Участники общественных обсуждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники общественных обсуждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Принятие генерального плана без учета мнения отдельных граждан, не являющихся арендаторами либо собственниками земельного участка, само по себе не может свидетельствовать о нарушении процедуры общественных обсуждений и (или) о незаконности документа территориального планирования при том, что согласно положениям части 2 статьи 5.1, части 9 статьи 28 ГрК РФ право представить свои замечания и предложения по проекту изменения генерального плана муниципального образования принадлежит любому заинтересованному лицу, при этом такие предложения, не являясь обязательными для уполномоченных органов местного самоуправления, подлежат рассмотрению организатором общественных обсуждений с указанием в заключении о результатах общественных обсуждений аргументированных рекомендаций организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, после чего глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение либо о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования, либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Само по себе то обстоятельство, что при установлении функционального зонирования рассматриваемой территории не было учтено мнение правообладателя о наличии оснований к отнесению рассматриваемой территории к функциональной зоне, допускающей высотную жилую застройку, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части генерального плана городского округа Ялта, поскольку в силу статьи 5.1 ГрК РФ замечания и предложения участников общественных обсуждений подлежат обязательному рассмотрению организатором публичных обсуждений, однако исходя из содержания статьи 24 ГрК РФ сами по себе не являются безусловным основанием для изменения проекта документа территориального планирования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные обсуждения и публичные слушания как формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ч. 3 и 5 ст. 24 Закона об общественном контроле, общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а по результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с Законом об общественном контроле, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ч. 3 и 5 ст. 24 Закона об общественном контроле, общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а по результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с Законом об общественном контроле, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Решению задачи доступности предмета общественного обсуждения может способствовать и изменение законодательства в части расширения электронно-информационных возможностей участников общественных обсуждений. В большинстве случаев органы местного самоуправления ограничиваются размещением информации об общественных обсуждениях на сайте администрации населенного пункта, но такие интернет-источники неактивно используются населением. В пункте 2 части 4 статьи 5.1 ГрК РФ как альтернативные источники размещения информации предусмотрены официальный сайт органа местного самоуправления, специальная государственная или муниципальная информационная система, региональный портал государственных и муниципальных услуг. С учетом направленности государственной политики на цифровизацию для максимального распространения информации правильным было бы использование трех систем не альтернативно, а в совокупности. Более того, возможно, требуется проработать вопрос о размещении информации об общественных обсуждениях градостроительных решений и в иных информационных системах как "системах-агрегаторах" (которые только обеспечивают доступ к сведениям о проведении общественных обсуждений, содержащимся в указанных государственных, региональных, местных интернет-ресурсах). Как представляется, такой подход не исключает и создание специальной единой платформы по общественным обсуждениям и публичным слушаниям <17> по градостроительным вопросам, информация на которой должна быть максимально структурирована на основании административно-территориального деления Российской Федерации с учетом муниципального устройства. Создание такой структурированной платформы позволит заинтересованному лицу оперативно получать и отслеживать соответствующую информацию, облегчить ориентирование в ней, максимально точно (территориально) определять наличие (отсутствие) интереса в ее обсуждении.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Решению задачи доступности предмета общественного обсуждения может способствовать и изменение законодательства в части расширения электронно-информационных возможностей участников общественных обсуждений. В большинстве случаев органы местного самоуправления ограничиваются размещением информации об общественных обсуждениях на сайте администрации населенного пункта, но такие интернет-источники неактивно используются населением. В пункте 2 части 4 статьи 5.1 ГрК РФ как альтернативные источники размещения информации предусмотрены официальный сайт органа местного самоуправления, специальная государственная или муниципальная информационная система, региональный портал государственных и муниципальных услуг. С учетом направленности государственной политики на цифровизацию для максимального распространения информации правильным было бы использование трех систем не альтернативно, а в совокупности. Более того, возможно, требуется проработать вопрос о размещении информации об общественных обсуждениях градостроительных решений и в иных информационных системах как "системах-агрегаторах" (которые только обеспечивают доступ к сведениям о проведении общественных обсуждений, содержащимся в указанных государственных, региональных, местных интернет-ресурсах). Как представляется, такой подход не исключает и создание специальной единой платформы по общественным обсуждениям и публичным слушаниям <17> по градостроительным вопросам, информация на которой должна быть максимально структурирована на основании административно-территориального деления Российской Федерации с учетом муниципального устройства. Создание такой структурированной платформы позволит заинтересованному лицу оперативно получать и отслеживать соответствующую информацию, облегчить ориентирование в ней, максимально точно (территориально) определять наличие (отсутствие) интереса в ее обсуждении.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
(ред. от 31.07.2025)2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. По результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. По результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно сведениям ЕИС 21.11.2023 участником обязательного общественного обсуждения размещены замечания и (или) предложения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно сведениям ЕИС 21.11.2023 участником обязательного общественного обсуждения размещены замечания и (или) предложения.
Статья: Независимый мониторинг и общественное обсуждение закупок как основные формы общественного контроля государственных закупок
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок (далее - Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2019 г. N 1635 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <8>. В соответствии с Правилами общественное обсуждение закупок проводится для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 1 млрд руб. Основной принцип общественного обсуждения - добровольность участия, поэтому в обсуждении закупок могут принимать участие любые юридические и физические лица на равных условиях. С даты размещения в ЕИС плана-графика закупок до срока, по истечении которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено, участники общественного обсуждения могут разместить замечания или предложения в специализированном закрытом разделе ЕИС, которые впоследствии размещаются в открытой части данного раздела. Заказчик в течение двух дней размещает ответ по существу заданных вопросов. По результатам рассмотрения замечаний или предложений заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение или документацию о закупке, а также отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок (далее - Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2019 г. N 1635 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <8>. В соответствии с Правилами общественное обсуждение закупок проводится для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 1 млрд руб. Основной принцип общественного обсуждения - добровольность участия, поэтому в обсуждении закупок могут принимать участие любые юридические и физические лица на равных условиях. С даты размещения в ЕИС плана-графика закупок до срока, по истечении которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено, участники общественного обсуждения могут разместить замечания или предложения в специализированном закрытом разделе ЕИС, которые впоследствии размещаются в открытой части данного раздела. Заказчик в течение двух дней размещает ответ по существу заданных вопросов. По результатам рассмотрения замечаний или предложений заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение или документацию о закупке, а также отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Таким образом, программы комплексного развития систем инфраструктуры поселений, городских округов суть производные документы от генерального плана поселения, городского округа, в обсуждении проекта которого участники общественных обсуждений или публичных слушаний уже имели возможность выразить свое мнение на стадии обсуждения проекта генерального плана (схемы муниципального района). Соответственно - для рассматриваемого правоотношения установления публичного сервитута для отдельных целей в сложный юридический факт оснований, не препятствующих его установлению, общественное мнение уже заложено на стадии обсуждения проекта генерального плана, на основе которого, после его утверждения, формируется программа комплексного развития инфраструктуры поселения, городского округа.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Таким образом, программы комплексного развития систем инфраструктуры поселений, городских округов суть производные документы от генерального плана поселения, городского округа, в обсуждении проекта которого участники общественных обсуждений или публичных слушаний уже имели возможность выразить свое мнение на стадии обсуждения проекта генерального плана (схемы муниципального района). Соответственно - для рассматриваемого правоотношения установления публичного сервитута для отдельных целей в сложный юридический факт оснований, не препятствующих его установлению, общественное мнение уже заложено на стадии обсуждения проекта генерального плана, на основе которого, после его утверждения, формируется программа комплексного развития инфраструктуры поселения, городского округа.
Статья: Пределы судебного контроля при обжаловании решений, действий и бездействия должностных лиц
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Мнение участников общественных обсуждений и публичных слушаний не является обязательным для органов государственной власти и не порождает каких-либо субъективных прав, что, по всей вероятности, позволяет отнести данную группу административных действий лишь к числу организационных.
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Мнение участников общественных обсуждений и публичных слушаний не является обязательным для органов государственной власти и не порождает каких-либо субъективных прав, что, по всей вероятности, позволяет отнести данную группу административных действий лишь к числу организационных.
Статья: Обязательное обсуждение как перспективная форма общественного контроля муниципальных закупок
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Основной принцип общественного обсуждения - добровольность участия, поэтому в обсуждении закупок могут принимать участие любые юридические и физические лица на равных условиях. С даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок <5> (далее - ЕИС) плана-графика закупок до срока, по истечении которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено, участники общественного обсуждения могут направить замечания или предложения в закрытую часть специализированного раздела ЕИС "Обязательное обсуждение закупок", которые после проверки публикуются в открытой его части. Заказчик в течение двух дней размещает ответ по существу заданных вопросов. По результатам рассмотрения замечаний или предложений заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение или документацию о закупке, а также отменить закупку.
(Ибрагимов О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Основной принцип общественного обсуждения - добровольность участия, поэтому в обсуждении закупок могут принимать участие любые юридические и физические лица на равных условиях. С даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок <5> (далее - ЕИС) плана-графика закупок до срока, по истечении которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено, участники общественного обсуждения могут направить замечания или предложения в закрытую часть специализированного раздела ЕИС "Обязательное обсуждение закупок", которые после проверки публикуются в открытой его части. Заказчик в течение двух дней размещает ответ по существу заданных вопросов. По результатам рассмотрения замечаний или предложений заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение или документацию о закупке, а также отменить закупку.
Статья: Правовая природа общественного контроля и подходы к его регулированию в Российской Федерации
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, которым регулируется общественный контроль в иных сферах деятельности, помимо граждан и их объединений в качестве субъектов общественного контроля закреплен широкий перечень лиц и организаций, включая коммерческие организации (например, они названы участниками общественных обсуждений и публичных слушаний <37>), объединения юридических лиц <38>, общероссийские спортивные федерации и аккредитованные региональные спортивные федерации и их представители <39> и т.д. <40>. Во многих федеральных законах закрепляется, что общественный контроль может осуществляться специальными органами. Например, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений осуществляет общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений <41>. Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства возложен на правовые и технические инспекции труда профсоюзов <42>.
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, которым регулируется общественный контроль в иных сферах деятельности, помимо граждан и их объединений в качестве субъектов общественного контроля закреплен широкий перечень лиц и организаций, включая коммерческие организации (например, они названы участниками общественных обсуждений и публичных слушаний <37>), объединения юридических лиц <38>, общероссийские спортивные федерации и аккредитованные региональные спортивные федерации и их представители <39> и т.д. <40>. Во многих федеральных законах закрепляется, что общественный контроль может осуществляться специальными органами. Например, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений осуществляет общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений <41>. Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства возложен на правовые и технические инспекции труда профсоюзов <42>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Посетители порталов могут принять участие в обсуждении проекта нормативного правового акта, размещаемого ведомством и направить предложения по его улучшению, а также ознакомиться с паспортом проекта нормативного акта, в котором отражаются ход работы над проектом, отзывы и предложения участников общественного обсуждения, позиции ведомства-разработчика.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Посетители порталов могут принять участие в обсуждении проекта нормативного правового акта, размещаемого ведомством и направить предложения по его улучшению, а также ознакомиться с паспортом проекта нормативного акта, в котором отражаются ход работы над проектом, отзывы и предложения участников общественного обсуждения, позиции ведомства-разработчика.
Статья: Обзор изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)С 1 января 2025 г. изменятся правила доступа к официальному сайту ЕИС. До указанной даты такой доступ по общему правилу осуществлялся без регистрации; последняя требовалась только для участия в общественном обсуждении закупок (участникам таких обсуждений необходимо указать свою электронную почту и задать пароль). С началом 2025 г. доступ к информации и документам, размещенным на официальном сайте ЕИС в форме открытых данных, предоставляется только после идентификации, аутентификации и авторизации на портале госуслуг <2>. При этом для участников общественных обсуждений правила остаются прежними.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)С 1 января 2025 г. изменятся правила доступа к официальному сайту ЕИС. До указанной даты такой доступ по общему правилу осуществлялся без регистрации; последняя требовалась только для участия в общественном обсуждении закупок (участникам таких обсуждений необходимо указать свою электронную почту и задать пароль). С началом 2025 г. доступ к информации и документам, размещенным на официальном сайте ЕИС в форме открытых данных, предоставляется только после идентификации, аутентификации и авторизации на портале госуслуг <2>. При этом для участников общественных обсуждений правила остаются прежними.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, могут быть только определенные категории лиц. К их числу относятся граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, могут быть только определенные категории лиц. К их числу относятся граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Участники публичных слушаний и общественных обсуждений
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Участники публичных слушаний и общественных обсуждений