Участники бюджетных правоотношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники бюджетных правоотношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о том, что предприятие не может быть объектом контроля органов УФК, поскольку не является участником бюджетных правоотношений, основаны на неверном понимании норм права.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о том, что предприятие не может быть объектом контроля органов УФК, поскольку не является участником бюджетных правоотношений, основаны на неверном понимании норм права.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о том, что предприятие не может быть объектом контроля органов УФК, поскольку не является участником бюджетных правоотношений, основаны на неверном понимании норм права.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о том, что предприятие не может быть объектом контроля органов УФК, поскольку не является участником бюджетных правоотношений, основаны на неверном понимании норм права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Бюджетное право, в отличие от гражданского, есть публичная подотрасль права, характеризующаяся преобладанием императивных норм, существенно ограничивающих дискреционные полномочия участников правоотношений <5>. При этом определенные пределы субъективного усмотрения имеются также у субъектов в отраслях права публичного <6>, в связи с чем соответствие критерию добросовестности остается необходимым требованием к участникам бюджетных правоотношений.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Бюджетное право, в отличие от гражданского, есть публичная подотрасль права, характеризующаяся преобладанием императивных норм, существенно ограничивающих дискреционные полномочия участников правоотношений <5>. При этом определенные пределы субъективного усмотрения имеются также у субъектов в отраслях права публичного <6>, в связи с чем соответствие критерию добросовестности остается необходимым требованием к участникам бюджетных правоотношений.
Статья: Бюджетно-правовой режим как порядок поведения участников бюджетной деятельности
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетно-правовые отношения характеризуются особым кругом субъектов, определенным положениями бюджетного законодательства и спецификой правового регулирования, обусловленной движением денежных средств в рамках бюджетной системы. Исходя из этого, бюджетно-правовой режим устанавливает порядок поведения участников бюджетных правоотношений с учетом особенностей, связанных с методом правового регулирования бюджетного права, его субъектным составом и спецификой общественных отношений в сфере бюджетной деятельности.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетно-правовые отношения характеризуются особым кругом субъектов, определенным положениями бюджетного законодательства и спецификой правового регулирования, обусловленной движением денежных средств в рамках бюджетной системы. Исходя из этого, бюджетно-правовой режим устанавливает порядок поведения участников бюджетных правоотношений с учетом особенностей, связанных с методом правового регулирования бюджетного права, его субъектным составом и спецификой общественных отношений в сфере бюджетной деятельности.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
(ред. от 31.07.2025)бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
Статья: Реализация принципа прозрачности (открытости) в бюджетной деятельности институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Вместе с тем в настоящее время можно говорить о достаточно условной реализации принципа прозрачности в рамках отдельных отношений, урегулированных бюджетным законодательством <11>. Так, одним из ярких тому подтверждений является применение данного принципа в контексте деятельности отдельных участников бюджетных правоотношений, которые имеют статус институтов развития. В действующем законодательстве данная группа субъектов обозначена как "организации, целью деятельности которых в соответствии с их учредительными документами и (или) законодательством Российской Федерации является содействие проведению государственной политики и (или) развитию отдельных отраслей экономики Российской Федерации" <12>. Как из указанного определения, так и из перечня институтов развития, изложенного в распоряжении Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 3579-р, можно сделать вывод, что речь идет о наиболее значимых для российской экономики субъектах, что обусловливает их особую бюджетную правосубъектность.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Вместе с тем в настоящее время можно говорить о достаточно условной реализации принципа прозрачности в рамках отдельных отношений, урегулированных бюджетным законодательством <11>. Так, одним из ярких тому подтверждений является применение данного принципа в контексте деятельности отдельных участников бюджетных правоотношений, которые имеют статус институтов развития. В действующем законодательстве данная группа субъектов обозначена как "организации, целью деятельности которых в соответствии с их учредительными документами и (или) законодательством Российской Федерации является содействие проведению государственной политики и (или) развитию отдельных отраслей экономики Российской Федерации" <12>. Как из указанного определения, так и из перечня институтов развития, изложенного в распоряжении Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 3579-р, можно сделать вывод, что речь идет о наиболее значимых для российской экономики субъектах, что обусловливает их особую бюджетную правосубъектность.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Регулирование предоставления и использования субсидии частными субъектами на текущий момент определяется статьями 78 - 78.4 БК РФ, регулирование субсидий, предоставляемых участникам бюджетных правоотношений, - статьями 138.1, 139, 142.2, 142.3 БК РФ. Примечательно то, что определение субсидии, применяемое в отношениях между участниками бюджетного процесса, конкретизировано более детально, нежели определение субсидии, используемое в отношениях частных субъектов (вопросы по целям, определяемым в ст. 78 БК РФ, отсутствуют, поскольку детально регламентирован порядок). Например, в статье 138.1 БК РФ четко обозначено, что субсидии - это межбюджетные трансферы, которые выделяются для софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, когда исключал понятие субсидии из статьи 6 БК РФ. Полагаем, что достаточно было бы внести соответствующие изменения в определение понятия субсидии либо разграничить понятия субсидии, используемые для частных субъектов и субъектов бюджетного процесса.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Регулирование предоставления и использования субсидии частными субъектами на текущий момент определяется статьями 78 - 78.4 БК РФ, регулирование субсидий, предоставляемых участникам бюджетных правоотношений, - статьями 138.1, 139, 142.2, 142.3 БК РФ. Примечательно то, что определение субсидии, применяемое в отношениях между участниками бюджетного процесса, конкретизировано более детально, нежели определение субсидии, используемое в отношениях частных субъектов (вопросы по целям, определяемым в ст. 78 БК РФ, отсутствуют, поскольку детально регламентирован порядок). Например, в статье 138.1 БК РФ четко обозначено, что субсидии - это межбюджетные трансферы, которые выделяются для софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, когда исключал понятие субсидии из статьи 6 БК РФ. Полагаем, что достаточно было бы внести соответствующие изменения в определение понятия субсидии либо разграничить понятия субсидии, используемые для частных субъектов и субъектов бюджетного процесса.
Статья: Бюджетно-правовые нормы как элементы системы бюджетного права
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Через бюджетно-правовые нормы государство выражает свою волю на регулирование бюджетных отношений. Характерные особенности бюджетно-правовых норм проявляются через признаки нормы права, выделенные в общей теории права. Так, в качестве признаков нормы права называют фиксированность, формальную определенность, общеобязательность, властность, логичность <7>, а также нормативность, обеспеченность, микросистемность <8>. Применительно к бюджетно-правовой норме фиксированность отражает необходимую зависимость между субъектами бюджетных правоотношений при осуществлении ими бюджетной деятельности. Формальная определенность бюджетно-правовой нормы обусловлена ее закреплением в нормативном правовом акте, которым регламентируются субъективные права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений, а также границы их должного поведения. Общеобязательность бюджетно-правовой нормы позволяет глобально влиять на осуществление бюджетной деятельности посредством распространения ее действия на неопределенное число субъектов, вступающих в бюджетные правоотношения <9>. Властность относят к важнейшим признакам бюджетно-правовой нормы, она проявляется в том, что бюджетно-правовые нормы устанавливаются и санкционируются законодательным органом государства. Властность бюджетно-правовой нормы - это ее способность четко определять нужные государству и обществу бюджетные отношения и регулировать их. Логичность бюджетно-правовой нормы, обусловленная моделью определенных бюджетных правоотношений, означает, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных бюджетно-правовой нормой, субъект бюджетных правоотношений должен поступить так, как предписано данной нормой, если данный субъект так не поступает, для него наступают неблагоприятные последствия, предусмотренные для такого случая бюджетно-правовой нормой. Нормативность бюджетно-правовой нормы проявляется в том, что она закрепляет план финансирования государственного хозяйства на определенный период - бюджетный год. Наиболее ярко нормативность бюджетно-правовой нормы выражается в законах о бюджете, в которых закрепляется схема формирования, распределения и расходования бюджетных средств. Обеспеченность бюджетно-правовой нормы гарантируется государством применением бюджетных мер принуждения за ее нарушение. Для участников бюджетного процесса бюджетные меры принуждения за нарушение предписаний бюджетно-правовых норм закреплены в главе 30 Бюджетного кодекса РФ. Микросистемность бюджетно-правовой нормы отражается в ее сложной структуре. Как и любая норма права, бюджетно-правовая норма состоит из взаимосвязанных структурных элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. Единство и взаимосвязь структурных элементов выражается в том, что диспозиция бюджетно-правовой нормы определяет правила поведения, права и обязанности участников бюджетных правоотношений, гипотеза - условия реализации диспозиции, а санкция - вид и меру бюджетной ответственности за нарушение предписаний бюджетно-правовой нормы.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Через бюджетно-правовые нормы государство выражает свою волю на регулирование бюджетных отношений. Характерные особенности бюджетно-правовых норм проявляются через признаки нормы права, выделенные в общей теории права. Так, в качестве признаков нормы права называют фиксированность, формальную определенность, общеобязательность, властность, логичность <7>, а также нормативность, обеспеченность, микросистемность <8>. Применительно к бюджетно-правовой норме фиксированность отражает необходимую зависимость между субъектами бюджетных правоотношений при осуществлении ими бюджетной деятельности. Формальная определенность бюджетно-правовой нормы обусловлена ее закреплением в нормативном правовом акте, которым регламентируются субъективные права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений, а также границы их должного поведения. Общеобязательность бюджетно-правовой нормы позволяет глобально влиять на осуществление бюджетной деятельности посредством распространения ее действия на неопределенное число субъектов, вступающих в бюджетные правоотношения <9>. Властность относят к важнейшим признакам бюджетно-правовой нормы, она проявляется в том, что бюджетно-правовые нормы устанавливаются и санкционируются законодательным органом государства. Властность бюджетно-правовой нормы - это ее способность четко определять нужные государству и обществу бюджетные отношения и регулировать их. Логичность бюджетно-правовой нормы, обусловленная моделью определенных бюджетных правоотношений, означает, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных бюджетно-правовой нормой, субъект бюджетных правоотношений должен поступить так, как предписано данной нормой, если данный субъект так не поступает, для него наступают неблагоприятные последствия, предусмотренные для такого случая бюджетно-правовой нормой. Нормативность бюджетно-правовой нормы проявляется в том, что она закрепляет план финансирования государственного хозяйства на определенный период - бюджетный год. Наиболее ярко нормативность бюджетно-правовой нормы выражается в законах о бюджете, в которых закрепляется схема формирования, распределения и расходования бюджетных средств. Обеспеченность бюджетно-правовой нормы гарантируется государством применением бюджетных мер принуждения за ее нарушение. Для участников бюджетного процесса бюджетные меры принуждения за нарушение предписаний бюджетно-правовых норм закреплены в главе 30 Бюджетного кодекса РФ. Микросистемность бюджетно-правовой нормы отражается в ее сложной структуре. Как и любая норма права, бюджетно-правовая норма состоит из взаимосвязанных структурных элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. Единство и взаимосвязь структурных элементов выражается в том, что диспозиция бюджетно-правовой нормы определяет правила поведения, права и обязанности участников бюджетных правоотношений, гипотеза - условия реализации диспозиции, а санкция - вид и меру бюджетной ответственности за нарушение предписаний бюджетно-правовой нормы.
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)А.А. Пастушенко обоснованно указывает, что в ст. 306.1 БК РФ разграничиваются понятия "бюджетное нарушение" и "действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство". Субъектом первого могут быть только участники бюджетной деятельности (бюджетных правоотношений). Второе же понятие относится к лицам, не являющимся участниками бюджетных правоотношений (например, юридическое лицо (субъект хозяйствования), которое осуществило нецелевое использование бюджетных средств; лицо, получившее субсидию в порядке ст. 78 БК РФ, и т.д.) <11>;
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)А.А. Пастушенко обоснованно указывает, что в ст. 306.1 БК РФ разграничиваются понятия "бюджетное нарушение" и "действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство". Субъектом первого могут быть только участники бюджетной деятельности (бюджетных правоотношений). Второе же понятие относится к лицам, не являющимся участниками бюджетных правоотношений (например, юридическое лицо (субъект хозяйствования), которое осуществило нецелевое использование бюджетных средств; лицо, получившее субсидию в порядке ст. 78 БК РФ, и т.д.) <11>;
Статья: Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<*> Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ N 18-29-16102 "Трансформация правосубъектности участников налоговых, бюджетных и публичных банковских правоотношений в условиях развития цифровой экономики".
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<*> Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ N 18-29-16102 "Трансформация правосубъектности участников налоговых, бюджетных и публичных банковских правоотношений в условиях развития цифровой экономики".
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Развитие правового регулирования бюджетного контроля последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к совершенствованию механизмов самоконтроля участников бюджетных правоотношений. Речь идет о Федеральным законе от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <17>, который определил понятия и систему субъектов внутреннего финансового аудита и мониторинга качества финансового менеджмента.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Развитие правового регулирования бюджетного контроля последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к совершенствованию механизмов самоконтроля участников бюджетных правоотношений. Речь идет о Федеральным законе от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <17>, который определил понятия и систему субъектов внутреннего финансового аудита и мониторинга качества финансового менеджмента.
Статья: О структуре бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, указанные подходы к определению бюджетно-правовой нормы позволяют рассматривать ее как правило поведения, установленное государством, обязательное для участников бюджетных правоотношений, исполнение которого обеспечивается мерами государственного принуждения, а с позиции системы бюджетного права - первичный элемент, "кирпичик", регулирующий те общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности, которые изначально являются основой, базисом должного поведения участников бюджетных правоотношений.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, указанные подходы к определению бюджетно-правовой нормы позволяют рассматривать ее как правило поведения, установленное государством, обязательное для участников бюджетных правоотношений, исполнение которого обеспечивается мерами государственного принуждения, а с позиции системы бюджетного права - первичный элемент, "кирпичик", регулирующий те общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности, которые изначально являются основой, базисом должного поведения участников бюджетных правоотношений.
Статья: Финансовое право в межотраслевом институте достоинства личности
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В Бюджетный кодекс РФ еще в 2007 г. <30> были введены категории публичного обязательства, публичного нормативного обязательства. Однако до настоящего времени они остались без проработки доктринальной основы и с сомнительным прикладным (правореализационным) эффектом. Кроме того, публичное обязательство в Бюджетном кодексе РФ присутствует, однако корреспондирующего публичного права требования их исполнения у физических лиц в бюджетном законодательстве не предусмотрено, поскольку последние не признаются участниками бюджетных правоотношений. Более того, всякие притязания к взысканию бюджетных средств "защищаются" правовым режимом иммунитета бюджета, требуют исключительно судебного подтверждения, принудительное исполнение взысканий за счет средств бюджета исключено из общей процедуры исполнительного производства и передано самому должнику (ст. 239 БК РФ).
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В Бюджетный кодекс РФ еще в 2007 г. <30> были введены категории публичного обязательства, публичного нормативного обязательства. Однако до настоящего времени они остались без проработки доктринальной основы и с сомнительным прикладным (правореализационным) эффектом. Кроме того, публичное обязательство в Бюджетном кодексе РФ присутствует, однако корреспондирующего публичного права требования их исполнения у физических лиц в бюджетном законодательстве не предусмотрено, поскольку последние не признаются участниками бюджетных правоотношений. Более того, всякие притязания к взысканию бюджетных средств "защищаются" правовым режимом иммунитета бюджета, требуют исключительно судебного подтверждения, принудительное исполнение взысканий за счет средств бюджета исключено из общей процедуры исполнительного производства и передано самому должнику (ст. 239 БК РФ).
Статья: Система органов бюджетного администрирования, пределы их компетенции
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)<10> См.: Долматова Н.Г. К вопросу о правовом регулировании полномочий участников бюджетных правоотношений в области обеспечения бюджетной безопасности // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 10. С. 30 - 34.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)<10> См.: Долматова Н.Г. К вопросу о правовом регулировании полномочий участников бюджетных правоотношений в области обеспечения бюджетной безопасности // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 10. С. 30 - 34.
Статья: Понятие и правовое регулирование согласительных процедур (на примере принятия федерального закона о федеральном бюджете)
(Афонина О.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Х.В. Пешкова полагает, что исходя из имущественного характера финансовых правоотношений приемлемо использовать цивилистический подход к определению понятия интереса субъектов бюджетных правоотношений. Учитывая положения теории Р. Иеринга, Х.В. Пешкова предлагает понимать под интересом участников бюджетных правоотношений элемент правового статуса субъекта бюджетного правоотношения, обусловливающий целевую направленность его поведения <12>.
(Афонина О.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Х.В. Пешкова полагает, что исходя из имущественного характера финансовых правоотношений приемлемо использовать цивилистический подход к определению понятия интереса субъектов бюджетных правоотношений. Учитывая положения теории Р. Иеринга, Х.В. Пешкова предлагает понимать под интересом участников бюджетных правоотношений элемент правового статуса субъекта бюджетного правоотношения, обусловливающий целевую направленность его поведения <12>.