Учет курортного сБора
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет курортного сБора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитывать и уплачивать туристический налог
(КонсультантПлюс, 2025)В доходы по налогу на прибыль сумму туристического налога не включайте (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В доходы по налогу на прибыль сумму туристического налога не включайте (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумма туристического налога.
(ред. от 17.11.2025)При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумма туристического налога.
Статья: Командировки: разбираем вопросы о разном
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 19)Командировка в Питер: как учесть курортный сбор?
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 19)Командировка в Питер: как учесть курортный сбор?
Вопрос: Об определении налоговой базы по туристическому налогу, а также об НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания и учете туристического налога в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 03-05-04-06/24570)Учитывая изложенное, сумма туристического налога не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 03-05-04-06/24570)Учитывая изложенное, сумма туристического налога не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вопрос: Облагается ли НДФЛ сумма туристического налога, возмещаемая в 2025 г. бюджетным учреждением работнику, направляемому в командировку?
(Консультация эксперта, 2024)С нашей точки зрения, следует учитывать, что курортный сбор взимался при проживании физического лица в объекте размещения, которым являлось индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (п. 2 ч. 1 ст. 3, ст. 6, ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 214-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)С нашей точки зрения, следует учитывать, что курортный сбор взимался при проживании физического лица в объекте размещения, которым являлось индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (п. 2 ч. 1 ст. 3, ст. 6, ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 214-ФЗ).
Вопрос: О раскрытии информации о туристическом налоге в бухучете, предъявлении его суммы лицу, приобретающему услуги по временному проживанию, его учете в целях налога на прибыль и налоговой базе по НДС.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 07-01-10/12483)Для целей исчисления налога на прибыль организаций суммы туристического налога исключаются из доходов исходя из пункта 1 статьи 248 Кодекса, а также не учитываются в расходах исходя из пункта 4 статьи 270 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 07-01-10/12483)Для целей исчисления налога на прибыль организаций суммы туристического налога исключаются из доходов исходя из пункта 1 статьи 248 Кодекса, а также не учитываются в расходах исходя из пункта 4 статьи 270 Кодекса.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: экономическая целесообразность и правовое обоснование (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Таким образом, проблема юридической природы курортного сбора (как и любого обязательного платежа) гораздо шире - это вопрос соотнесения его правовой регламентации с основами налогообложения и финансового обеспечения бюджетов. На этот факт обращает внимание и Е.Ю. Сабитова: "По своей экономико-правовой характеристике данный платеж, хоть и называется курортным сбором, близок к целевым налогам", для признания его сбором не достает признака индивидуальной возмездности. Следствием такой размытости, своего рода гибридности является то, что "новый обязательный платеж по своим экономическим и юридическим характеристикам пока никак не встраивается в принятую государством систему налогов и сборов, его взимание не соответствует ни положениям НК РФ, ни основным принципам налогообложения, закрепленным в ст. 3 НК РФ. При установлении курортного сбора законодателем не учтены основополагающие нормы НК РФ и положений теории налогообложения". Но он не встраивается и в другую систему - обязательных неналоговых платежей, но уже по причине ее отсутствия. Выход виделся либо в придании курортному сбору налогового характера, либо законодательного оформления системы неналоговых платежей посредством принятия федерального закона, своего рода "кодекса неналоговых платежей", регламентирующего взимание обязательных неналоговых платежей, имеющих обязательный индивидуально-безвозмездный характер (полуналогов) [15, с. 28, 29].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 7)Таким образом, проблема юридической природы курортного сбора (как и любого обязательного платежа) гораздо шире - это вопрос соотнесения его правовой регламентации с основами налогообложения и финансового обеспечения бюджетов. На этот факт обращает внимание и Е.Ю. Сабитова: "По своей экономико-правовой характеристике данный платеж, хоть и называется курортным сбором, близок к целевым налогам", для признания его сбором не достает признака индивидуальной возмездности. Следствием такой размытости, своего рода гибридности является то, что "новый обязательный платеж по своим экономическим и юридическим характеристикам пока никак не встраивается в принятую государством систему налогов и сборов, его взимание не соответствует ни положениям НК РФ, ни основным принципам налогообложения, закрепленным в ст. 3 НК РФ. При установлении курортного сбора законодателем не учтены основополагающие нормы НК РФ и положений теории налогообложения". Но он не встраивается и в другую систему - обязательных неналоговых платежей, но уже по причине ее отсутствия. Выход виделся либо в придании курортному сбору налогового характера, либо законодательного оформления системы неналоговых платежей посредством принятия федерального закона, своего рода "кодекса неналоговых платежей", регламентирующего взимание обязательных неналоговых платежей, имеющих обязательный индивидуально-безвозмездный характер (полуналогов) [15, с. 28, 29].
Статья: Курортный сбор в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 11)- непредставление или несвоевременное представление в органы местного самоуправления сведений, необходимых для осуществления учета количества плательщиков курортного сбора, учета полноты, правильности и своевременности исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Краснодарского края, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде - штраф 5 000 - 10 000 руб.;
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 11)- непредставление или несвоевременное представление в органы местного самоуправления сведений, необходимых для осуществления учета количества плательщиков курортного сбора, учета полноты, правильности и своевременности исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Краснодарского края, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде - штраф 5 000 - 10 000 руб.;
Типовая ситуация: Туристический налог: основные правила
(Издательство "Главная книга", 2025)Учет у плательщика: для налога на прибыль и при УСН туристический налог не включают ни в доходы, ни в расходы. Проводки: Д 44.02 - К 68.17, Д 68.17 - К 68.90 (ст. ст. 248, 270 НК РФ, Рекомендации Минфина).
(Издательство "Главная книга", 2025)Учет у плательщика: для налога на прибыль и при УСН туристический налог не включают ни в доходы, ни в расходы. Проводки: Д 44.02 - К 68.17, Д 68.17 - К 68.90 (ст. ст. 248, 270 НК РФ, Рекомендации Минфина).
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Целями эксперимента по взиманию курортного сбора являются сохранение, восстановление и развитие курортов, формирование единого туристского пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. Первый этап эксперимента охватывал период по 31 декабря 2022 г. и распространялся на Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. При рассмотрении вопроса о продлении эксперимента указывалось, что за период с 1 мая 2018 г. по 2021 г. по результатам эксперимента собрано в Алтайском крае - 115,6 млн руб., в Краснодарском крае - 538,1 млн руб. и в Ставропольском крае - 904,4 млн руб. <46>. Второй этап эксперимента продлится до 31 декабря 2024 г. и уже распространяется, помимо указанных регионов России, на г. Санкт-Петербург и федеральную территорию "Сириус" <47>. Государственной Думой Федерального Собрания РФ рассматривался вопрос о распространении данного механизма на все субъекты РФ, которые будут самостоятельно на основе предложений муниципальных образований принимать решение о введении туристического сбора и определять его размер <48>. Такой проект федерального закона был снят с рассмотрения, однако можно рассчитывать на принятие решения в связи с поручением Президента РФ о внесении в законодательство изменений, устанавливающих право органов государственной власти субъектов РФ на введение курортного сбора с учетом опыта реализации эксперимента <49>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Целями эксперимента по взиманию курортного сбора являются сохранение, восстановление и развитие курортов, формирование единого туристского пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. Первый этап эксперимента охватывал период по 31 декабря 2022 г. и распространялся на Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. При рассмотрении вопроса о продлении эксперимента указывалось, что за период с 1 мая 2018 г. по 2021 г. по результатам эксперимента собрано в Алтайском крае - 115,6 млн руб., в Краснодарском крае - 538,1 млн руб. и в Ставропольском крае - 904,4 млн руб. <46>. Второй этап эксперимента продлится до 31 декабря 2024 г. и уже распространяется, помимо указанных регионов России, на г. Санкт-Петербург и федеральную территорию "Сириус" <47>. Государственной Думой Федерального Собрания РФ рассматривался вопрос о распространении данного механизма на все субъекты РФ, которые будут самостоятельно на основе предложений муниципальных образований принимать решение о введении туристического сбора и определять его размер <48>. Такой проект федерального закона был снят с рассмотрения, однако можно рассчитывать на принятие решения в связи с поручением Президента РФ о внесении в законодательство изменений, устанавливающих право органов государственной власти субъектов РФ на введение курортного сбора с учетом опыта реализации эксперимента <49>.
Вопрос: Об учете туристического налога в составе командировочных расходов в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-03-06/1/96816)Вопрос: Об учете туристического налога в составе командировочных расходов в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-03-06/1/96816)Вопрос: Об учете туристического налога в составе командировочных расходов в целях налога на прибыль.