Участники налоговых правоотношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники налоговых правоотношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 137 "Право на обжалование" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Право на обжалование решения инспекции имеет непосредственно общество как налогоплательщик и участник налоговых правоотношений, а заявление участника общества как физического лица не подлежит удовлетворению, поскольку не затрагивает и не нарушает его права. При этом закон не препятствует судебной защите участником налогоплательщика своих прав в случае предъявления к нему самостоятельных требований, связанных с нарушением налогового законодательства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Право на обжалование решения инспекции имеет непосредственно общество как налогоплательщик и участник налоговых правоотношений, а заявление участника общества как физического лица не подлежит удовлетворению, поскольку не затрагивает и не нарушает его права. При этом закон не препятствует судебной защите участником налогоплательщика своих прав в случае предъявления к нему самостоятельных требований, связанных с нарушением налогового законодательства.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФПри постановке выводов по делу судом второй инстанции учтено, что хотя обязанность проверять состояние расчетов с бюджетом прямо не вменена ни одному из участников налоговых правоотношений: ни налогоплательщику, ни налоговому органу, акт сверки нужен прежде всего для выявления и устранения расхождений в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика и налогового органа. Более того, в регулярной проверке состояния расчетов с бюджетом заинтересованы обе стороны, поскольку такие действия позволят в дальнейшем избежать споров, связанных, например, с взысканием с налоговой задолженности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)"Банковское право", 2021, N 3
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)"Банковское право", 2021, N 3
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)3.3. Акторы цифровой экономики как участники
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)3.3. Акторы цифровой экономики как участники
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Участники правоотношений, регулируемых законодательством
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Участники правоотношений, регулируемых законодательством
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"9. В соответствии с Кодексом с 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"9. В соответствии с Кодексом с 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Статья: Уведомление о КИК за 2022 год
(Лукьянов П.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 4)Обратите внимание! Налоговики в Письме N ШЮ-4-13/5376 не пояснили, в какой конкретно срок организация - контролирующее лицо должна подать уточненную декларацию с отражением дохода в виде прибыли КИК. Термин "незамедлительно", используемый авторами Письма, является оценочным, который каждый из участников налоговых правоотношений вправе толковать в свою пользу. А это значит, что в данном случае применение налоговиками в отношении контролирующего лица санкции, предусмотренной ст. 129.5 НК РФ, заведомо станет предметом споров, поскольку для подготовки "уточненного" отчета потребуется время.
(Лукьянов П.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 4)Обратите внимание! Налоговики в Письме N ШЮ-4-13/5376 не пояснили, в какой конкретно срок организация - контролирующее лицо должна подать уточненную декларацию с отражением дохода в виде прибыли КИК. Термин "незамедлительно", используемый авторами Письма, является оценочным, который каждый из участников налоговых правоотношений вправе толковать в свою пользу. А это значит, что в данном случае применение налоговиками в отношении контролирующего лица санкции, предусмотренной ст. 129.5 НК РФ, заведомо станет предметом споров, поскольку для подготовки "уточненного" отчета потребуется время.
Статья: Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<*> Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ N 18-29-16102 "Трансформация правосубъектности участников налоговых, бюджетных и публичных банковских правоотношений в условиях развития цифровой экономики".
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<*> Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ N 18-29-16102 "Трансформация правосубъектности участников налоговых, бюджетных и публичных банковских правоотношений в условиях развития цифровой экономики".
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)В рамках трансформации деятельности контрольных (надзорных) органов в налоговой сфере <1>, предусматривающей соблюдение баланса частных и публичных интересов, на первый план выходит обеспечение осуществления законной деятельности всеми участниками налоговых правоотношений, направленной на исполнение требований законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом оценка эффективности деятельности налоговых органов напрямую зависит от выполнения ряда показателей, достижение которых является постепенным, сложным и многогранным процессом, направленным на добросовестное исполнение налоговых обязательств хозяйствующими субъектами.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)В рамках трансформации деятельности контрольных (надзорных) органов в налоговой сфере <1>, предусматривающей соблюдение баланса частных и публичных интересов, на первый план выходит обеспечение осуществления законной деятельности всеми участниками налоговых правоотношений, направленной на исполнение требований законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом оценка эффективности деятельности налоговых органов напрямую зависит от выполнения ряда показателей, достижение которых является постепенным, сложным и многогранным процессом, направленным на добросовестное исполнение налоговых обязательств хозяйствующими субъектами.
Статья: Правовые аспекты расчета действительных налоговых обязательств
(Рябова Е.В., Хоружий В.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Понятие "действительное налоговое обязательство" <1> (далее - ДНО) является категорией правоприменения, поскольку в законодательстве она не находит своего непосредственного закрепления. Формирование судебной доктрины по действительным налоговым обязательствам началось с Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" <2> (далее - Постановление N 53), в котором ВАС РФ определил перечень фактических обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности налоговой выгоды (занижения объема налоговых обязательств) и обусловленных недобросовестным поведением налогоплательщика посредством злоупотребления своими правами. Судебная доктрина ДНО, сформированная в Постановлении N 53, а впоследствии и законодательная концепция ДНО, закрепленная в ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), направлены на установление баланса прав, а по сути, возможностей со стороны участников налоговых правоотношений по определению объема ДНО.
(Рябова Е.В., Хоружий В.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Понятие "действительное налоговое обязательство" <1> (далее - ДНО) является категорией правоприменения, поскольку в законодательстве она не находит своего непосредственного закрепления. Формирование судебной доктрины по действительным налоговым обязательствам началось с Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" <2> (далее - Постановление N 53), в котором ВАС РФ определил перечень фактических обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности налоговой выгоды (занижения объема налоговых обязательств) и обусловленных недобросовестным поведением налогоплательщика посредством злоупотребления своими правами. Судебная доктрина ДНО, сформированная в Постановлении N 53, а впоследствии и законодательная концепция ДНО, закрепленная в ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), направлены на установление баланса прав, а по сути, возможностей со стороны участников налоговых правоотношений по определению объема ДНО.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В последние годы в доктрине налогового права интерес к юридическим обязанностям различных участников налоговых правоотношений снизился <1>, и в фокусе внимания исследователей все чаще оказываются права тех или иных субъектов налогового права и их законные интересы, что, в свою очередь, приводит к тому, что смысловое значение обязанностей налогоплательщиков чаще всего устанавливаются не путем определения соответствующего понятия, а через характеристику их видов и (или) перечисление структурных элементов.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В последние годы в доктрине налогового права интерес к юридическим обязанностям различных участников налоговых правоотношений снизился <1>, и в фокусе внимания исследователей все чаще оказываются права тех или иных субъектов налогового права и их законные интересы, что, в свою очередь, приводит к тому, что смысловое значение обязанностей налогоплательщиков чаще всего устанавливаются не путем определения соответствующего понятия, а через характеристику их видов и (или) перечисление структурных элементов.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В-третьих, правильнее было бы говорить не столько о праве иных лиц уплачивать налоги, сколько о праве самого налогоплательщика исполнять обязанность по уплате налога таким способом. Следовательно, это положение должно найти отражение в ст. 21 НК РФ "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)". Обращает на себя внимание то обстоятельство, что последние изменения в эту статью были внесены в связи с отнесением страховых взносов к категории налоговых платежей и возможностью использования МФЦ, а вопрос куда более существенного отражения не нашел. Главная сложность - в формулировке этого права. Нам представляются возможными такие варианты: "Налогоплательщики имеют право исполнять обязанность по уплате налога лично, через своих представителей и иных лиц, в том числе за счет последних", либо "налогоплательщики имеют права исполнять обязанности, предусмотренные настоящим кодексом, лично, при участии своих представителей или иных лиц". И это потребует либо внесения изменений в главу 4 НК РФ "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (и ее переименование), либо введения сразу после главы о представительстве новой статьи о праве иных лиц исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика. Предложенный вариант правового регламентирования имеет то преимущество, что легитимирует иных лиц в качестве участников налоговых правоотношений на стороне налогоплательщика.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В-третьих, правильнее было бы говорить не столько о праве иных лиц уплачивать налоги, сколько о праве самого налогоплательщика исполнять обязанность по уплате налога таким способом. Следовательно, это положение должно найти отражение в ст. 21 НК РФ "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)". Обращает на себя внимание то обстоятельство, что последние изменения в эту статью были внесены в связи с отнесением страховых взносов к категории налоговых платежей и возможностью использования МФЦ, а вопрос куда более существенного отражения не нашел. Главная сложность - в формулировке этого права. Нам представляются возможными такие варианты: "Налогоплательщики имеют право исполнять обязанность по уплате налога лично, через своих представителей и иных лиц, в том числе за счет последних", либо "налогоплательщики имеют права исполнять обязанности, предусмотренные настоящим кодексом, лично, при участии своих представителей или иных лиц". И это потребует либо внесения изменений в главу 4 НК РФ "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (и ее переименование), либо введения сразу после главы о представительстве новой статьи о праве иных лиц исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика. Предложенный вариант правового регламентирования имеет то преимущество, что легитимирует иных лиц в качестве участников налоговых правоотношений на стороне налогоплательщика.
Статья: Цифровизация налоговых правоотношений: теоретико-правовой аспект
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Автоматизация реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений осуществляется за счет внедрения и совершенствования АИС "Налог-3" (например, в рамках реализации обязанности по исчислению имущественных налогов), а также интерактивных сервисов ФНС России, которые приобретают значение составных элементов налогово-правового статуса налогоплательщиков.
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Автоматизация реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений осуществляется за счет внедрения и совершенствования АИС "Налог-3" (например, в рамках реализации обязанности по исчислению имущественных налогов), а также интерактивных сервисов ФНС России, которые приобретают значение составных элементов налогово-правового статуса налогоплательщиков.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Под частной налоговой правосубъектностью необходимо понимать предусмотренную законодательством о налогах и сборах способность индивидуальных и коллективных субъектов, исходя из собственного (частного) интереса и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу <142>, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях, а именно в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных участников налоговых правоотношений, не обладающих властными полномочиями.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Под частной налоговой правосубъектностью необходимо понимать предусмотренную законодательством о налогах и сборах способность индивидуальных и коллективных субъектов, исходя из собственного (частного) интереса и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу <142>, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях, а именно в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных участников налоговых правоотношений, не обладающих властными полномочиями.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Территориальное управление, являющееся налоговым агентом и участником налоговых правоотношений, несет ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Территориальное управление, являющееся налоговым агентом и участником налоговых правоотношений, несет ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности по уплате налогов в установленный срок
(КонсультантПлюс, 2025)Представительства и филиалы не являются юрлицами. Создавшее их юрлицо наделяет их имуществом и утверждает положения, на основании которых они действуют. Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения обособленных подразделений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, ч. 2 ст. 19 НК РФ). Они не имеют статуса налогоплательщика, не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений.
(КонсультантПлюс, 2025)Представительства и филиалы не являются юрлицами. Создавшее их юрлицо наделяет их имуществом и утверждает положения, на основании которых они действуют. Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения обособленных подразделений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, ч. 2 ст. 19 НК РФ). Они не имеют статуса налогоплательщика, не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений.