Участники вооруженных конфликтов
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники вооруженных конфликтов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и элементы правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Законодательное регулирование участия граждан в обеспечении обороны и безопасности не является кодифицированным, единым правовым актом оно не урегулировано. Данное обстоятельство приводит к правовым пробелам и коллизиям. Международно-правовой подход к определению статуса комбатантов и некомбатантов, законных участников вооруженных конфликтов не является достаточным для национального права, которое ориентировано на объединение усилий государства, общества и личности в интересах защиты своей страны. В числе основных принципов обеспечения безопасности указаны приоритет предупредительных мер, взаимодействие с общественными объединениями, гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"), что не отражено в универсальных международных правовых актах.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Законодательное регулирование участия граждан в обеспечении обороны и безопасности не является кодифицированным, единым правовым актом оно не урегулировано. Данное обстоятельство приводит к правовым пробелам и коллизиям. Международно-правовой подход к определению статуса комбатантов и некомбатантов, законных участников вооруженных конфликтов не является достаточным для национального права, которое ориентировано на объединение усилий государства, общества и личности в интересах защиты своей страны. В числе основных принципов обеспечения безопасности указаны приоритет предупредительных мер, взаимодействие с общественными объединениями, гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"), что не отражено в универсальных международных правовых актах.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается утверждений авторов сообщения о том, что непредоставление государством-участником им как гражданским лицам - жертвам вооруженного конфликта и жертвам системы сексуального рабства, существовавшей в военное время, надлежащей социальной поддержки, репараций, льгот и признания, соразмерных понесенному им ущербу, являлось нарушением статей 1 и 2 Конвенции, то Комитет сослался на пункт 19 своей Общей рекомендации N 33, касающейся доступа женщин к правосудию, где он рекомендует государствам-участникам обеспечивать, чтобы правовая защита была адекватной, эффективной, оперативной, всеохватной и соразмерной тяжести причиненного ущерба. В зависимости от обстоятельств, средства правовой защиты должны включать реституцию (восстановление в правах), компенсацию (в виде денег, товаров или услуг) и реабилитацию (оказание медицинской и психологической помощи и оказание других социальных услуг). Средства возмещения гражданского ущерба и меры уголовного наказания не могут быть взаимоисключающими (пункт 9.3 Мнений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается утверждений авторов сообщения о том, что непредоставление государством-участником им как гражданским лицам - жертвам вооруженного конфликта и жертвам системы сексуального рабства, существовавшей в военное время, надлежащей социальной поддержки, репараций, льгот и признания, соразмерных понесенному им ущербу, являлось нарушением статей 1 и 2 Конвенции, то Комитет сослался на пункт 19 своей Общей рекомендации N 33, касающейся доступа женщин к правосудию, где он рекомендует государствам-участникам обеспечивать, чтобы правовая защита была адекватной, эффективной, оперативной, всеохватной и соразмерной тяжести причиненного ущерба. В зависимости от обстоятельств, средства правовой защиты должны включать реституцию (восстановление в правах), компенсацию (в виде денег, товаров или услуг) и реабилитацию (оказание медицинской и психологической помощи и оказание других социальных услуг). Средства возмещения гражданского ущерба и меры уголовного наказания не могут быть взаимоисключающими (пункт 9.3 Мнений).
Приказ Росстата от 22.09.2025 N 522
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования основных показателей, характеризующих уровень и динамику доходов населения"Таблица 109.22. Меры социальной поддержки, предоставленные участникам вооруженных конфликтов в мирное время за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (формирование по строке 25).
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования основных показателей, характеризующих уровень и динамику доходов населения"Таблица 109.22. Меры социальной поддержки, предоставленные участникам вооруженных конфликтов в мирное время за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (формирование по строке 25).
Статья: Современное состояние международного гуманитарного права и проблемы его исполнения: к 75-летию Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны
(Пузырева Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Кроме того, несмотря на наличие общей для всех Конвенций ст. 3, определяющей нормы поведения, обязательные для соблюдения участниками вооруженных конфликтов, не носящих международного характера, постепенно назрела необходимость в самостоятельном регулировании данного типа вооруженных конфликтов и в усилении защиты жертв таких конфликтов. Так, в 1977 году был принят и Протокол II, ставший первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов <3>. В 2005 году к Женевским конвенциям 1949 года был принят Протокол III, который учредил дополнительную эмблему - красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца <4>. Эта эмблема обеспечивает большую гибкость, в частности чтобы избежать любых предполагаемых политических, религиозных или культурных коннотаций.
(Пузырева Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Кроме того, несмотря на наличие общей для всех Конвенций ст. 3, определяющей нормы поведения, обязательные для соблюдения участниками вооруженных конфликтов, не носящих международного характера, постепенно назрела необходимость в самостоятельном регулировании данного типа вооруженных конфликтов и в усилении защиты жертв таких конфликтов. Так, в 1977 году был принят и Протокол II, ставший первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов <3>. В 2005 году к Женевским конвенциям 1949 года был принят Протокол III, который учредил дополнительную эмблему - красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца <4>. Эта эмблема обеспечивает большую гибкость, в частности чтобы избежать любых предполагаемых политических, религиозных или культурных коннотаций.
Статья: Право международных договоров и право вооруженных конфликтов: точки соприкосновения и направления дальнейшей гармонизации
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Аналогичным образом начало и протекание вооруженного конфликта сами по себе не означают существенное изменение обстоятельств, существовавших при заключении договора в контексте регулирования, установленного ст. 62 Венской конвенции 1969 г. При этом нельзя не отметить, что изменения политической конъюнктуры и общественно-политической атмосферы, сопровождающие вооруженный конфликт между участниками международного договора, могут по сути представлять собой фундаментальную трансформацию обстоятельств для целей исполнения отдельных международных договоров.
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Аналогичным образом начало и протекание вооруженного конфликта сами по себе не означают существенное изменение обстоятельств, существовавших при заключении договора в контексте регулирования, установленного ст. 62 Венской конвенции 1969 г. При этом нельзя не отметить, что изменения политической конъюнктуры и общественно-политической атмосферы, сопровождающие вооруженный конфликт между участниками международного договора, могут по сути представлять собой фундаментальную трансформацию обстоятельств для целей исполнения отдельных международных договоров.
Статья: Дифференциация международно-правовых статусов наемника, иностранного добровольца и сотрудника частной военной и охранной компании
(Сайфуллин Э.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Широко распространено ошибочное мнение, что поскольку наемники лишены статусов комбатанта и военнопленного и являются незаконными участниками вооруженного конфликта, то сторона, захватившая их, может поступать с ними по собственному усмотрению. Это не так. Статья 75 Дополнительного протокола I закрепляет основные гарантии лицам, не пользующимся более благоприятным статусом, среди которых гуманное обращение, уважение к личности, убеждениям, расе и вероисповеданию и т.д. Кроме того, наемники не лишены права на справедливый суд, их вина должна быть доказана в суде.
(Сайфуллин Э.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Широко распространено ошибочное мнение, что поскольку наемники лишены статусов комбатанта и военнопленного и являются незаконными участниками вооруженного конфликта, то сторона, захватившая их, может поступать с ними по собственному усмотрению. Это не так. Статья 75 Дополнительного протокола I закрепляет основные гарантии лицам, не пользующимся более благоприятным статусом, среди которых гуманное обращение, уважение к личности, убеждениям, расе и вероисповеданию и т.д. Кроме того, наемники не лишены права на справедливый суд, их вина должна быть доказана в суде.
Статья: Стороны как участники производства по уголовному делу в международном уголовном процессе
(Седова Д.А.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 4)Важно отметить, что в зарубежной доктрине авторы используют как понятие "третья сторона", так и понятие "третье государство". Автором в рамках исследования был сделан вывод, согласно которому эти понятия в целом отождествляются. Третья сторона - это участник международного уголовного процесса, представленный третьим государством (или международной организацией), не являющимся участником Римского статута. (В рамках данного исследования третье государство и международная организация, представляющие третью сторону в производстве по уголовному делу в МУС, могут как являться участниками вооруженного конфликта, так и не быть вовлечены в него.)
(Седова Д.А.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 4)Важно отметить, что в зарубежной доктрине авторы используют как понятие "третья сторона", так и понятие "третье государство". Автором в рамках исследования был сделан вывод, согласно которому эти понятия в целом отождествляются. Третья сторона - это участник международного уголовного процесса, представленный третьим государством (или международной организацией), не являющимся участником Римского статута. (В рамках данного исследования третье государство и международная организация, представляющие третью сторону в производстве по уголовному делу в МУС, могут как являться участниками вооруженного конфликта, так и не быть вовлечены в него.)
Статья: "Реанимация" мародерства в уголовном праве
(Кибальник А.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Отсутствие состояния "вынужденной необходимости" при изъятии и/или обращении чужого имущества в первую очередь представляет собой невозможность ссылки на состояние крайней необходимости, как она определена в ст. 39 УК РФ. Такого рода изъятие и/или обращение чужого имущества всегда исключает ответственность, если оно было совершено для спасения более ценного защищаемого блага, например жизни или здоровья лица (неважно какого - участника вооруженного конфликта, представителя гражданского населения и т.д.). Например, невозможно расценить как мародерство изъятие одежды или обуви убитого человека для поддержания жизнеобеспечения комбатанта или гражданского лица в суровых климатических условиях и т.п. Говоря иными словами, "вынужденная необходимость" будет иметь место в ситуациях, содержащих признаки крайней необходимости.
(Кибальник А.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Отсутствие состояния "вынужденной необходимости" при изъятии и/или обращении чужого имущества в первую очередь представляет собой невозможность ссылки на состояние крайней необходимости, как она определена в ст. 39 УК РФ. Такого рода изъятие и/или обращение чужого имущества всегда исключает ответственность, если оно было совершено для спасения более ценного защищаемого блага, например жизни или здоровья лица (неважно какого - участника вооруженного конфликта, представителя гражданского населения и т.д.). Например, невозможно расценить как мародерство изъятие одежды или обуви убитого человека для поддержания жизнеобеспечения комбатанта или гражданского лица в суровых климатических условиях и т.п. Говоря иными словами, "вынужденная необходимость" будет иметь место в ситуациях, содержащих признаки крайней необходимости.
Статья: Проблемы реализации социальных прав участников и ветеранов специальной военной операции, членов их семей: меры государственной защиты
(Шахова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Ключевым аспектом является недопущение социальной изоляции ветеранов. Это особенно актуально в свете исторического опыта участников других вооруженных конфликтов, таких как война в Афганистане, когда после завершения боевых действий отсутствовало социальное измерение государственной защиты, что приводило к тому, что ветераны оказывались в ситуации социальной дезадаптации.
(Шахова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Ключевым аспектом является недопущение социальной изоляции ветеранов. Это особенно актуально в свете исторического опыта участников других вооруженных конфликтов, таких как война в Афганистане, когда после завершения боевых действий отсутствовало социальное измерение государственной защиты, что приводило к тому, что ветераны оказывались в ситуации социальной дезадаптации.
Статья: Уголовно-правовая характеристика мародерства как преступления против мира и безопасности человечества в российском уголовном законодательстве
(Лобач Д.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Сложнее обстоит ситуация с теми, кто не пользуется правовой защитой в соответствии с международным гуманитарным правом. Так, согласно ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол N 1), наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Если круг потерпевших от мародерства определять исключительно через действие норм международного гуманитарного права, то лица, участвующие в вооруженном конфликте в качестве наемников, утрачивают статус лиц, пользующихся защитой, что закономерным образом исключает регулятивное действие нормы ст. 356.1 УК РФ. Вместе с тем бланкетный характер ст. 356.1 УК РФ не исчерпывается действием норм международного гуманитарного права, регламентирующих международные обязанности в сфере гуманитарного права, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках универсального правопреемства. Необходимость правовой защиты участников вооруженного конфликта, если они не могут быть признаны в качестве комбатантов или военнопленных (например, шпионы, наемники, террористы, бандиты), вытекает из международного принципа уважения прав и свобод человека, который дополняет и развивает действие уголовно-правового принципа гуманизма. По этой причине лица, которые не подпадают в системе международного гуманитарного права под международную защиту в качестве комбатантов или военнопленных, могут быть признаны в качестве потерпевших от мародерства.
(Лобач Д.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Сложнее обстоит ситуация с теми, кто не пользуется правовой защитой в соответствии с международным гуманитарным правом. Так, согласно ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол N 1), наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Если круг потерпевших от мародерства определять исключительно через действие норм международного гуманитарного права, то лица, участвующие в вооруженном конфликте в качестве наемников, утрачивают статус лиц, пользующихся защитой, что закономерным образом исключает регулятивное действие нормы ст. 356.1 УК РФ. Вместе с тем бланкетный характер ст. 356.1 УК РФ не исчерпывается действием норм международного гуманитарного права, регламентирующих международные обязанности в сфере гуманитарного права, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках универсального правопреемства. Необходимость правовой защиты участников вооруженного конфликта, если они не могут быть признаны в качестве комбатантов или военнопленных (например, шпионы, наемники, террористы, бандиты), вытекает из международного принципа уважения прав и свобод человека, который дополняет и развивает действие уголовно-правового принципа гуманизма. По этой причине лица, которые не подпадают в системе международного гуманитарного права под международную защиту в качестве комбатантов или военнопленных, могут быть признаны в качестве потерпевших от мародерства.