельных автобусах, легковых автомобилях. Реклама была распространена на листовках с шахматным узором желтого цвета и контактным телефоном, на визитках с таким же контактным телефоном, на радио и на специальном сайте. Комиссия УФАС по Камчатскому краю признала рекламу ненадлежащей. По материалам дела, владелец агрегатора самостоятельно определил содержание рекламы, что и не оспаривается обществом. Антимонопольный орган установил несоответствие действительности сведений о предоставлении хозяйствующим субъектом услуги такси, а также установлено, что искажается смысл информации, и потребители рекламы вводятся в заблуждение. Учитывая установленные обстоятельства, суд принял решение об обоснованности постановления, вынесенного антимонопольным органом <6>.
(Шереметьева Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Гражданско-правовая и административная ответственность владельца агрегатора может наступать при использовании недобросовестной рекламы. Так, Арбитражным судом Камчатского края рассматривалось заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕЗИтакси" о признании незаконным и необоснованным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю о признании распространяемой обществом рекламы ненадлежащей. Антимонопольный орган установил, что информационный контент рекламы распространялся в средствах наружной рекламы на бортах транспортных средств с текстом "Могут ездить все! Служба заказа транспорта ВЕЗИтакси...", на отдельных автобусах, легковых автомобилях. Реклама была распространена на листовках с шахматным узором желтого цвета и контактным телефоном, на визитках с таким же контактным телефоном, на радио и на специальном сайте. Комиссия УФАС по Камчатскому краю признала рекламу ненадлежащей. По материалам дела, владелец агрегатора самостоятельно определил содержание рекламы, что и не оспаривается обществом. Антимонопольный орган установил несоответствие действительности сведений о предоставлении хозяйствующим субъектом услуги такси, а также установлено, что искажается смысл информации, и потребители рекламы вводятся в заблуждение. Учитывая установленные обстоятельства, суд принял решение об обоснованности постановления, вынесенного антимонопольным органом <6>.
Статья: Налоговые обязательства при работе с агрегатором и водителями
(Герасимова Н.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Общество является таксомоторным парком, имеет в собственности транспортные средства. С водителями заключены агентские договоры. Услуги легкового такси оказываются через агрегаторов ("Яндекс", "Ситимобил"), с ними также заключен агентский договор. Вознаграждение поступает обществу за вычетом комиссии агрегатора. В свою очередь, общество перечисляет денежные средства водителям за вычетом своего вознаграждения. Оно учитывает в целях налогообложения прибыли только свое вознаграждение, страховые взносы и НДФЛ с доходов водителей (принципалов) не исчисляет. Может ли налоговый орган всю сумму, полученную от агрегаторов, включить в доходную часть по налогу на прибыль общества, доначислить НДФЛ и страховые взносы? Правомерно ли это?
(Герасимова Н.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Общество является таксомоторным парком, имеет в собственности транспортные средства. С водителями заключены агентские договоры. Услуги легкового такси оказываются через агрегаторов ("Яндекс", "Ситимобил"), с ними также заключен агентский договор. Вознаграждение поступает обществу за вычетом комиссии агрегатора. В свою очередь, общество перечисляет денежные средства водителям за вычетом своего вознаграждения. Оно учитывает в целях налогообложения прибыли только свое вознаграждение, страховые взносы и НДФЛ с доходов водителей (принципалов) не исчисляет. Может ли налоговый орган всю сумму, полученную от агрегаторов, включить в доходную часть по налогу на прибыль общества, доначислить НДФЛ и страховые взносы? Правомерно ли это?
Статья: Проблемы компенсации вреда жизни и здоровью пассажиров легкового такси
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)К тому же только признание положения п. 3 ст. 1 Закона N 67-ФЗ (в части такси) утратившим силу не решит проблемы в полной мере, так как изменения нужно вносить и в иные статьи Закона N 67-ФЗ, которые учли бы особенности договора ОСГОП в такси. В частности, в отличие от иных видов услуг по перевозке, перевозка легковым такси, в силу п. 1 ст. 31 УАТ, осуществляется на основании публичного договора, заключение которого допустимо в устной форме. Поэтому необходимо в Законе N 67-ФЗ проработать особый порядок подтверждения страхового случая.
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)К тому же только признание положения п. 3 ст. 1 Закона N 67-ФЗ (в части такси) утратившим силу не решит проблемы в полной мере, так как изменения нужно вносить и в иные статьи Закона N 67-ФЗ, которые учли бы особенности договора ОСГОП в такси. В частности, в отличие от иных видов услуг по перевозке, перевозка легковым такси, в силу п. 1 ст. 31 УАТ, осуществляется на основании публичного договора, заключение которого допустимо в устной форме. Поэтому необходимо в Законе N 67-ФЗ проработать особый порядок подтверждения страхового случая.
Вопрос: Об учете расходов, в том числе на оплату услуг по мойке автомобиля, по ремонту и техническому обслуживанию, на приобретение ГСМ, по взимаемой службой сервиса заказа такси комиссии, в целях НПД.
(Письмо Минфина России от 05.03.2025 N 03-11-11/21384)Вопрос: Об учете расходов, в том числе на оплату услуг по мойке автомобиля, по ремонту и техническому обслуживанию, на приобретение ГСМ, по взимаемой службой сервиса заказа такси комиссии, в целях НПД.
(Письмо Минфина России от 05.03.2025 N 03-11-11/21384)Вопрос: Об учете расходов, в том числе на оплату услуг по мойке автомобиля, по ремонту и техническому обслуживанию, на приобретение ГСМ, по взимаемой службой сервиса заказа такси комиссии, в целях НПД.
Статья: Регулирование таксомоторной отрасли: баланс между свободой конкуренции и государственным контролем
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)В заключение необходимо отметить, что, хотя юридические исследования и подтверждают наличие значительных проблем в отрасли таксомоторной деятельности, предлагаемые меры государственного регулирования могут быть избыточными и неэффективными. Рыночные механизмы, такие как рейтинг водителя и отзывы пассажиров, уже обеспечивают определенную степень саморегуляции на рынке такси. Важно учитывать баланс между свободой экономической деятельности и необходимостью защиты прав третьих лиц. Минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность является предпочтительным подходом для обеспечения устойчивого развития отрасли таксомоторных услуг.
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)В заключение необходимо отметить, что, хотя юридические исследования и подтверждают наличие значительных проблем в отрасли таксомоторной деятельности, предлагаемые меры государственного регулирования могут быть избыточными и неэффективными. Рыночные механизмы, такие как рейтинг водителя и отзывы пассажиров, уже обеспечивают определенную степень саморегуляции на рынке такси. Важно учитывать баланс между свободой экономической деятельности и необходимостью защиты прав третьих лиц. Минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность является предпочтительным подходом для обеспечения устойчивого развития отрасли таксомоторных услуг.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Возникает также вопрос об особенностях банкротства лиц, как имеющих, так и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, но осуществляющих деятельность в качестве самозанятых граждан. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, когда в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, в соответствии с ФЗ от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <1> самозанятые граждане вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии постановки на налоговый учет. К таким видам деятельности относятся: оказание услуг такси, курьерские услуги, сдача жилья в аренду, продажа товаров собственного производства, проведение ремонтных работ.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Возникает также вопрос об особенностях банкротства лиц, как имеющих, так и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, но осуществляющих деятельность в качестве самозанятых граждан. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, когда в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, в соответствии с ФЗ от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <1> самозанятые граждане вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии постановки на налоговый учет. К таким видам деятельности относятся: оказание услуг такси, курьерские услуги, сдача жилья в аренду, продажа товаров собственного производства, проведение ремонтных работ.
Статья: Налог на прибыль: нестандартные кейсы при реорганизации АО, уведомлении акционеров, аренде
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 3)Выводы судов о правомерности учета расходов на услуги такси
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 3)Выводы судов о правомерности учета расходов на услуги такси
Статья: Правовая природа правоотношений службы заказа легкового такси с перевозчиком легковым такси
(Скварко У.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Рассматривая возможность регулирования отношений СЗЛТ и перевозчика легковым такси посредством договора возмездного оказания услуг, следует учитывать, что ст. 20 Закона о такси однозначно обозначает цель правоотношений сторон. Соответствующее обстоятельство возможно продемонстрировать путем соотношения вопросов "что сделать?" и "для чего сделать?". Игнорирование вопроса "для чего сделать?" может привести к получению конструкции "процесс ради процесса", а не "достижение результата через процесс". Если так называемое вознаграждение СЗЛТ не будет находиться в прямой зависимости от последующих заключенных публичных договоров фрахтования, то заключенное между перевозчиком легковым такси и СЗЛТ соглашение без последующего достижения генеральной цели может утратить экономическую, организационную и практическую значимость. В это же время, как указано в Определении Верховного Суда РФ от 04.04.2023 N 305-ЭС22-24429, вопрос о гарантии достижения результата должен решаться путем толкования конкретного договора по правилам ст. 431 ГК РФ, с учетом воли сторон и цели соглашения.
(Скварко У.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Рассматривая возможность регулирования отношений СЗЛТ и перевозчика легковым такси посредством договора возмездного оказания услуг, следует учитывать, что ст. 20 Закона о такси однозначно обозначает цель правоотношений сторон. Соответствующее обстоятельство возможно продемонстрировать путем соотношения вопросов "что сделать?" и "для чего сделать?". Игнорирование вопроса "для чего сделать?" может привести к получению конструкции "процесс ради процесса", а не "достижение результата через процесс". Если так называемое вознаграждение СЗЛТ не будет находиться в прямой зависимости от последующих заключенных публичных договоров фрахтования, то заключенное между перевозчиком легковым такси и СЗЛТ соглашение без последующего достижения генеральной цели может утратить экономическую, организационную и практическую значимость. В это же время, как указано в Определении Верховного Суда РФ от 04.04.2023 N 305-ЭС22-24429, вопрос о гарантии достижения результата должен решаться путем толкования конкретного договора по правилам ст. 431 ГК РФ, с учетом воли сторон и цели соглашения.
Вопрос: Как отражаются для целей налога на прибыль расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов?
(Консультация эксперта, 2025)Организация вправе учесть расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов такси в зависимости от цели поездки в составе прочих расходов или расходов на оплату труда при надлежащем документальном подтверждении и обосновании необходимости таких поездок.
(Консультация эксперта, 2025)Организация вправе учесть расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов такси в зависимости от цели поездки в составе прочих расходов или расходов на оплату труда при надлежащем документальном подтверждении и обосновании необходимости таких поездок.